Вероятно, являлся богом нижнего мира. Само имя Семаргл, восходит к индоевропейскому корню «седм» и может быть переведено как «семиглавый». Правда, славяне почитали и другого семиглавого бога — Руевита, также считавшегося повелителем подземных божеств.
По другим данным, Семаргл являлся божеством низшего порядка, охраняющим семена и посевы. Его представляли в образе священного крылатого пса. На росписях и резьбе в разных храмах можно увидеть изображения подобных животных.
Как показывают лингвистические исследования, образ Семаргла уходит своими корнями в древнейший индоевропейский пантеон. Английский ученый К.Тревер полагает, что русский Семаргл происходит от иранского Сенмурва, божества плодородия, в которого верили древние скифы. Сенмурв изображался в образе собаки. После перехода на Русь его стали называть Переплутом. Б.А.Рыбаков считает, что в названии божества отражена связь с корнями растений.
Культ Семаргла-Переплута был тесно связан с русалиями, празднествами в честь красивых крылатых птицедев, которые являлись божествами орошения полей. При князе Владимире изображение Семаргла было установлено в Киеве вместе с семью главнейшими божествами древнерусского пантеона.
Известно, что в честь Семаргла приносились специальные жертвы. Идолу Семаргла девушки доставляли еду и ритуальные напитки. На одном из сохранившихся браслетов чеканщик запечатлел этот старинный обряд и изображение идола. Вероятно, изображение Семаргла вырезались и на растущих деревьях.
Вера в Семаргла сохранялась и в конце XIV в., о чем свидетельствуют упоминания о нем в повестях, посвященых Куликовской битве. Правда, чтобы не нарушать христианской идеологии памятника, Семаргл отнесен к татарским божествам. В то время нельзя было открыто признать, что простые воины одинаково верили и в христианских, и в языческих богов.