Понедельник, Декабрь 11, 2017

Наступление весны всегда ассоциируется с ожиданием наступления чего-то нового в жизни. Сердце наполняется чувством. любви и радости. Народ считал, что если люди, особенно детвора, сумеют ладить друг с другом и быть дружными, то и весна будет дружной.В этот месяц пробуждается не только природа, но тело человека, появляется внутренняя тяга жизни. В названии месяца явно, для уха, слышно: прелость, прель, русское слово  "преет" обозначает отогревается. Название же месяца происходит из латыни «аперире - апрекус - априлис», что обозначает отогревающий землю – солнцем согреваемый – дары свои раскрывающий.

Многие народы, занимающиеся земледелием,праздновали в древности воскрешение весной своих богов, которые умирали с наступлением холодов, осенью. Природные преображения связывали с дождем и солнцем: «Апрель всех напоит». В апреле детвора зазывали на землю дождь, заманивали и жар солнечный:

Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошко: Посыплю горошку.


Дни за днями бегут, В красненьких сапожках, В беленьких чулочках.

Твои детки плачут, Пить, есть хотят.


Дождик, дождик, пуще! Дадим тебе гущи;

Дождик, дождик, пуще - Дай хлеба гуще!


Дождичек, роси, роси, Девушка, расти, расти!


Я у Бога сирота, Отпираю ворота.

Ключиком, замочком, Золотым платочком.


В русском словаре существует множество образных, природных, названий Апреля: березозол, цветень, ручейник, водогон, предвестник лета.

Красной горкой, так представлялся апрель предкам нашим, с этой горки Ярило-солнышко в лето вкатевает, с этим событием связанны все основные знаменательные дни и праздники. Некогда существовал обряд встречи весны красной или солнца с яра- горы, которые раньше всех покрываются ковром молодой травы.

В языческих персонажах особо выделялась, как источник мироздания, Мать Сыра Земля, ею клялись заключая договора, целуя или прикладывали к голове кусок дерна. Бывало, крупицу почвы съедали. На Руси, Земля считалась одной из самых главных «стихий» как воздух,  вода и огонь. Весной оживали все эти стихии, но источником жизни, в понимании предков, считалась Земля.

После принятия христианства, образ Матери Сырой Земли объединился с образом Богородицы.  В «Повести временных лет» есть такие строки: «Паки же и землю глаголють матерью... Да еще им есть земля мати, то отец им есть небо». С первыми весенними дождиками Земляпросыпается для любви. Клятва Матери Сырой Земле считалась на Руси самой сильной, нерушимой.

В народе верили, что вместе с пробуждением природыпросыпаются души усопших, проявляясь на цветах и траве; просыпаетсяи нечистая сила: облакогонитель, водило, обдериха, лоскотуха, щекотун, летавец, икотница, опрокидень, леший, русалка, водяной. Боясь проделок нечисти, старались поддерживать чистоту в доме, в полночь из дома не выходили, не оставляли грязную посуду, накрывали сосуды с водой и горшки с едой, закрывали окна, читалимолитвы, рассказывали сказки на ночь, оберегающие и детей и взрослых истории. Особенно это практиковалось в праздники, т.к. считали, что они отличаются от будних дней усилением магического начала мироздания.Начинали праздники после того как зайдет солнце, поэтому и была необходимость очень осторожного вхожденияв них.

Начинается Апрель с обманного дня.

«1 апреля — никому не верь!» — говорит детвора и взрослые. Праздник шутки, или по современному «День дурака» появился при Петре Первом.Считается, что шутками и смехом люди отгоняыт от себя силу нечистую, становясь чище душой и крепче телом. На Руси были скоморохи, особые люди, которые ходили по городам, селам и деревням, приносярадость лядям,веселя их. Пик их деятельности приходился на апрель. Во времена царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, скоморохи подвергались в России гонениям, но обычай в Западной Европе веселиться ишутить первого апреля, русскому народу пришелся по душе. В древнем Риме первапрельский день посвящался богу смеха, в этот день полагалось разыгрывать, шутить, переодеваться, обманывать, и т.д.

В Индии 1 апреля отмечают рождение бога Шивы («Шива» -  приносящий счастье), считается, что чем веселее пройдет этот день, тем счастливее будет народ  в наступившем году. Популярными были, в этот праздник игры - обманки. Похожее проведение первого апреля было и на Руси, не даром у русского народа существовала погворка: «Апрель обманет, под май подведет».

7 апреля празднуется Благовещенье -.один из любимых народных праздников весны. Пресвятой Богородице, в канун Благовещенья, разжигали костры, водили хороводы вокруг домов, а иногда и деревень. Пламя костра воспринималось как очищающая сила, как посредник между божеством и человеком. В русском духовном стихе «Жена милосердная» раскрывалась особенная волшебная сила огня:

В печи огонь — пламя претворилось,

Во печи всяки травы вырастали,

Всякими цветами зацветали.

Невредим младенец пребывает,

 По различным цветам гуляет,

Евангельскую книгу читает,

Сам ангельския песни воспевает.

Огнем приманивали тепло небесное на землю, помогая проснутся Матери Сырой Земли. Костры разжигали при помощи трения двух  дощечек, что бы пламя костра было чистым, живым, такой огонь помогал оживать природе. Обряд «чин хлебопреломления» свершался в ночь, перед Благовещением. Корни обряда берут свое начало из дохристианской, языческой поры, от моления богине плодородия Ладе (Живе), а после принятия христианства Богородице. Ночью выпекали особый хлеб раздавая его вместе с маленькими иконками Богоматери всем молящимся. Считалось, что этот хлеб и небольшие иконки наделены особой силой, которая способна обеспечить плодородие полей, садов и огородов. В этот день начинался «благовещенский год», он считался «самым большим праздником у Бога», в этот день даже грешников не мучают в аду. Считалось, что самой природе радостен этот праздник, что даже солнце «играет» при своем восходе, приветствуя его. На Благовещенье традиционно свершали ритуальные действия: из клеток выпускали на волю птиц,  веря что птицы возвещают Богу о доброте освободителей; сжигали старую обувь и соломенные зимние постели; прыгая через костер, верили в очищабщую силу огня; дряхлых стариков выводили, а кого и вывозили под «солнышко красное», собирали для них милостыню; перебирались спать в прохладные сени из теплых горниц  и пр. В весеннее время организовывали Красную горку, но в разные сроки: и в разгар весны, и на ее переходе. Совершалось это следующим образом: дети и молодежь высыпали на улицу гурьбой или на луг зеленый, где и заводили игры, хороводы и пение.

Выбирали хорошенькую девушку, которая должна была служить символом весны. Украшали ее живыми цветами и вьющейся зеленью, венок из цветов надевали на голову и усадив на скамью, сделанную из дерна в виде трона, вокруг расставляли разнообразные кушания: масло, сыр, молоко и т.д. Всю еду осыпали цветами и венками. Цветы, как считалось, впитывали волшебную способность усиливать плодородие. Венки и кушанья как символ жизни выбранная девушка раздавала тем, кто особенно проявил себя в играх  и песнях. Многие хранили эти дары до прихода новой весны.

На Благовещенье нельзя было работать: «Красная девка косы не плетет, птица гнезда не вьет». По народому преданию считалось: если птица завьет гнездо в день Благовещенья, то на некоторое время, в наказание, у нее отнимутся крылья. Особо под запретом были земледельческие работы. Однако в песнях и играх чаще упоминалось именно они, т.к. к этому времени «Бог благословил землю на сеянье». Очищающие обряды поручали проводить детворе, чтобы отогнать проснувшуюся нечисть: они ударяли в сковороды и посуду, сделанную из металла, трезвонили в маленькие колокольчики, просто кричали, жгли мусор, навоз и т.д. Взрослые же  дарили молодежи благовещенское печение: девушкам — «серны»;  парням — «бороны» и «плуги». Подаренное печение брали с собой на полевые работы.

Много в народном календаре апреля знаменательных дней.

12 апреля, день автора книги, почитавшейся на Руси, Иоанна Синайского, «Лествица рая», рассказывающая о нравственном и духовном приближении человека к Богу, к идеалу по ступеням лестницы самосовершенствования. Эта «лествица» соединяла землю и небо. По обычаю приготовлялись в этот день пироги или хлебные печенья напоминающие, своей формой, лестницу. Каждому выпекалась индивидуальная, специально ему предназначенная,«лествица», чтобы каждый, кто стремится к небесному идеалу, рос человеком добрым. Примечали, какая у кого лесенка получилась, а поскольку в ней делалось 12 ступеней — по числу месяцев в году, то и по виду ступеней (подгорелая, румяная) старались угадать, когда, в каком месяце,  ждать беду или радость. Над пирогами служили, в церкви, молебен с водосвятием. Эти хлебные лесенки с пожеланиями благими, отдавали нищим и всем кто нуждался. Так, пища телесная соединялась в представлении народном, с духовным очищениеми самосовершенствованием.

16 апреля — по народному поверью «Никитин день», в этот день, просыпается водяной и, чтобы он был добрым, необходимо его умилостивить, принося жертву. Это действие особенно было важным для рыбаков: которые произносили древнее заклинание, в сказочном, магическом контексте «Вот дедушка для тебя, гостинец на новоселье, жалуй да люби нас!»

 В Никитин день старались остерегаться водяного, держать при себе оберег - Петров крест, известную в болотистых местах травку, а первую выловленную рыбу бросить обратно в воду как плату водяному. Этот день считался праздником озер, рек и ручьев, которые и олицетворяли образ водяного. Нередко в празднике народном соединялась сказка с действительностью, так детвора хлопала по воде ладонями, бросали в воду хлебные крошки, да остатки пшенной каши, одновременно, будя водяного после зимней спячке и подкармливая вполне реальных водных обитателей.

18 апреля — день Федула-ветреника. Самые известные пословицы на этот день: «Пришел Федул — теплом подул», а если погода ненастная: «Федул губы надул». Так же интересна забава, довольно старинная: первый кто услышит в этот день сверчка, тот сможет приманит тепло на землю. В этот день растворялись все окна, и люди, от мала до велика, вслушивались, надеясь услышать знакомый стрекот. Раньше Федулы-ветренника окна не открывали: «Кто до Федула окно растворил — тот к ненастью угодил».

Приметы апреля позволяли увидеть каким будет лето:

4 апреля наблюдая за восходом солнца, и если видели его в красных кругах, то ожидали плодородного, богатого лета;

21 апреля по народному календарю встречается солнце и месяц: если в этот день светло и тихо, то встреча прошла по-доброму и лето ожидали хорошее, а если пасмурно — то плохое.

В последних днях апреля по всей Руси проводились веселые, буйные Ярилины игры, на освободившихся от снега полях водили хороводы, на высоких ярах устраивались зрелищные представления и состязания. Это были веселые праздничные дни, в основе которых лежала забота о земле,  подготовкак работам на пашне: «Волочился Ярило по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил, а где он ногою, так жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».

Девушки плели венки из первых цветов, пасечники выносили ульи, на свет божий, в день святого Пуда (28 апреля ), «На день Пуда вынимай пчел из-под спуда», а 30 апреля в день святых Савватия и Зосима, добавляли: «Попаси Зосим Соловецкий пчелок стаями, роями, густыми медами», освещали в церкови медовые соты, угощали золотистыми сладкими кусочками веселящуюся от души молодежь. Наблюдая, как сходят последние пласты снега, подмечали: если на ощупь снег шершавый — к богатому урожаю, если гладкий — к недороду. Наблюдали как разливаются реки, пополняя народные знания: «Разлив большой— урожай хороший». Так народ участвовал в весеннем пробуждении природы, так подходилиони по годовому кругу дней к трудовому маю, но и в мае были не только бриллиантбудни, но и моного праздничных дней. В старинной русской книге «Громнике», есть интересное предупреждение: гром в апреле, служит недобрым знаком, будут «злые недуги», а вот для правителей ранний гром пользителен: «будет радость и веселье царствующим».

Символы этого месяца: цветок - душистый горошек; камень — символизирующий водную стихию бриллиант.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС