Это коренной месяц осени, десятый по привычному для нас счету и восьмой (по-латыни октобер), если вести отсчет от весеннего начала года. На Руси он имел свое имя, и не одно. Чаще всего его называли листопадом и листобоем. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист - к колодной зиме, лег гладкой стороной - к недороду, шершавой - озимые не померзнут.
В доме тепло и уютно, а выглянешь в окошко - дождь да грязь, отсюда «грязник»: «В "грязник" ложка воды ведром грязи оборачивается». Глядя на обеденный стол, давали и другие прозвища: хлебник, кисельник. Слыл этот месяц тихим, семейным временем для домашних дел и свадеб. Поэтому чаще всего именовали его свадебником: «Месяц ненастья - начало семейного счастья».
14 октября - особый день, - Покров, по христианскому календарю - Покров Пресвятой Богородицы. Когда-то покров (фата) считался священным свадебным убором, объединяющим молодых в новую семью. Достаточно было парню принародно накрыть покровом приглянувшуюся ему девушку, чтобы она считалась его законной женой. В день Покрова девушки вымаливали у Божьей Матери хорошего жениха да семейного счастья: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!»
Готовиться к празднику начинали с покровской субботы: готовили разнообразную еду и хмельное питье, прибирали и утепляли жильё с приговором: «Покров, натопи хату без дров». Считалось, что, если не ухитишь (благоустроишь) избу до Покрова, останется она такой на весь год. Топили бани и совершали обряд «смывания девичьих гульб»; собирали девичий пот и тайком подливали в чарку жениха для приворота его любви.
С Покрова начинались свадьбы, а старики следили за приметами: покрыл в этот день снег землю - будет много свадеб, до самого Филиппова заговенья (28 ноября). Считалось, что первый снег отгоняет от порога нечистую силу. Дело, конечно, не в приметах: время это по окончании сельских работ - спокойное и сытное, для свадеб лучшее.
Покров день девушки проводили в своем кругу, веселились в складчину: «Покров весело проведешь - дружка милого найдешь». Иногда приглашали в компанию парня и по его словам, поведению, движениям гадали о судьбе. Мужчины старались завершить все торговые сделки, рассчитаться с долгами, получить деньги за труды; деньги на свадьбы и подарки нужны были немалые.
Покров - один из любимейших праздников на Руси, хотя событие, вызвавшее его к жизни, произошло в далеком X в. в столице Византии Царьграде, во Влахернском храме. Предание гласит, что во время всенощного бдения блаженный Христа ради юродивый Андрей в четвертом часу ночи поднял свой взор к небу и увидел: идет по воздуху Пресвятая Дева, рядом с ней св. Иоанн Креститель и св. Иоанн Богослов, а далее, как облака, множество святых.
Видел юродивый Андрей, как долго молилась Богородица о людях, обо всем мире, а потом, подойдя к Престолу, сняла со Своей головы покров - омофор и простерла над молящимися в храме, оберегая их от напастей. Когда Божья Матерь ушла, то покров стал невидимым.
Это церковное предание крепко вошло в духовный мир русского человека. Оно совпало с древним представлением о Матери-Сырой-Земле, о богине языческого пантеона русичей Мокоши, ставшей в крещении Параскевой Пятницей, чьи дни празднуются 27 октября и 10 ноября. Близок сердцу русского человека был этот праздник еще и потому, что в середине октября наступают первые осенние заморозки: мокрый снег, листва покрывали землю. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает где листиком, где снежком», и еще: «На Покрова до обеда осень, а после обеда зима».
Покров считался днем русских прях. С незапамятной глубины, от лучины до неонового освещения, проходили засидки прях, беседы-посиделки женщин и девушек. Называли эти посиделки капустниками. Обязательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты. Девушки-невесты в этот день старались изготовить холст-оберег, искусно вышить на нем старинные волшебные узоры, тем самым демонстрируя всем, что они готовы стать женами-хозяйками.
В христианской Руси считали, что в день Покрова и после него Мать Пресвятая Богородица находится среди людей. Над людскими молитвами ее небесный Покров. Она простирает его и над грехами, и над любовью, и над верой и надеждой нашей. В этом Божья мать людям заступница, утешительница, сердцем понимающая сынов и дочерей человеческих. Молитва этого дня: «Помяни нас во твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
15 октября - день блаженного Андрея - прямое продолжение праздника Покрова. По преданию, он был родом славянин. Много видений было даровано свыше блаженному Андрею. В одном из пророческих видений был ему явлен в аллегории путь духовного возвышения по небесной вертикали. В полусне предстало перёд ним два войска: белое, чистое и черное, мрачное. Белое - ангельское, черное - бесовское.
Один из белоснежнейших, как покровский снег, Ангелов сказал Андрею: «Иди на добрый подвиг, будь юродив ради меня и много получишь в день Царства Моего». Все переменилось в жизни Андрея. Надел он рубище и стал простецом, чистым и наивным. Всю свою жизнь брел он сквозь обиды и насмешки людей, с улыбкой терпел оскорбления, переносил побои. Это терпение, смирение и чистота были одарены Господом, и получил он от него редкий дар пророчества, глазами сердца сподобился увидеть Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, оградившую от бед всю человеческую обитель. Рассказ о блаженном Андрее - хорошее дополнение к спокойным беседам на покровских посиделках.
По русскому народному календарю 15 октября - день Куприяна и Устиньи, которые считались защитниками людей от «злого очарования», т. е. от наваждений и нечистой силы.
17 октября - заповедный леший день. Изгнанная в сентябре из села в лес нечисть в этот день проваливается до весны под землю, стараясь при этом напакостить людям. Потому в лес в леший день старались не ходить, зато врагам своим говорили: «Иди к лешему» или «Леший бы тебя задавил». Лешаков-лесовиков можно было узнать ночью по светящимся ярким зеленым светом глазам. Мог леший быть крохотным и под листочком прятаться, а мог быть и «выше леса стоячего, облака ходячего». Кого нужда заставляла в лес идти, старались обходить тропинки, следили, чтобы не ступить в отпечаток ступни лешего: случится такое - обязательно заболеешь. Считалось, что лесовик особенно опасен для молоденьких девушек.
Знал народ, какими способами, кроме креста и молитвы, оборониться от бесовского наваждения: верхнюю одежду вывернуть наизнанку, ботинки поменять с одной ноги на другую. У самого-то лешего все шиворот-навыворот, вот и вас он в вывернутом не узнает, отпустит, приняв за своего. При встрече надо обязательно дать понять, что вы его обнаружили, и сказать: «Овечья морда, овечья шерсть! Шел, нашел, потерял!»
К утру, с пением первых петухов проваливается нечисть под землю. При этом хватается за корни деревьев, отчего те трещат. Попадется в этот момент человек - обязательно утащат в свое темное царство, чтоб не скучать зимним небытием в одиночестве.
В этот день на Руси издревле молились о сохранении от злых чар, пуще всего боясь, что навредит нечистая сила осенним свадьбам.
27 октября - день Прасковьи Грязнухи. Полагалось обратиться к Прасковье-Параскеве с просьбой избавить от одиночества, от лихого житья: «Прасковья - бабья доля, не обойди мой дом, мое житье погляди, справно ли, крепко ли?» В этот день женщины ставили на белую чистую скатерть чугунок с едой прямо из печи. Пока остывал, пекли пироги с капустой, рыбой, запаренной в меду калиной. Поставив на стол готовые пироги, осторожно снимали чугунок и по отпечатавшемуся на скатерти «кругу жизни», пристально всматриваясь во все складочки и черточки, узнавали о грядущих событиях в семейной жизни.
Обряды октябрьские связаны в основном с семейными делами.
2 октября - день Зосимы и Саввы, заступников пчел. Устраивали домашний праздник со сладостями, он так и назывался - «лакомый стол». После него для сохранения здоровья полагалось по утрам съедать ложку меда. В этот день ульи ставили в погреба и омшаники;
3 октября - Астафьев день, несли подношения водяному, особенно те, в чьем роду случалось быть утопленнику. На другой день заклинали плодородие, назмили (удобряли навозом) землю с молитвой о будущем урожае;
7 октября - Фекла Заревница - считался днем узлов: все, что завяжешь в этот день, на счастье. Если узелок не развяжут, то счастье крепким будет;
8 октября - на Сергия Капустника - всей семьей капусту квасили, капустные пироги стряпали: «Хлеб да капуста лихого не подпустят»;
11 октября - в Харитонов день - несли подарки местной ведунье, чтобы свадьбу не расстроила, беременность не прервала;
15 октября - молились Куприяну и Устинье, чтоб от злого очарования уберегли;
18 октября - в день Харитины - скручивали нить и повязывали на левое запястье, оберегаясь от сглаза и порчи;
25 октября - на Андроника - гадали по звездам о погоде и урожае, обращались к своей звезде с просьбой освободить от тягот житейских: обматывали верхушку шеста ветошью, шли в поле, поджигали ветошь, направляли на звезду и заклинали:. «Отведи от меня по руслу огня то, что гнетет меня»;
29 октября - считался целебным днем, выносили на солнышко зимние вещи.
По приметам в октябре определяли погоду на оставшуюся осень и когда зима ляжет.
1 октября - на Орину - полетели журавли - на Покров жди мороз, не полетели - до Артемия (2 ноября) морозам не быть.
3 октября - на Астафия тепло и паутина летит - осень жди хорошую, северный ветер подул - стужа близко, южный - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к вёдру.
8 октября - выпал снег - зима на Михайлов день установится (21 ноября ).
23 октября - на Евлампия рога месяца показывают, откуда ветрам быть, на полночь (север) повернуты - быть скорой зиме и снег посуху ляжет, на полдень (юг) смотрят - скорой зимы не жди, до Казанской (4 ноября) будет грязь да .слякоть.
Камень октября опал, цветок - календула.