Понедельник, Декабрь 11, 2017

ОктябрьЭто коренной месяц осени, десятый по привыч­ному для нас счету и восьмой (по-латыни октобер), если вести отсчет от весеннего начала года. На Руси он имел свое имя, и не одно. Чаще всего его называ­ли листопадом и листобоем. С падением листвы свя­зана такая примета: начисто опал лист - к колод­ной зиме, лег гладкой стороной - к недороду, шер­шавой - озимые не померзнут.

 

В доме тепло и уютно, а выглянешь в окошко - дождь да грязь, отсюда «грязник»: «В "грязник" лож­ка воды ведром грязи оборачивается». Глядя на обе­денный стол, давали и другие прозвища: хлебник, кисельник. Слыл этот месяц тихим, семейным временем для домашних дел и свадеб. Поэтому чаще всего именовали его свадебником: «Месяц ненас­тья - начало семейного счастья».

14 октября - особый день, - Покров, по христиан­скому календарю - Покров Пресвятой Богородицы. Когда-то покров (фата) считался священным свадеб­ным убором, объединяющим молодых в новую семью. Достаточно было парню принародно накрыть покро­вом приглянувшуюся ему девушку, чтобы она счи­талась его законной женой. В день Покрова девуш­ки вымаливали у Божьей Матери хорошего жениха да семейного счастья: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!»

Готовиться к празднику начинали с покровской субботы: готовили разнообразную еду и хмельное пи­тье, прибирали и утепляли жильё с приговором: «По­кров, натопи хату без дров». Считалось, что, если не ухитишь (благоустроишь) избу до Покрова, останет­ся она такой на весь год. Топили бани и совершали обряд «смывания девичьих гульб»; собирали деви­чий пот и тайком подливали в чарку жениха для приворота его любви.

С Покрова начинались свадьбы, а старики следи­ли за приметами: покрыл в этот день снег землю - будет много свадеб, до самого Филиппова заговенья (28 ноября). Считалось, что первый снег отгоняет от порога нечистую силу. Дело, конечно, не в приме­тах: время это по окончании сельских работ - спо­койное и сытное, для свадеб лучшее.

Покров день девушки проводили в своем кругу, веселились в складчину: «Покров весело прове­дешь - дружка милого найдешь». Иногда пригла­шали в компанию парня и по его словам, поведению, движениям гадали о судьбе. Мужчины старались завершить все торговые сделки, рассчитаться с долга­ми, получить деньги за труды; деньги на свадьбы и подарки нужны были немалые.

Покров - один из любимейших праздников на Руси, хотя событие, вызвавшее его к жизни, произош­ло в далеком X в. в столице Византии Царьграде, во Влахернском храме. Предание гласит, что во время всенощного бдения блаженный Христа ради юроди­вый Андрей в четвертом часу ночи поднял свой взор к небу и увидел: идет по воздуху Пресвятая Дева, рядом с ней св. Иоанн Креститель и св. Иоанн Богослов, а далее, как облака, множество святых.

Видел юродивый Андрей, как долго молилась Бо­городица о людях, обо всем мире, а потом, подойдя к Престолу, сняла со Своей головы покров - омофор и простерла над молящимися в храме, оберегая их от напастей. Когда Божья Матерь ушла, то покров стал невидимым.

Это церковное предание крепко вошло в духов­ный мир русского человека. Оно совпало с древ­ним представлением о Матери-Сырой-Земле, о бо­гине языческого пантеона русичей Мокоши, став­шей в крещении Параскевой Пятницей, чьи дни празднуются 27 октября и 10 ноября. Близок серд­цу русского человека был этот праздник еще и по­тому, что в середине октября наступают первые осен­ние заморозки: мокрый снег, листва покрывали землю. В народе говорили: «Октябрь землю покры­вает где листиком, где снежком», и еще: «На Пок­рова до обеда осень, а после обеда зима».

Покров считался днем русских прях. С незапамятной глубины, от лучины до неонового освеще­ния, проходили засидки прях, беседы-посиделки женщин и девушек. Называли эти посиделки капу­стниками. Обязательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты. Девушки-невесты в этот день старались изготовить холст-оберег, ис­кусно вышить на нем старинные волшебные узоры, тем самым демонстрируя всем, что они готовы стать женами-хозяйками.

В христианской Руси считали, что в день Покро­ва и после него Мать Пресвятая Богородица нахо­дится среди людей. Над людскими молитвами ее небесный Покров. Она простирает его и над греха­ми, и над любовью, и над верой и надеждой нашей. В этом Божья мать людям заступница, утешитель­ница, сердцем понимающая сынов и дочерей че­ловеческих. Молитва этого дня: «Помяни нас во тво­их молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погиб­нем за умножение грехов наших, покрый нас от вся­кого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

15 октября - день блаженного Андрея - прямое продолжение праздника Покрова. По преданию, он был родом славянин. Много видений было дарова­но свыше блаженному Андрею. В одном из проро­ческих видений был ему явлен в аллегории путь духовного возвышения по небесной вертикали. В полусне предстало перёд ним два войска: белое, чи­стое и черное, мрачное. Белое - ангельское, черное - бесовское.

Один из белоснежнейших, как покровский снег, Ангелов сказал Андрею: «Иди на добрый подвиг, будь юродив ради меня и много получишь в день Царства Моего». Все переменилось в жизни Андрея. Надел он рубище и стал простецом, чистым и наи­вным. Всю свою жизнь брел он сквозь обиды и на­смешки людей, с улыбкой терпел оскорбления, пе­реносил побои. Это терпение, смирение и чистота были одарены Господом, и получил он от него ред­кий дар пророчества, глазами сердца сподобился увидеть Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, оградившую от бед всю человеческую обитель. Рас­сказ о блаженном Андрее - хорошее дополнение к спокойным беседам на покровских посиделках.

По русскому народному календарю 15 октября - день Куприяна и Устиньи, которые считались защит­никами людей от «злого очарования», т. е. от на­важдений и нечистой силы.

17 октября - заповедный леший день. Изгнанная в сентябре из села в лес нечисть в этот день провалива­ется до весны под землю, стараясь при этом напакос­тить людям. Потому в лес в леший день старались не ходить, зато врагам своим говорили: «Иди к лешему» или «Леший бы тебя задавил». Лешаков-лесовиков можно было узнать ночью по светящимся ярким зеле­ным светом глазам. Мог леший быть крохотным и под листочком прятаться, а мог быть и «выше леса стоячего, облака ходячего». Кого нужда заставляла в лес идти, старались обходить тропинки, следили, что­бы не ступить в отпечаток ступни лешего: случится такое - обязательно заболеешь. Считалось, что лесо­вик особенно опасен для молоденьких девушек.

Знал народ, какими способами, кроме креста и мо­литвы, оборониться от бесовского наваждения: вер­хнюю одежду вывернуть наизнанку, ботинки поме­нять с одной ноги на другую. У самого-то лешего все шиворот-навыворот, вот и вас он в вывернутом не узнает, отпустит, приняв за своего. При встрече надо обязательно дать понять, что вы его обнаружили, и сказать: «Овечья морда, овечья шерсть! Шел, нашел, потерял!»

К утру, с пением первых петухов проваливается нечисть под землю. При этом хватается за корни де­ревьев, отчего те трещат. Попадется в этот момент человек - обязательно утащат в свое темное царство, чтоб не скучать зимним небытием в одиночестве.

В этот день на Руси издревле молились о сохране­нии от злых чар, пуще всего боясь, что навредит не­чистая сила осенним свадьбам.

27 октября - день Прасковьи Грязнухи. Полага­лось обратиться к Прасковье-Параскеве с просьбой избавить от одиночества, от лихого житья: «Праско­вья - бабья доля, не обойди мой дом, мое житье по­гляди, справно ли, крепко ли?» В этот день женщины ставили на белую чистую скатерть чугунок с едой прямо из печи. Пока остывал, пекли пироги с капус­той, рыбой, запаренной в меду калиной. Поставив на стол готовые пироги, осторожно снимали чугунок и по отпечатавшемуся на скатерти «кругу жизни», при­стально всматриваясь во все складочки и черточки, узнавали о грядущих событиях в семейной жизни.

Обряды октябрьские связаны в основном с семей­ными делами.

2 октября - день Зосимы и Саввы, заступников пчел. Устраивали домашний праздник со сладостя­ми, он так и назывался - «лакомый стол». После него для сохранения здоровья полагалось по утрам съедать ложку меда. В этот день ульи ставили в по­греба и омшаники;

3 октября - Астафьев день, несли подношения водяному, особенно те, в чьем роду случалось быть утопленнику. На другой день заклинали плодородие, назмили (удобряли навозом) землю с молитвой о будущем урожае;

7 октября - Фекла Заревница - считался днем узлов: все, что завяжешь в этот день, на счастье. Если узелок не развяжут, то счастье крепким будет;

8  октября - на Сергия Капустника - всей семьей капусту квасили, капустные пироги стряпали: «Хлеб да капуста лихого не подпустят»;

11 октября - в Харитонов день - несли подарки местной ведунье, чтобы свадьбу не расстроила, беременность не прервала;

15 октября - молились Куприяну и Устинье, чтоб от злого очарования уберегли;

18 октября - в день Харитины - скручивали нить и повязывали на левое запястье, оберегаясь от сглаза и порчи;

25 октября - на Андроника - гадали по звездам о погоде и урожае, обращались к своей звезде с просьбой освободить от тягот житейских: обматывали верхушку шеста ветошью, шли в поле, поджигали ветошь, направляли на звезду и заклинали:. «Отведи от меня по руслу огня то, что гнетет меня»;

29 октября - считался целебным днем, выносили на солнышко зимние вещи.

По приметам в октябре определяли погоду на оставшуюся осень и когда зима ляжет.

1 октября - на Орину - полетели журавли - на Покров жди мороз, не полетели - до Артемия (2 ноября) морозам не быть.

3 октября - на Астафия тепло и паутина летит - осень жди хорошую, северный ветер подул - стужа близко, южный - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к вёдру.

8 октября - выпал снег - зима на Михайлов день установится (21 ноября ).

23 октября - на Евлампия рога месяца показывают, откуда ветрам быть, на полночь (север) повернуты - быть скорой зиме и снег посуху ляжет, на полдень (юг) смотрят - скорой зимы не жди, до Казанской (4 ноября) будет грязь да .слякоть.

Камень октября опал, цветок - календула.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС