Понедельник, Декабрь 11, 2017


НоябрьЕсли считать от весеннего начала года, то ноябрь был девятым (по-латыни «новембер») месяцем, а на Руси называли его грудень. В этом древнерусском слове мы улавливаем всю картину предзимнего времени: смерзшаяся земля лежит мертвыми грудами, наступают сумерки года, раскрываются ворота зимы, сковывают воду ледовые кузнецы: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит». Точно подмечено в народе: «Рассвет с сумерками среди дня в ноябре встречается».

 

8 ноября - Вселенская родительская суббота, посвященная светлой памяти всех дорогих усопших. Начинается этот праздник в субботу перед Дмитриевым днем, Пословица напоминает: «Дмитриева суббота - кутейникам работа». Кутья - русская обрядовая поминальная еда: каша из обдирного теста с изюмом и медом или просто рис с изюмом. В этот день пекли блины, готовили всевозможные кушанья и хмельные напитки. Обильной едою и питьем на Руси издревле сопровождались поминки-тризны.

Пища эта считалась жертвенной. На угощения в дом приглашались души умерших: «Деду, иди к обеду». Первая ложка еды и первый стакан зелена-вина посвящались дедам. Богат ноябрь народными праздниками. Поэтому и назывался в язычестве осенний праздник поминовения усопших предков — Деды. От языческих времен сохранилась в народе вера в то, что души предков в эти ноябрьские дни приходят с «того света» в свой дом, причем не только перед Дмитриевым днем, но и перед днем Кузьмы и Демьяна, и в субботу перед Михайловым днем.

Обряд поминовения начинали в сумерках, при зажженных свечах. Одевались празднично, веря, что усопшие придут к ним в гости: им оставляли место за столом, на лавке. Считалось, что если в доме достаток и любовь, то умершие (деды) радуются. Дом обходили три раза с курильницей, совершая магическое его окуривание. Этот обряд назывался «согреть покойника». Если искали особой всуречи с
дорогим, но ушедшим из этой жизни человеком, уходили на улицу, на то место, где некогда расста­лись с ним. Смотрели в лужу, покрытую ледком: жда­ли знака с того света. Треснет ветка, повеет вете­рок... все это расценивалось как явление умершего. «Помяни, Господи, честных родителей» - так моли­лись в Дмитровскую субботу.

Во всех этих обрядах отражалось глубокое уваже­ние русского человека к памяти уходящих в вечность родных людей, сказывалась древнейшая вера в заг­робную жизнь и возможность общаться с жителями потустороннего мира. Поминальные дни, как нам уже извесно, отмечались и весною (Радуница), и летом. (Троица), но осенью они были особо обильны угощениями, возлияниями и красочными обрядами. Поминальное слово начинал самый старший в роду: «Свя­тые деды, зовем вас, ходите до нас: есть тут все, что Бог дал и чем только дом богат. Святые деды, ходи­те, летите до нас». После окончания трапезы тот же старейший говорил: «Святые деды, вы сюда приле­тели, пили, ели, теперь улетайте к себе, да скажите, что вам еще надобно, а лучше - летите на небо».

Осенние поминки стали традицией после Куликовской битвы, когда «больше полегло русичей, чем живых осталось». Вот Дмитрий Донской и повелел праздновать Дмитровскую субботу, «доколе существу­ет Россия», приурочив праздник к поминовению хри­стианского святого, храброго воина Дмитрия Солунского (8 ноября) и языческой Дедовой недели: «Живы родители - почитай, умерли - поминай».

10 ноября - праздник, посвященный матушке Пят­нице Параскеве. Этот праздник связан с продолжаю­щимися от Покрова осенними свадьбами. Некогда в дохристианской Руси была богиня Мокошь, жена вер­ховного славянского бога Перуна. Среди дней недели нечетный день пятница посвящался Мокоши, а чет­ный день четверг — Перуну (считалось: чет - муж, нечет - жена). С принятием христианства языческая богиня слилась в представлении древнерусского чело­века с преподобной Параскевой, превратившись в лю­бимую народом Параскеву Пятницу, покровительни­цу свадеб, женских работ и самих женщин. Представ­лялась она статной красавицей лет сорока, в голубом платке или лазоревом венке на голове, почитали ее как великую труженицу, бабью пособницу. Символами ее была вода и пряжа.

В древности у восточных славян ее деревянные скульптурные изображения ста­вились на колодцах, возле источников, ручьев и рек. Ей приносили жертвы, бросая в колодец льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть. День считался священным: запрещено было прясть, пахать, стирать, нельзя было тревожить Па­раскеву Пятницу, которая приходила незримо и «разводила беду руками». Считалось, что в этот день вода в родниках и колодцах становится целебной, - ма­тери приводили к ним своих больных детей, умыва­ли, смывая немочь и чахлость. Чистотой и тиши­ной наполнен был этот праздник. От телесной чис­тоты проистекало здоровье, а от душевной - счастье. В особый этот день давали зароки и приносили обе­ты, например, сделать ту или иную работу во имя выздоровления или на исполнение заветного жела­ния. Это - древний русский праздник милосердия, заботы о ближних, об общем благе.

14 ноября - Кузьминки - первый зимний праздник. В седой древности это был день бога Сварога, покровителя семьи, домашнего очага, кузнецкого ремесла, учителя любого жизненно важного для лю­дей дела. Наши нредки, судя по «Слову о полку Игореве», называли себя детьми Сварога - «сварожигами». Сварог мыслится как небесный огонь. Он сва­ривал, делал прочным все, за что бы ни взялся.

В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником божьих кузнецов Кузьмы и у Демьяна, днем «рукомесленника» (ремесленника). Главная сила Сварага перешла к христианским святым, обогатившись и озарившись духовным све­том.

«Житие святых бессребреников и грудотворцев Кос­мы и Дамиана» - одно из трудных для воплощения, но действенное средство воспитания детей всех воз­растов. Из «Жития» мы узнаем, что два брата, Косма и Дамиан, родились в Асии. От названия этого города произошло другое - Азия. Мать, христианка, воспи­тала братьев в доброй вере, и получили они от Бога дар исцеления, врачевания недугов, изгнания злых духов. Но применяли они не рецепты «травников», не народные знахарские средства, а исключительно горнее (небесное) слово Божие. Всем своим светлый существом, своей непрерывной соединенностью с Богом, силой духа могли они исцелять и душу, и тело. При этом они всегда помнили заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте». Они не брали платы, т. е. были «бессребрениками», способными к милосер­дию, бескорыстию.

В «Житии Космы и Дамиана» есть такая притча. Однажды братья исцелили женщину, и та в знак бла­годарности просила их принять три куриных яйца. Однако плату братья брать отказались. Тогда она ночью тайкам пришла к Дамиану и заклинала Бо­гом принять этот дар во имя Святой Троицы. По народным поверьям, курица - птица добрая, а яйца - символизируют мир, вселенную. Такая ве­ликая просьба не могла не найти отклика. Принял Дамиан этот дар. Когда узнал о том Косма, то силь­но опечалился и в горести просил сограждан не по­гребать его вместе с братом. После их одновремен­ной кончины ближние были в недоумении: «Как поступить, ведь оба святы?» Тут внезапно, словно из воздуха, появился корабль пустыни - верблюд и проговорил человеческим голосом: «Положите Дамиана близ Космы, он взял в дар три яйца ради име­ни Божия!» Вот как чисты они были!

В русском народе всегда верили, что эти святые помогут больным. 14 ноября было принято идти в цер­ковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении разных недугов. В сборниках для домаш­него чтения, распространенных во времена Московс­кой Руси, глава семьи торжественно читал своим домочадцам в этот праздничный день: «Косма и Да­миан, прияша от Бога дар исцеления и подаваху зд­равие душам же и телесем врачующе всякие болез­ни, и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людях». Даруют они и духовное здоровье, иными словами - исцеляют ум. Уже в Московской Руси Кузьма и Де­мьян становятся божественными покровителями «учения книжного», их включают в грамоту. Сложился обычай начинать в этот день обучение детей школь­ным наукам и ремеслам, поскольку крепко будет даваться учеба: «Узловат Кузьма, развязать нельзя»

В учебной книге «Азбуковник», двенадцатого века, читаем: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная свя­тым бессребреникам Косме и Дамиану».

Кузьму и Демьяна в русском народе почитали Бо­жьими кузнецами. Это совершенно не согласуется с их житием, но вошло в народную традицию. Масте­ра кузнечного дела считали святых братьев своими патронами, а день их именин - своим праздником. К этому дню (14 ноября) кузнецы в честь Кузьмы и Демьяна изготавливали священное изделие, т. е. де­лали «обетные работы», а вырученные за него день­га тратили на богоугодные дела, например на покуп­ку икон, священных книг, свечей, или просто разда­вали их нищим возле церкви.

После посещения церкви, как правило, ремеслен­ники собирались на складчину-сытник и веселились всю ночь, потчуя друг друга кузьмодемьяновским пивом, заранее наваренным к этому дню. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным домашним театром, райком, ярмаркой. Мастера при­носили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями, былинами рассказывали о том, что умели делать.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демь­ян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире, воспитывать и обучать подрастающее поколение. В деревнях девушки закликали:

Матушка Кузьма-Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко-накрепко,

 До седой головушки,

До долгой бородушки!

Кузьма-Демьян

По сеням ходила,

Гвозди собирала,

Свадебку ковала!

В народе верили, что святые бессребряным чу­дотворным образом усиливали женское начало, оказывали помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.

Прямо с крыльца девушки зазывали: «Кузьма - Демьян, идите жить к нам!» А по селам пели песни:

Там шел наш Кузьма-Демьян

На свадебку Агафоныча,

Ты святой ли, ты Кузьма-Демьян,

Да ты скуй нам свадебку

Вековечную, нераздельную.

И еще:

О, святый Кузьма-Демьян,

Приходи на свадьбу к нам

Со своим святым кузлом,

И скуй ты нам свадебку

Крепко, крепко-накрепко.

Еще один праздник был связан с днем именин этих святых - древний праздник кура (петух) и курицы: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени!» Празд­ник этот называли «Кочеты» («Куриные именины»). Куриное перо считалось в народе особым, оно слез не любит. На Руси не плакали в подушку, была примета: «Перо слезы пьет, а потом в сон отдает». В этом клю­че совсем иначе предстает русская народная сказка о «Петушке-золотом гребешке».

Вот некоторые старорусские обряды ноября.

4    ноября - на Казанскую - девушки-дурнушки совершали такой обряд: вставали рано утром и тай­но убегали в лес или рощицу. Там они отыскивали на почти облетевших деревьях листок, покрытый лед­ком. Девушки в те времена свято верили, что если посмотреться в этот листок-зеркальце; увидеть свое отражение, то произойдет превращение и она станет прехорошенькой для своего суженого. И действитель­но, разрумяненная первыми заморозками и полная веры в чудо девушка могла преобразиться и полю­биться. Такая сила была в этом невинном колдовс­ком обряде, посему и пословица: «Кто на Казанскую женится, счастлив будет».

5   ноября - совершали обряд «закармливания зем­ли». Крошками от сохраненного куска Казанского пи­рога кормили на полях птиц. Считалось, что эта забота будет способствовать богатому урожаю в следующем году. Божьи птички-синички принесут полю небесную благодать.

6 ноября - по традиции парни наготавливали для своих невест святцы (подсвечники) или светильники в подарок. Выкованные из металла или вырезанные из дерева, украшались они узорами» изображавшими цветы, травы, птиц и прочее. По этому узорочью девушки-невесты разгадывали характер своего милого. На Руси говорили: «Святец - отрада девиц».

13 ноября - почитали Куру и Курку, справляли курячьи именины. Особо почитались в русском на­роде перо и пух. Да и неспроста, ведь подушка-то у всех под головою. Считалось, что нельзя плакать в подушку, так как перо впитывает слезы, а вместе с ними и боль. Потом она излучает из себя эту боль в другого. Если под ребенка положить такую подуш­ку, то он замучается плохими снами. От этого пове­рья пошло и знакомое каждому русскому челове­ку: «Ни пуха ни пера!» - с ответом: «К черту!»

22 ноября - Матренин день. Есть такое наблюде­ние - рожденные в этот день девочки становятся ис­кусницами: могут старое платье починкой в новое превратить, шить белою ниткою, отбеливать, чистоту наводить и пр. В последний день ноября встречали Веиер-сиверок. Принято было в этот день кувыркать­ся но белу снегу, ходить колесом и прочее, что долж­но было способствовать здоровью.

Общая примета ноября такова: «Если первый снег на мокрую землю падет, то не пропадет, а если на сухую - дождь приведет, ранний снег - к ранней весне».

Перечислим основные приметы.

5 ноября: «Коль на Якова мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги станет»;

8 ноября: «Если на Дмитрия оттеплеет, то всей матушке-земле быть с теплинами»;

12 ноября: «Если на Зиновья волки стаями хо­дят - к голоду, морозу или войне»;

21 ноября: «Если Михайло путь нарушит - не жди его до зимнего Николы» (19 декабря);

23 ноября: «С Ераста жди ледяного наста»;

25 ноября: «Со Студита стужа, что ни день, то хуже»;

29 ноября: «На Матфея зима потеет».

Камень ноября - топаз, счастливый цветок - хризантема.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС