Понедельник, Декабрь 11, 2017

Русский народный календарь июня богат знаме­нательными днями. Зреет урожай, приближается время летнего солнцестояния. Взрослые и дети га­дали о будущем обилии, пытались своим творчест­вом и трудом воздействовать на природу, предотвра­тить самую страшную беду - голод. Поэтому-то и молили о самом главном: о влаге и тепле.

1 июня - по народному календарю - Крапивное заговенье. Последний раз варили обрядовую еду - щи из молодых побегов крапивы. В этот день кра­пивными вениками жгли-обжигали друг друга, веря, что это поспособствует росту зелени и детей. По со­временному календарю - это День защиты детей, но в древности это был праздник встречи лета, который на Руси называли «оберег нивы», ибо самое зна­чительное природно-земледельческое событие этой поры - колошение озимой ржи, которую и следова­ло всеми силами оберегать.

На 1 июня, по древней традиции, всю ночь, до самого рассвета молодежь водила хороводы у околи­цы, устраивала потешные игровые состязания, пела песни и плясала в лучах восходящего летнего солнца. Это был «румяный, широкий да веселый» праздник.

Однако веселье имело глубокий смысл, а целью праздничных действий являлся не отдых, а помощь природе в рождении урожая. Например, в первый летний день на Руси распространена была ворожба на ветра-суховея, чтобы не появились пустоцветы, не множились на полях пустые колосья.

Можно познакомить детей с образцами заклина­ний, известных в устной народной словесности, вы­брав наиболее яркие и убедительные.

Ветер, ветрило,

Из семи братьев - старший брат, Ты не дуй со гнилого угла, Ты не лей дождем со запада,

Ты подуй-ка теплым теплом, Сослужи службу роду нашему,

Пригони дожди добрые Пахарям - на радость, А тебе буйному - на славу!

 

При этом заклинании из веток ивы плели коле­со, а затем, соревнуясь друг с другом, катали его вокруг поля или огорода.

Полезно в нравственном отношении напомнить, что 1 июня по православному календарю - день памяти благоверного князя Дмитрия Донского, раз­громившего на Поле Куликовом золотоордынского правителя Мамая. Природные и исторические реа­лии в соединении умножают свою воспитательную силу и благотворно влияют на развитие подрастаю­щего поколения.

Первые дни июня посвящались огородно-земледельческим работам.

2 июня - день Фалалея Огуречника, сажали огур­цы, призывая «тепловей», влажный ветерок. Подме­чали, если на елях много шишечек, то урожай огур­цов будет богатым.

3 июня - день Олены Льняницы, сеяли лен; под­мечали: если в этот денек ненастно, то быть всей осе­ни дождливой. Песня-игра этого дня «А мы лен сея­ли» - хорошо известна в русском народе.

4 июня - Васильковый день, праздник полевых цветов: «день синитель - васильковый повелитель».

5 июня - конопляник и т.д.

В начале молодого лета в русских деревнях быто­вал такой обычай: парни подкарауливали девушек, несущих на коромыслах ведра с водой, и бросали им в ведра березовые веточки. После этого девушки ста­рались идти тихонечко, осторожно, чтобы не расплес­кать воду, в каждой уроненной капле — утраченное счастье. Воду эту переливали в кадки, сохраняя в ней березовую зелень, и вода становилась благоуханной.

6 июня - день Шиповника, северной розы. «Ши­повник цветет - румянец года ведет» - говорили в этот день.

Роза издревле является у всех индоевропейских народов символом июня, главным цветком этого месяца. В старину у цветущего куста шиповника со­вершали сокровеннейшие обряды, молились, чтобы избыть горечь и успокоить свою душу. На Руси су­ществовал обычай собирать детей, усаживать их воз­ле цветущего куста шиповника в кружок и расска­зывать им сказки, страшные байки. Считалось, что в этот день они не только не испугают, но далее ус­покоят, умиротворят, «усмирят переполохи». В на­роде запах шиповника считался целительным, успо­каивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. От разных болезней, осо­бенно если одолевает худоба, дышали ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника.

В этот день можно организовать замечательный детский праздник цветов, рассказать о цветах, их целебных свойствах, познакомить с русскими трав­никами, научить плетению цветочных венков. Так­же можно провести увлекательные конкурсы или викторины на знание цветов наших лесов, стихов и песенок о цветах и т.д.

 

Дни июня русского народного календаря прочно связаны с природными явлениями и хозяйственны­ми заботами.

7 июня - Иванов день, следует остерегаться росы, которая приобретает вредные свойства. Для тех, кто утомлен работой, в этот день полезно кататься по полю на спине с таким приговором: «Пашня, паш­ня, хлебца нам дай, силу нашу отдай».

10 июня - Никита Гусятник, чествовали гусей и все, что с ними связано.

11 июня - Феодосия Колосница.

12 июня - Исаакий Змеевик, день змеиных сва­деб, когда, по старинным сказочным преданиям, царь змей Василиск ведет змеиные свадьбы. Счи­талось, что в этот день необходимо с особой осто­рожностью ходить по траве, далеко в лес не заби­раться, чтобы не наступить на брачующихся змей. Детям рассказывали о змеях, о лекарствах из змеи­ного сала, учили правильно действовать, если до­ведется столкнуться со змеей. В русских народных сказках Василиск - волшебное существо, убиваю­щее своим взглядом или дыханием. Василиск опи­сывался как змей с петушиной головой. Считалось, что и рождается он из петушиного яйца, которое высидела жаба. Под взглядом Василиска все живое обращалось в камень. Спасение от него в зеркале, поскольку если он увидит себя сам, то также обра­тится в камень. Педагогически умело оформленные рассказы о сказочных персонажах - действенное средство воспитания детей.

 

 

18 июня - время самых коротких, как говори­ли, воробьиных ночей. Известна пословица, приуро­ченная к этому дню: «На Дорофея утро вечера муд­ренее».

19 июня - день Иллариона, покровителя огород­ных работ, особенно прополки: «Илларион - дурную траву вон».

21 июня - день Федота Колодезника, лучшее вре­мя для отыскания мест, где следует рыть колодцы. На Руси для этих целей расставляли сковороды и где сковорода оставалась влажной до полдня, там и ко­пали колодец.

25 июня - летний Солнцеворот - по русскому народному календарю день Петра-поворота. Говори­ли: «Солнце на зиму, а лето на жару». Главное дей­ствующее лицо этого дня - Солнце, которое издрев­ле почиталось русским человеком как источник по­рядка, тепла и света. Не случайно в языческие времена Солнце представляли в образе Бога, име­новали его - Дажьбог и Сварог (Сварог — олицетво­рял огненную ипостась солнца). Солнце в русских сказках представляется как совершенное и разум­ное существо, как правило, выполняющее Божью волю. Оно, по поверьям, смотрит с неба, видит все дела мирские и рассказывает об увиденном Богу. На Ивана Купалу солнце вместе с людьми купается в воде. Управлять солнцем могут лишь святые и де­ти. Когда дожди становятся вредными для посевов, именно детям поручалось произнести магическую заклкчку: «Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Твои детки плачут, на лавочке скачут». В этот день можно устроить конкурс или турнир за- гадочников и сказочников. В русских загадках и сказках солнце изображается в образе красной де­вицы: «Красная девица в зеркало глядится». Загад­ки о солнце трудны и требуют пояснений, напри­мер: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-ветреница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица». Образ дуба, как мы уже упоминали, олицетворение бога-громоверж­ца Перуна. Однако он еще и символ Вселенной, т.е. образ мирового дерева.

В древности на солнце молились, и даже в начале XX в. крестьяне крестились на солнце. Заклинания разного рода произносили при солнечном восходе. Вот характерный русский заговор: «Стану я на сыру землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба Божия (называется имя) о мне (таком-то)».

В день солнцеворота старались не становиться к Солнцу спиной, не делать ничего плохого, чтобы Со­лнышко этого не видело. После заката, по преданию, нельзя давать в долг, особенно огонь, в противном случае счастье и достаток покинут ваш дом; не раз­решалось выбрасывать мусор, начинать резать новую булку хлеба и т.д.

В этот день водили хороводы, особенно круговые, символизирующие как солнце, так и весь год; уст­раивали состязания, всевозможные игры, особенно горелки; качались на качелях, стараясь взлететь как можно выше в небо, ближе к солнцу. Вечером про­вожали закат и просили у солнышка вещих снов.

Последние дни июня таковы.

26 июня - Акулина-задери хвосты. Это экзоти­ческое название дня происходит от обилия оводов и мух. Примета дня: если мошкара толчется кругами, то это к хорошей погоде. Еще называли этот день Акулиной-Гречушницей, считая, что 26 июня день рождения прародительницы гречихи — сказочной героини Крупенички. Издревле существовал на Руси обряд угощать гречневой кашей всех бедных и без­домных. Детям уместно рассказывать сказку об из­вестной царевне Крупеничке, которая по вещему слову старухи-ведуньи была обращена в гречневое зернышко, а затем, попав в русскую землю, произ­вела настоящую гречиху.

27 июня - Елисей-по колено в овсе. Совершали в этот день обряд заклинания и подрезания крапивы. Из крапивы собирали веники и деви в игре симво­лически «обжигали» небо, тем самым вызывая, как верили в старину, дождь.

29 июня - праздник старого Ярилы, по свят­цам - день Тихона. Солнце с этого дня старится, идет тише и певчие птицы затихают. Дети в этот день произносили следующее заклинание:

Ласточки — касатки, Горихвостики — Краснохвостики,

Мухоловки — пеструшки,

Не держите солнце, Скатитесь с Красной горушки!

30 июня -последний день месяца, по святцам - день св. Мануила. Считалось, что в этот день солнце застаивается, медлит в зените и поэтому все на зем­ле, в полях и огородах идет в рост. На Мануила опас­но гулять в лесу, так как лешие начинают водить, пугать, заманивать, напускать морокит - туманы, которые на Руси называли молочными реками. В этот день детям рассказывали о леших, лесовиках или боровиках. В русских сказках лешие - волшеб­ные хозяева леса и зверей, враждебная человеку нечистая сила. Леший  может напугать ребенка сво­им смехом, увести его с пути. Против леших суще­ствовало заклинание: «Прими мою рубаху, леший, хозяин. Не стереги меня у коряги. Не посылай мо­роки».

 

Общие приметы последних дней июня таковы: час­тые зарницы, полыхающие над полями, — к хоро­шему урожаю. В июне, как советует старинная рус­ская книга «Колядник», для сердца полезно каждое утро пить колодезную воду. Магический камень июня - жемчуг, символизирующий воду. Этот ка­мень, как считается, своим внутренним светом оза­ряет семью и дарит супружеское счастье.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС