1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).
2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд).
3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.
4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.
5. Катание друг другу набивного мяча.
6. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.
7. Отбивание мяча о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.
8. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6-8 м.
9. Отбивать мяч о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.
10.Отбивать мяч о землю, продвигаясь по кругу.
11.Отбивать мяч о землю, двигаясь «змейкой».
12.Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой срасстояния 4-5 м.
13.Метание вдаль на расстояние 6-12 м правой и левой рукой.
14.Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.
15.Метание в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа.
16.Метание в движущуюся цель правой и левой рукой.
17.Метание вдаль с нескольких шагов. .
18.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с 2-3 шагов.
19.Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).
20.Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.
21.Метание вдаль и вверх предметов разного веса и формы (мячей, мешочков, палочек, картонных дисков, прутов - дротиков и др.).
Методические указания. В подготовительной группе воспитатель старается закрепить правильные способы выполнения детьми
катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно возрастает при
этом роль самостоятельных действий с мячом. Хорошее владение мячом позволяет предложить детям более сложные задания: бросать и ловить в разных положениях (стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя скрестив ноги, лежа, (рисунок). Детям 6-7 лет доступен бросок набивного мяча двумя руками разными способами: снизу, от груди, из-за головы. Усложняются задания, включающие отбивание мяча о землю двумя и одной рукой (рисунок справа).
Воспитатель добивается от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук, ударять о землю сбоку от ноги. Обязательно предусматривается обучение ведению мяча правой и левой рукой. Если дети выполняют задание легко, непринужденно, можно предложить вести мяч по дорожке, ограниченной линиями, зигзагом между предметами, вокруг большого обруча, стараясь выполнить движение как можно быстрее. Хорошо сочетать ведение мяча с вбрасыванием его в баскетбольную корзину.
Значительно более точно выполняют дети метание в цель, поэтому желательно уменьшить размеры мишени до 15-10 см, увеличить расстояние до нее. Вводится движущаяся цель, чаще используются подвижные игры типа «Сбей обруч».
Закрепляются навыки бросания и метания в играх, объединяющих группы детей: кольцебросы (горизонтальные, наклонные), серсо. Шире следует применять и спортивные упражнения: настольный теннис, городки, бадминтон. У игровой стенки дети совершенствуют свои движения, сами могут думать интересные способы отбивания и ловли мяча: из-под руки, в прыжке, приседе, стоя спиной и т. п.
Упражнения и игры для детей 6—7 лет
Точный удар. Две команды по 8-10 детей выстраивают колонны по одному, одна против другой. Между ними находится обруч или нарисованный круг (диаметр 1 м). По сигналу первый из одной команды бросает мяч в центр, круга подуглом так, чтобы он отскочил к первому из другой команды, и отходит в сторону. Бросает первый играющий второй команды второму игроку из первой команды. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и ловят дети обеих команд. Побеждает команда, раньше завершающая игру или у которой было меньше промахов.
Правила: мяч бросать в обруч; если мяч задел обруч бросок выполняется снова; ребенок, не поймавший мяч, ловит снова, но ему бросает уже следующий в колонне ребенок.
Не упусти мяч. Дети распределяются парами, у каждой команды мяч. Один из пары ударяет мяч о пол условленное число раз
(4-6) и передает мяч второму в паре. Побеждает та пара, которая сумеет дольше других удержать мяч в игре.
Правила: передача мяча осуществляется без остановки; игрок потерявший мяч выбывает из игры, а его партнер дожидается, пока из какой-либо пары выйдет потерявший мяч, и продолжает игру с оставшимся игроком.
Передал - садись. Играющие выстраиваются в 3-4 колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 м в кружках водящие, у них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает мяч первому играющему в своей колонне. Поймав мяч, ребенок перебрасывает его водящему и садится на землю. Водящие бросают мячи вторым, том третьим играющим и т. д. Получив мяч от последнего играющего своей команды, водящий поднимает его вверх, все участники его команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, водящий которой первым поднял мяч и все дети успели быстро подняться.
Правила: уронивший мяч должен его поднять, встать на место и вновь бросить водящему, бросив мяч, сразу же сесть на землю, скрестив ноги; все играющие встают после того, как их водящий поднял мяч вверх.
Сбей обруч. Двое детей катают по дорожке друг другу обруч, переплетенный веревочками. Двое других, находящихся с противоположных сторон, бросают мягкий мяч, стараясь сбить обруч.
Правила: бросать в обруч не выходя за линию; сбившие обруч меняются ролями с теми, кто катал.
Брось- поймай! Играющие бросают мяч через натянутую веревку (высота 1,2-1,5 м), пробегают под ней вперед и ловят мяч сразу или после отскока от земли.
Защита крепости." Берут три палки, связывают их в верхней части и на них кладут резиновый или волейбольный мяч - это крепость, которую защищает водящий. Остальные играющие, стоя по кругу, перебрасывают между собой мяч. Они стараются в удобный момент, когда водящий отвернется, ударом сбить мяч. Водящий не дает этого сделать. Тот, кто попал, становится водящим. .
Правила: перебрасывать мяч по кругу можно в любую сторону; водящий отбивает летящий мяч любым способом - ногой, рукой.
Кто быстрее. Двое играющих стоят напротив друг друга на расстоянии 10 м. Между ними в кругу стоит - городок или высокий кубик. Дети стараются сбить его мячом. Тот, кому это удалось, передвигает городок на один шаг ближе к себе. Выигрывает тот, кто ближе переставит предмет к себе.
Поймай мяч. Дети распределяются по трое. Двое из них становятся на расстоянии 2-3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встает между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой.
Правила: водящий, коснувшийся мяча, меняется местом с тем, кто бросил мяч; водящий может догнать укатившийся после неудачного броска мяч.
Выстрел в небо. Дети распределяются на две команды и располагаются вркруг очерченного круга диаметром 10-12 шагов. По два играющих одной и другой команды, выходят в круг с теннисными мячами и бросают их как можно выше вертикально вверх. Чей мяч продержится "дольше в воздухе", та команда получает одно очко.
Правила: бросать мяч вверх одновременно по сигналу; берут мячи после отскока от земли те, кто их бросал.
Горизонтальная мишень. На земле чертят несколько концентрических кругов в 4-5 шагах от линии метания. Дети по очереди бросают обычный или набивной мяч двумя руками из- за головы. Оценивается попадание - чем ближе, тем меньше очков.
Правило: падение вне круга не засчитывается.
Играй, играй, мяч не теряй! Дети располагаются на площадке. Каждый играет е мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх.
Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.
Проведи мяч. На дорожке в землю вбивают 8-10 колышков на расстоянии 1,5 м один от другого. Играющий кладет мяч на землю и проводит его ногой по дорожке, обходя колышки то справа, то слева (как бы «змейкой»).
Правила: обязательно обвести с мячом все колышки не пропуская; укатившийся мяч догнать, поставить на место и продолжать катить.
Мишень-корзинка. Небольшую корзинку подвешивают к ветке дерева и раскачивают. 2-3 играющих встают за крутом, обозначенном на расстоянии 3-4 шагов от нее, стараются забросить в корзину какие-либо мелкие предметы, например один - еловые шишки, другой - сосновые, третий - желуди. Когда корзина перестает раскачиваться, производится подсчет заброшенных предметов. Выигрывает тот, чьих предметов оказалось в корзине больше.
Правила: при метании нельзя заходить в круг; бросать в корзину по одному предмету любым способом.
Волейбол с воздушными шарами. Натянуть веревку примерно на высоте 1,2 - 1,5 м. Связать вместе два воздушных шара, в которые можно налить по нескольку капель воды. По обеим сторонам от веревки располагаются команды, по 3-5 детей в каждой: играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника и не давая упасть на своей стороне.
Правила: стараться играть дружно, передавая шары тому, кому удобнее отбить их на другую сторону; команде, на чьей стороне опустились шары, начисляется штрафное очко; шары не задерживать руками, а отбивать.