Понедельник, Декабрь 11, 2017

СентябрьВ старые времена сентябрь называли на Руси «руин» или «рюин» (ревды). Слово это связано со звериным зовом любви (ревом) и завывающими зву­ками ветра. Народные прозвища сентября - листо­пад ник, хмурень, златоцвет, вересень (цветет медо­носный вереск). Это богатый месяц. «В сентябре и у воробья пиво, и у вороны копна» - говорили в народе.

 

В поле и огороде еще много работы: молотьба, пахота зяби, уборка картофеля. Нужно собрать уро­жай, заготовить дары лета на зиму. Дома - сытно, стоят задумчивые, ясные деньки. Общая погодная примета сентября: чем он суше и теплее, тем по­зднее наступит зима. Поздний листопад предвещает суровую зиму.

Завершились первые две трудовые недели - на­ступило время встречать осень, праздновать всем миром Осенины.

14 сентября— день Семена Летопроводца. В этот праздничный день полагалось «вытереть» с помо­щью двух дощечек «новый» огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки, т. е. по­здние работы и беседы, осененные новым, золотым огнем. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд «пострига» (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердными. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. Возможно, некогда этот праздник посвящался доброму языческому богу Белобогу, по преданию очищающему землю от этой реальной нечисти. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится до трех недель.
Подметили: если Семен - день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму теплой следует ожидать. Поскольку этот день поименован, то невольно возникает вопрос: кто такой Семен?

Симеон Столиник (V в.) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб с площадкой наверху, окружил его стеною и с этого «горного» места читал проповеди многочисленным паломникам. Пророческими словами и подвижничеством своим он доказал, насколько силен человеческий дух, если Он соединен с верой. Житие его было хорошо известно на Руси, ему следовали, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия.

21 сентября - вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней так: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!» По обычаю, в этот день все родные и знакомые приходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог, зазывая гостей: «К нашей хлеб-соли, милости просим!» После сытного обеда молодая хозяйка показывала дом, а молодой хозяин - двор, амбар, сарай, сад; гостей угощали пивом своего производства.

Все вместе, собором, в этот день чествовали солнце. С 21-го числа считалось, что «всякому лету — аминь». Осень вступала в свои права.

По православному календарю это один из двенадцати больших годовых праздников, полное его наименование - Рождество Пресвятой Богородицы и жизнь Богоотцов Иоакима и Анны, поскольку так звали праведных и богоугодных родителей Божьей Матери. День этот празднуется церковью как особый, источающий вселенскую радость. Знаменательно, что именно в этот день русское воинство во главе с князем Дмитрием Донским одержало победу на Куликовом поле, пробудившую самосознание нашего народа, послужившую началом Святой Руси.

Вторые Осенины соединяют собою как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной, традиционной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

27 сентября - праздник Воздвижения или Сдвижения: «Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет».  По церковному календарю это - Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня. В день третьей, окончательной встречи осени (последние
Осенины) начинались «капустницы», девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту («капустинские» вечеринки длились две не- дели). Это было своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей богов, и, надо сказать славяне первыми научились квасить и запасать ее впрок. В этот день осуществляли очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест- накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закро­мах, хлевах и т.д.

На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в не­ведомую блаженную страну, называемую ирием ( в христианстве слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами пере­дать послания ушедшим в мир иной. Завершались полевые работы, последняя копна «с поля сдвину­лась», наступала осень.

Любопытны некоторые сохранившиеся в памяти народной сентябрьские обряды, связанные с угаса­нием природной жизни. Например, считалось, что в это время творят свои последние проделки лешие. В ночь на 4 сентября они выходят на луга, забираются в гумна и играют со свежей соломкой, заговаривая ее. От этого нужно было как-то уберечься, и кресть­яне, надев навыворот овчинные тулупы и обвязав головы полотенцами-оберегами, выходили селами в ночное. Кочергами они очерчивали вокруг полей и строений магические круги и произносили закли­нания. Для доброго домашнего духа были такие об­рядовые слова: «Поздравляю тебя, батюшка Овин, с праздником, желаю тебе долгого стояния, а нам бы хлеб сушить да молотить во здравие».

Овинный батюшка не только охранял хлеб на гумне, но и помогал девушкам обрести своего су­женого. Ведь осень - время свадеб, и молодые не­вестушки, тайком пробираясь в овин (на гумно), гадали, обращаясь к этому домашнему духу: «Хо­зяин овина, скажи, откуда будет мой суженый?» - и делали ему разные подношения, чаще всего обря­довую кашу, символизирующую благополучную жизнь. Если Овинник своей мохнатой рукой (а во­ображение у девушек в темном овине играло с нео­бычайной силой) прикоснется к обнаженному телу, этой же осенью девушка выйдет замуж. Конечно же это был не дух, а, скорее всего, кот, в образе которого часто и представляли батюшку Овина, но девушкам очень хотелось верить в чудо - и оно свершалось.

По окончании жатвы всей деревней варили пиво, затем осуществляли обрядовую опашку села, изго­няя из него Кумоху (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, из­гоняя нечисть из себя.

11 сентября - день Ивана Постного, по церков­ному календарю - Усекновение Честныя Главы Свя­того Иоанна Предтечи. Этот день проводили в стро­жайшем посте и остерегались чего-либо круглого, например, рубить капусту, есть репу, рвать яблоки. По традиции, в этот день не пели и не плясали, при­говаривая: «Иван Постный - осени отец крестный». Девушкам-невестам рассказывали как после Кре­щения Господня св. Иоанн Креститель по приказу правителя Ирода был заточен в темницу за то, что обличал неверность Ирода, который, оставив закон­ную жену, мерзостно сожительствовал с женой свое­го брата. Эта женщина и погубила Иоанна Крестите­ля, заставив Ирода отсечь ему голову в темнице и принести ее на блюде в разгар пира. Забота о креп­кой семье, о нерушимом духовном союзе мужа и жены, звучавшая в этой истории, западала в сердца девушек, готовящихся к осенним свадьбам.

30 сентября - знаменательный день Веры, На­дежды, Любови и матери их Софии. В этот день по­лагалось женщинам поплакать да попричитать, что­бы счастье и спокойствие в дом приворожить. На­зывали его «вселенские бабьи именины». Богато праздновали эти именины, иногда целых три дня подряд. «Добрый именинник до трех дней» - гово­рили в старину. 

Именины, или дни Ангела, русский народ пред­почитал дням рождения, отдавая должное духовно­му, ставя его выше телесного появления на свет.

Вот некоторые приметы и особенности сен­тябрьских дней.

2 сентября - Свекольница, пора дергать свеклу и морковь;

5 сентября - Лупп Брусничник, первые серьез­ные заморозки (утренники): «Лупа мороз залупит»;

6 сентября - на Евтихеев день остерегались хо­дить в лес в одиночку, чудные дела творились: то ли цветок по полям катается, то ли огонь ожечь соби­рается;

7 сентября - Титов день: «Тит последний гриб растит». А рожденному в этот день выпадает счастье в зрелые годы;

8 сентября - Наталья Овсяница и Павел Рябин­ник; собирали гроздья рябины и развешивали для хранения на зиму;

13 сентября - Куприянов день, отлет журавлей, дети кричали: «Колесом дорога», наколдовывая ве­сеннее их возвращение;

14 сентября - Семин день, если сухой, то осень сухая будет;

16 сентября - Домна, время хозяйкам приби­рать всякую рухлядь в даму;

19 сентября - Михайлов день: «Михаил замо­розком землю прихватил»;

24 сентября - Федорин день: «Не всякое лето до Федоры дотянет»;

28 сентября - Никита Гусепролет: «Гуси на хво­сте зиму тащат», время умилостивить водяного, вы­мыть избу и самим в баньке попариться;

29 сентября - Птичья костка, гадали по косточ­ке утки или глухаря о характере наступающей зимы;

30 сентября - праздник Веры, Надежды, Любо­ви и матери их Софии, полагалось поплакать да попричитать, чтобы счастье и спокойствие в дом при­ворожить.

Камень сентября - сапфир (цвет осеннего неба), цветок — астра.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС