В старые времена сентябрь называли на Руси «руин» или «рюин» (ревды). Слово это связано со звериным зовом любви (ревом) и завывающими звуками ветра. Народные прозвища сентября - листопад ник, хмурень, златоцвет, вересень (цветет медоносный вереск). Это богатый месяц. «В сентябре и у воробья пиво, и у вороны копна» - говорили в народе.
В поле и огороде еще много работы: молотьба, пахота зяби, уборка картофеля. Нужно собрать урожай, заготовить дары лета на зиму. Дома - сытно, стоят задумчивые, ясные деньки. Общая погодная примета сентября: чем он суше и теплее, тем позднее наступит зима. Поздний листопад предвещает суровую зиму.
Завершились первые две трудовые недели - наступило время встречать осень, праздновать всем миром Осенины.
14 сентября— день Семена Летопроводца. В этот праздничный день полагалось «вытереть» с помощью двух дощечек «новый» огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки, т. е. поздние работы и беседы, осененные новым, золотым огнем. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд «пострига» (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердными. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.
К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. Возможно, некогда этот праздник посвящался доброму языческому богу Белобогу, по преданию очищающему землю от этой реальной нечисти. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится до трех недель.
Подметили: если Семен - день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму теплой следует ожидать. Поскольку этот день поименован, то невольно возникает вопрос: кто такой Семен?
Симеон Столиник (V в.) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб с площадкой наверху, окружил его стеною и с этого «горного» места читал проповеди многочисленным паломникам. Пророческими словами и подвижничеством своим он доказал, насколько силен человеческий дух, если Он соединен с верой. Житие его было хорошо известно на Руси, ему следовали, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия.
21 сентября - вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней так: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!» По обычаю, в этот день все родные и знакомые приходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог, зазывая гостей: «К нашей хлеб-соли, милости просим!» После сытного обеда молодая хозяйка показывала дом, а молодой хозяин - двор, амбар, сарай, сад; гостей угощали пивом своего производства.
Все вместе, собором, в этот день чествовали солнце. С 21-го числа считалось, что «всякому лету — аминь». Осень вступала в свои права.
По православному календарю это один из двенадцати больших годовых праздников, полное его наименование - Рождество Пресвятой Богородицы и жизнь Богоотцов Иоакима и Анны, поскольку так звали праведных и богоугодных родителей Божьей Матери. День этот празднуется церковью как особый, источающий вселенскую радость. Знаменательно, что именно в этот день русское воинство во главе с князем Дмитрием Донским одержало победу на Куликовом поле, пробудившую самосознание нашего народа, послужившую началом Святой Руси.
Вторые Осенины соединяют собою как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной, традиционной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
27 сентября - праздник Воздвижения или Сдвижения: «Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет». По церковному календарю это - Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня. В день третьей, окончательной встречи осени (последние
Осенины) начинались «капустницы», девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту («капустинские» вечеринки длились две не- дели). Это было своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей богов, и, надо сказать славяне первыми научились квасить и запасать ее впрок. В этот день осуществляли очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест- накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах и т.д.
На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием ( в христианстве слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной. Завершались полевые работы, последняя копна «с поля сдвинулась», наступала осень.
Любопытны некоторые сохранившиеся в памяти народной сентябрьские обряды, связанные с угасанием природной жизни. Например, считалось, что в это время творят свои последние проделки лешие. В ночь на 4 сентября они выходят на луга, забираются в гумна и играют со свежей соломкой, заговаривая ее. От этого нужно было как-то уберечься, и крестьяне, надев навыворот овчинные тулупы и обвязав головы полотенцами-оберегами, выходили селами в ночное. Кочергами они очерчивали вокруг полей и строений магические круги и произносили заклинания. Для доброго домашнего духа были такие обрядовые слова: «Поздравляю тебя, батюшка Овин, с праздником, желаю тебе долгого стояния, а нам бы хлеб сушить да молотить во здравие».
Овинный батюшка не только охранял хлеб на гумне, но и помогал девушкам обрести своего суженого. Ведь осень - время свадеб, и молодые невестушки, тайком пробираясь в овин (на гумно), гадали, обращаясь к этому домашнему духу: «Хозяин овина, скажи, откуда будет мой суженый?» - и делали ему разные подношения, чаще всего обрядовую кашу, символизирующую благополучную жизнь. Если Овинник своей мохнатой рукой (а воображение у девушек в темном овине играло с необычайной силой) прикоснется к обнаженному телу, этой же осенью девушка выйдет замуж. Конечно же это был не дух, а, скорее всего, кот, в образе которого часто и представляли батюшку Овина, но девушкам очень хотелось верить в чудо - и оно свершалось.
По окончании жатвы всей деревней варили пиво, затем осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кумоху (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя.
11 сентября - день Ивана Постного, по церковному календарю - Усекновение Честныя Главы Святого Иоанна Предтечи. Этот день проводили в строжайшем посте и остерегались чего-либо круглого, например, рубить капусту, есть репу, рвать яблоки. По традиции, в этот день не пели и не плясали, приговаривая: «Иван Постный - осени отец крестный». Девушкам-невестам рассказывали как после Крещения Господня св. Иоанн Креститель по приказу правителя Ирода был заточен в темницу за то, что обличал неверность Ирода, который, оставив законную жену, мерзостно сожительствовал с женой своего брата. Эта женщина и погубила Иоанна Крестителя, заставив Ирода отсечь ему голову в темнице и принести ее на блюде в разгар пира. Забота о крепкой семье, о нерушимом духовном союзе мужа и жены, звучавшая в этой истории, западала в сердца девушек, готовящихся к осенним свадьбам.
30 сентября - знаменательный день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день полагалось женщинам поплакать да попричитать, чтобы счастье и спокойствие в дом приворожить. Называли его «вселенские бабьи именины». Богато праздновали эти именины, иногда целых три дня подряд. «Добрый именинник до трех дней» - говорили в старину.
Именины, или дни Ангела, русский народ предпочитал дням рождения, отдавая должное духовному, ставя его выше телесного появления на свет.
Вот некоторые приметы и особенности сентябрьских дней.
2 сентября - Свекольница, пора дергать свеклу и морковь;
5 сентября - Лупп Брусничник, первые серьезные заморозки (утренники): «Лупа мороз залупит»;
6 сентября - на Евтихеев день остерегались ходить в лес в одиночку, чудные дела творились: то ли цветок по полям катается, то ли огонь ожечь собирается;
7 сентября - Титов день: «Тит последний гриб растит». А рожденному в этот день выпадает счастье в зрелые годы;
8 сентября - Наталья Овсяница и Павел Рябинник; собирали гроздья рябины и развешивали для хранения на зиму;
13 сентября - Куприянов день, отлет журавлей, дети кричали: «Колесом дорога», наколдовывая весеннее их возвращение;
14 сентября - Семин день, если сухой, то осень сухая будет;
16 сентября - Домна, время хозяйкам прибирать всякую рухлядь в даму;
19 сентября - Михайлов день: «Михаил заморозком землю прихватил»;
24 сентября - Федорин день: «Не всякое лето до Федоры дотянет»;
28 сентября - Никита Гусепролет: «Гуси на хвосте зиму тащат», время умилостивить водяного, вымыть избу и самим в баньке попариться;
29 сентября - Птичья костка, гадали по косточке утки или глухаря о характере наступающей зимы;
30 сентября - праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полагалось поплакать да попричитать, чтобы счастье и спокойствие в дом приворожить.
Камень сентября - сапфир (цвет осеннего неба), цветок — астра.