Понедельник, Декабрь 11, 2017

Февраль - рог зиме сшибает


Этот месяц, рассекающий зиму и весну, в русском народе издревле называли сеченем.

Есть и другое толкование. В старину наши предки-земледельцы в феврале секли, подсекали лес, освобождая землю под будущую пашню. Название "февраль" этот месяц получил от Византии, которая наследовала его от Древнего Рима. У римлян был бог Фебруус — вла­дыка подземного царства. Февраль они посвящали покаянию в грехах и памяти усопших.

Русские люди так мрачно этот месяц не воспринимали.

Февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли лютенем, снеженем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: «бокогрей», «свадебник». Тра­диционно свадьбы на Руси справлялись после Свя­ток и до Масленицы.

Февраль сшибает рог зиме. Он скачет по вели­ким русским просторам в образе сказочного Студинец-богатыря. Всевозможные чудеса, как считали в народе, происходят в феврале. Наши предки верили, что именно в это время они наиболее близки к под­земному миру, что именно в феврале выходят на свет божий мелкие духи, всякая нечисть, нечистая сила.

10 февраля Кудесы. Этот день был целиком посвящен домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом. Домовой считался самым добрым ду­хом изо всей нечисти — духом дома. Много добрых примет связано с домовым: коснется ночью своей мохнатой рукой — к добру, начнет скакать — к радости, будет подыгрывать на гребешке — жди свадьбы. Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого. Если в обычные дни он мягко нава­ливался на грудь спящим, то в Кудесы начинал ду­шить, если домовой плакал — к покойнику, если гремел посудой — будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы — опасайся семейного раз­дора. В Кудесы его задабривали гостинцами, пода­рочками. Хозяйки, например, ставили на загнетку сладкую кашу, поминали перед сном добрыми сло­вами.

Домовой —любитель кудесничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, змею или лягушку.


14 февраля читали заклинание против мышей. К февралю в уже полупустых амбарах они становились напастью. К концу февраля кончались корма, начинался коровий мор. Простые люди верили, что 18 февра­ля пробегает по земле заморенная коровья смерть: руки граблями, рожа страшная. Чтобы уберечь по­являющихся в это время телят, к рогам коров при­вязывали хлеб и молились святой Агафии.

15    февраля Сретение. В день Сретения Господ­ня пролегает граница между зимой и летом: зима идет обратно, а лето — навстречу. Все душевные силы русского человека были направлены на приманива­ние весны. Дети еще до восхода всем селом просили солнышко показаться: «Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солныш­ко, до вешней поры! Выгляни, ясное!» Если оно вы­ходило, значит, весна откликнулась и первая встре­ча с ней прошла благополучно. Если этого не случалось, ожидали строгих власьевских морозов.

28    февраля — день «оклички звезд»; выносили под звезды пряжу и зорнили ее на утренней заре.

29    февралядень Касьяна, который несет тьму нечистой силы. В этот день были особенно осторож­ными. «Наш Касьян на что ни взглянет — все вя­нет» — говорили старики.

24 февраляВласьев день — день мученика Власия, который в народном сознании заменил язы­ческого бога богатства, скота, хозяина зверей — Бе­леса. На старинных иконах Власий сидит на камне, а вокруг него пасутся лошади, коровы. В этот день со всего села сгоняли к церкви скотину и окропляли ее святой крещенской водой. Женщины перед Вла- сьевым днем совершали обряд опахивания. В пол­ночь они выходили с кочергами и метлами и три раза опахивали деревню или село. Распорядитель­ница обряда била в сковородку, а остальные разма­хивали кочергами и метлами. Так они чествовали Велеса и помогали ему отогнать коровью смерть от скота. Власий напоминал о приближающейся Мас­ленице: «у Власия борода в масле» или «прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги». В феврале начинали гулять самый веселый русский народный праздник — Масленицу. После праздничной недели наступали семь недель Вели­кого Поста.

Февраль — месяц многих примет.

В Макарьев день 1 февраля ясная погода предвещает раннюю весну, солнце 2 февраля подтверждало ранний приход вес­ны. За снегом следили 4 февраля: чем больше сне­га, тем выше урожай зерновых. В день Аксиньи Полузимницы (6 февраля) старики напоминали: «Какова Аксинья, такова и весна». В день Кудесы (10 февраля) подмечали, каков ветер: если силь­ный — год будет сырым; 15 февраля — «пошел сне­жок — весной дожжок»; холод 19 февраля — будут бурная весна и жаркое лето.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС