Бег в колонне.
Бег по кругу, взявшись за руки, держась за веревку.
Бег в разных направлениях.
Бег с одной стороны площадки на другую, расстояние 10-20 м.
Бег по прямой и извилистой дорожке,
Бег в чередовании с ходьбой.
Бег с остановкой.
Бег со сменой направления.
Бег с ловлей и увертыванием.
Бег в быстром темпе (расстояние 10 м).
Бег в медленном темпе (50—60 с).
Методические указания. Для детей четвертого года жизни несколько увеличиваются требования к тем упражнениям в беге, которые проводились с детьми 2—3 лет. При беге в разных направлениях воспитатель напоминает, что надо использовать все свободное пространство, уступать дорогу; показывает детям, где можно бегать, не толкаться в середине площадки.
Бег по кругу выполняется в общем для всех детей ритме с соблюдением интервалов между каждым ребенком. Дети не должны сужать круг, забегать в середину. Воспитатель учит ребят во время бега слушать подаваемый им сигнал, например быстро остановиться, не потеряв равновесия повернуться. В беге друг за другом важна роль ведущего, от его темпа зависят успешные движения других детей. Поэтому в этой группе воспитатель должен быть внимателен при выборе ведущего, поручать эту роль тому, кто с ней справится, или сам педагог на некоторое время становится ведущим. Недостаток этого приема в том, что воспитателю трудно одновременно отмечать качество бега детей.
Содержание многих игр составляет бег с ловлей, при которой воспитатель приучает детей часто менять направление бега, его темп, включать повороты, неожиданные остановки в зависимости от складывающейся игровой ситуации.
Детям второй младшей группы можно предложить пробежать с заданием кто быстрее (примерная дистанция 10 м). В медленном темпе дети способны бегать в течение 50—60 с.
Упражнения и игры для детей 3—4 лет
Огуречик.
Один ребенок — водящий—находится в стороне от всех детей. Играющие ритмично приседают и говорят;
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет»,
С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.
Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.
Мыши и кот.
Дети - мышки на одной стороне площадки, кот - воспитатель - на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.
Усложнение: мышки подлезают под натянутой веревкой. Карусель. Дети образуют круг, берутся -за руки и двигаются по кругу под слова:
«Еле, еле, еле, еле Тише, тише, не спешите,
Завертелись карусели. Карусель остановите!
А потом, потом, потом Раз-два, раз-два,
Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра».
Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.
Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.
У медведя во бору.
Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне — медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь рычит,
Он на нас сердит».
После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.
Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.
Быстрей к своему листу.
Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листику какого-либо дерева(каждая группа детей берет листья от разных деревьев), например клен, тополь, береза. Подгруппы встают на противоположных сторонах площадки (на расстоянии примерно 10 м). Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, кружатся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.
Правила: бежать только по сигналу; находить свободное место для бега.
Быстро возьми предмет.
Дети идут, затем бегут по кругу, образованному положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками), которых должно быть на 1—2 меньше, чем играющих. На сигнал «бери» дети быстро останавливаются у предмета и поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка): «Таня, Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!»
Скорее в круг.
На площадке чертят (выкладывают из камешков, шишек) круг (диаметром 4 м) в середине — круг поменьше (диаметром 2 м). Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал «скорее в круг» дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их (рисунок). Пойманные останавливаются на месте. Затем они снова встают за большой круг.
Усложнение: воспитатель выбирает себе помощника.
Куры в огороде.
Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство — огород. С одной стороны его — дом сторожа, с другой — курятник, в нем куры — дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их - хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают — подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.
Найди свой домик. Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.
Правила: бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала.