Вторник, апреля 16, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Первая половина июля насыщена праздниками- играми, красочными состязаниями, которые прово­дились под открытым небом, в полях, около водо­емов.

1 июля - Макушка лета, Ярилин день, издревле в русском народе считавшийся особым временем - «всем дням день», единственный и неповторимый. По народному поверью, в первый день июля выез­жает из своего небесного дома Илья-пророк на трех конях: серебряном, золотом, бриллиантовом и начи­нает громыхать. Его власть распространяется на весь месяц, до самого начала августа, до Ильина дня. Загадка этого дня о Яриле-Солнце: «По заре зарянской катит шар вертлянский, никому его ни объ­ехать, ни обойти». В этот день традиционно устраи­вались на Руси спортивные состязания, некогда яв­лявшие собою одно из самых буйных и неистовых языческих игрищ, за что и подвергались они церков­ному осуждению.

На холмах, называемых Ярилиной плешью, на сельских площадях или городских окраинах сходи­лись люди - взрослые, старики и дети - на ярмар­ки. Всем миром, всем собором избирали особого че­ловека и нарекали его Ярилой. Одевали молодца в разноцветные одежды, украшали лентами и бубенцами-позвонками, садили на белого коня. С венком цветочным на голове, с пучком ржи в левой руке и палицей в правой, символизировал он охрану хле­бов, защиту полей, становясь распорядителем всех игровых действий, водящим.

Ряженый Ярило-молодец руководил плясками, иг­рами, кулачными поединками, гуляниями с песня­ми, продолжавшимися до глубокой ночи. Юноши старались в этот день высказать свою симпатию де­вушкам, показать свою удаль молодецкую, а девуш­ки, в свою очередь, старались понравиться парням. В старину говорили: «Ярила любовь очень одобря­ет». Ярила и поныне звучит в имени Ярослав, а в Древней Руси было множество имен, включавших в себя Бога ярой любви, - Яромир, Яровид, Ярополк и др.

По древнему народному представлению, буйные Ярилины игрища способствовали плодородию зем­ли, что так важно в июле.

2 июля - Пчелиный день: «Рой роится, Зосима - Савватий веселится». Как известно, русские святые Зосима и Савватий являлись покровителями пчел. В этот день по чистой росистой траве и стар и млад выходили в луга, наблюдали за работой пчел, шли на пасеки, слушали рассказы мудрых русских пасеч­ников, знающих, как растет трава, как цветут цве­ты, как собирается по многим цветам сладкий мед в соты.

3 июля - Мефодий-перепелятник. Считалось, что увидеть белого перепела - к счастью, а пестрого - на переменчивые деньки. Примета дня: если на Ме- фодия дождь, то он с перерывами будет идти 40 дней. С этого дня начинается подготовка к самому значи­тельному празднику июля - Ивана Купалы.

Самая яркая пора лета, его разгар, говоря церков­ным языком, «преполовение». Наступает после лет­него Солнцеворота, в самой нижней точке года-ко- леса на рождество св. Иоанна Предтечи, известного в русской традиции как Иван Купала.

Имя Купалы Иван - христианское, но сам он двойник Яриле, древнему языческому богу, олице­творявшему огонь, огневолхование. «Купала» про­исходит не от слова «купаться», как часто думают, а от слова «кипеть», но не просто от жары, а всей страстью своей, от любви. Латинское слово «купидо», от которого произошло имя бога любви Купи­дона, и Купала - однокоренные. В честь древнеславянского бога страстной любви жгли в ночь на Ива­на Купалу костры, совершали обряд очищения, прыгая через них. Прыгали, взявшись за руки, пара­ми — юноша и девушка. Считалось, если при прыжке через огонь их руки не разомкнутся, то они поженятся, будут дружны весь год до нового лета, новых купальских игрищ.

6 июля - начало купальских игрищ, день Аграфены Купальницы. С самого утра избы украша­ли венками из цветов и трав, тем самым заслоня­ясь от нечистой силы. Чертополохом и крапивой устилали порог. Из колючих растений и крапи­вы складывали кучи и прыгали через них, чтобы освободиться от сглазу и недугов. Топили бани и парились вениками из полыни, ивана-да-марьи, мяты пахучей. Аграфена Купальница травами из­гоняла хворь и телесную нечистоту. Потом начи­нались купания всем селом, обязательно с особы­ми купальскими песнями. Вечером плели венки из цветов, готовились к ночным игрищам, чуде­сам и гаданиям, складывали высокие костры, добывали «живой огонь» трением двух дощечек. В ночь на Купалу начинались дива дивные. Ве­рили, что в Иванову ночь деревья движутся, пере­ходят с места на место, ведут между собой разго­воры. Все ведьмы, особенно зловредные, в эту ночь слетаются на Лысую гору (Ярилину плешь). Ог­ненным цветом цветет волшебный цветок папорот­ника, охраняют его нечисть, ведьмы и болотницы. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, а вокруг огня устраивали пляски, пели песни. Делали в старину волховские колеса, которые поджигали и спускали по крутому берегу реки в воду. Колеса эти были символом солнца, самого Купалы, рус­ского года лета.

Не случайно Купалу топили в воде: он теснейшим образом связан с водной стихией. В ночь на Ивана Купалу совершали обряд купания в росе, а под утро снова всем миром купались в реке.

7 июля - весь день обливались водой (в детских играх это дошло и до наших дней). Купальская роса и вода смывали, по народному поверью, тоску-кручину, освобождали от сглаза.

В Иванов день, как и в зимние Святки, девушки гадали о своем суженом. Из двенадцати трав спле­тали венки, зажигали лучину или свечу, прикреп­ляли к венку и пускали его по течению реки. Чем дольше горит лучина, тем дольше и любовь будет длиться, чем свободнее и быстрее плывет венок, тем удачнее сложится семейная жизнь.

Самый колдовской цветок этого праздника — Иван-да-Марья, символизирующий единение воды и огня, мужчины и женщины. У него на одном стебле соединились желтое (Иван Купала, солнце) и синее (Марина, мара, богиня воды). С навечерия Купаль­ницы вплетали девушки цветок в венки, пояса, бан­ные веники. Считалось, что он помогает соединению с любимым.

С Ивана Купалы на Руси начинали сбор различ­ных трав, набирающих к этому времени силу. Це­лебными считались цвет папоротника, Иван-да-Марья, разрыв-трава, купаленка, медвежье ушко, терлич, желтый зверобой, мята, полынь, ноготки, одолень-трава, сон-трава и другие травы и коренья. Каждый сплетал венок из своего набора трав, зага­дывал заветное желание.

Венки хранили всю зиму как обереги, к ним об­ращались за помощью в своих молитвах. В старину верили в особую силу цветов, собранных в день Рож­дества Иоанна Крестителя.

Купальские праздники поэтичны. В этот день и детям и взрослым полезно обратиться к поэтическо­му творчеству.

Купель Аграфены

Трава купается в соку, Коренья млеют в полной силе. Сквозь осоку к воде бегу — Воды и солнца изобилье!

Хохочет нечисть, то бишь черт, Под ночь Купалы он под боком. Куда нас вместе всех влечет? Не оступиться б ненароком!

Закат затлел и вот потух. На небо выкатились звезды, На стороже стоит петух И гребнем озаряет воздух.

Купала, спелый бог плодов, Текут горящие колеса, И разгорается любовь, И остужают ее росы.

Виктор Петров

9 июля - день Земляники, а по православному календарю - Тихвинской иконы божьей матери и Давида, прозванного Земляничником: «На Тихвин­скую земляника-ягода поспевает, красных девок в лес зовет» - говорили в народе. Земляника - со­лнечная ягода, считалось, что в ней собирается дух земли и поэтому она целебна, особенно поздняя зем­ляника, сохранившаяся к этому дню.

Ни свет ни заря шли на земляничную поляну, со­бирали земляничный лист, который заваривали в зимнее время как чай. Больше фантазии — и мож­но создать праздник чествования Земляники!

12 июля - Петров день, еще один русский празд­ник летнего Солнца. Солнце называли хозяином све­та и тени, оно олицетворяло связь золота, райского сада и плодов с Землею, с земным плодоношением.

В ночь на этот день искали цветущий Петров- крест, известное растение наших мест. Считалось, что корень его избавляет от напастей, открывает путь к счастью, к кладу. Утром встречали восход солнца, примечая: «На Петров день солнышко играет», т.е. то покажется, то спрячется, то поднимется вверх, то опустится вниз, а то и заблещет разными цветами - голубым, розовым и белым. Чтобы увидеть это ра­дужное чудо, проводили всю ночь в поле, «карауля солнце». Проспать восход солнца считалось грехом. Хотя в это время в разгаре была сенокосная пора, но в народе было принято до позднего вечера петь пес­ни и качаться на качелях. Так чествовали солнце, призывая его животворящую силу. Понятно, что сам праздник начинался уже после возвращения с поко­са: «У мужика то и праздник, что Петров день» - говорит пословица.

Петровское солнце доводит до спелости хлеба, на­чинается страда: «С Петрова дня зорница хлеб зо­рит», «Петр с колосом, Илья с колобком», «Доста­вай косы и серпы к Петрову дню» и т.д.

Примета этого дня: если на Петра и Павла дождь, то жито уродится. Именно для того, чтобы помочь солнцу, и устраивались в древности веселые петров­ские гулянья с песнями, хороводами, качелями.

Июльские праздники издревле были соединены с напряженным трудом.

14 июля - летние Кузьминки, день православных бессребреников Космы и Демьяна. Христианские свя­тые Кузьма и Демьян покровительствовали покосу. Считалось, что они являются божьими кузнецами, по­могают людям отбивать и точить косы, осуществлять косьбу: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты до­мой». Прямо на лугах начинался праздник. На покос женщины приносили крупу, после работы они ссыпа­ли ее в общий котел и варили кашу, чтобы всем собо­ром поесть из единого горшка, а значит, поделиться силой и разделить страдание страдного дня. К вечеру праздник продолжался в семьях, в домашних услови­ях. Свежие овощи, только что с огорода, составляли основу праздничных кушаний. С присказкой «На дворе пусто, да на поле густо» выставляли хозяйки еду и звали святых: «Кузьма - Демьян, идите ести к нам!»

15 июля - чествовали древнюю славянскую бо­гиню Берегиню. Это красивое имя произошло от сло­ва «берега» (реки), которые она оберегала вместе с селом. Девушки в этот день ткали для своих суже­ных особые полотенца-обереги, расшивая их узора­ми. Этот оберег хранил молодых воинов от бед. С при­нятием христианства день Берегини совпал с почи­танием образа Пресвятой Богородицы, как стали ее звать в народе - Петровая матка или Мать-Сырая-Богородица. Считалось, что полотенца, расшитые де­вушками, волшебным образом заключают в себе свя­той дух Богородицы. Вышивка была особой: знаки солнца, живительной воды и пр. Этим полотенцем отирали лица усталых косцов, считая, что божий свет проникает в них, снимая тяготу и восстанавливая для трудов праведных.

16 июля - Мокий, считался неблагоприятным днем.

18 июля - Афанасьев день, иначе - Наливы, на­ливался соком овес и по традиции всем миром сообща варили и ели овсяной кисель, а в ночь старики выво­дили детей смотреть, как наливается месяц, что, по древнему поверью, способствовало накоплению силы.

19 июля - Сысой-ходи по траве босой.

20 июля - день Фомы, требовалось поклониться «ржи-матушке».

25 июля - по народному календарю день Прокла, иначе - Великие Росы. В этот день следовало почи­тать росу, которая приобретала волшебные свойства.

Роса на Руси всегда считалась чем-то таинствен­ным. С росой связаны различные обряды и гадания, но это в другие дни, а 25 июля, считали в народе, роса целебна, особенно для врачевания глазных бо­лезней. Росой умывались, протирали глаза, очища­ли тело от трудового пота. Представлялась роса в образе сказочной полудевы-полуптицы, таящейся в траве-мураве. Этот сказочный мир ныне доступен, пожалуй, лишь поэзии.

 

 

На Прокла

 

Не спят цветы в целебных росах, Стоят хлеба, грустят луга, И Прокла страннический посох Рисует в воздухе стога.

В Полудева-Полуптица, Сама Подлунная Роса Пытается с цветами слиться, Забыть родные небеса.

Прижалась лепестковой грудью И вся как есть обнажена, А все ж забыться в душной груде И слезы слизывать должна.

Блеснули косы светляками, И сразу росы полегли, Ярило первыми лучами Коснулся Матери-земли.

С этого дня начинается Ильинская неделя, сено­косная пора, завершающаяся уже в начале августа.

Грядет Ильинская неделя, Цветущий мир приговорен, Уж наточил косу Емеля И досмотрел последний сон.

Архангел Гавриил на поле, На нивы хлебные вступил, И стебли в ожиданьи боли Застыли и лишились сил.

Емеля, то твоя неделя, Коси, коса, пока роса, Чтоб сладко пили, сытно ели. Росу нам сыпят небеса.

Виктор Петров

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether