Понедельник, Декабрь 11, 2017

Первая половина июля насыщена праздниками- играми, красочными состязаниями, которые прово­дились под открытым небом, в полях, около водо­емов.

1 июля - Макушка лета, Ярилин день, издревле в русском народе считавшийся особым временем - «всем дням день», единственный и неповторимый. По народному поверью, в первый день июля выез­жает из своего небесного дома Илья-пророк на трех конях: серебряном, золотом, бриллиантовом и начи­нает громыхать. Его власть распространяется на весь месяц, до самого начала августа, до Ильина дня. Загадка этого дня о Яриле-Солнце: «По заре зарянской катит шар вертлянский, никому его ни объ­ехать, ни обойти». В этот день традиционно устраи­вались на Руси спортивные состязания, некогда яв­лявшие собою одно из самых буйных и неистовых языческих игрищ, за что и подвергались они церков­ному осуждению.

На холмах, называемых Ярилиной плешью, на сельских площадях или городских окраинах сходи­лись люди - взрослые, старики и дети - на ярмар­ки. Всем миром, всем собором избирали особого че­ловека и нарекали его Ярилой. Одевали молодца в разноцветные одежды, украшали лентами и бубенцами-позвонками, садили на белого коня. С венком цветочным на голове, с пучком ржи в левой руке и палицей в правой, символизировал он охрану хле­бов, защиту полей, становясь распорядителем всех игровых действий, водящим.

Ряженый Ярило-молодец руководил плясками, иг­рами, кулачными поединками, гуляниями с песня­ми, продолжавшимися до глубокой ночи. Юноши старались в этот день высказать свою симпатию де­вушкам, показать свою удаль молодецкую, а девуш­ки, в свою очередь, старались понравиться парням. В старину говорили: «Ярила любовь очень одобря­ет». Ярила и поныне звучит в имени Ярослав, а в Древней Руси было множество имен, включавших в себя Бога ярой любви, - Яромир, Яровид, Ярополк и др.

По древнему народному представлению, буйные Ярилины игрища способствовали плодородию зем­ли, что так важно в июле.

2 июля - Пчелиный день: «Рой роится, Зосима - Савватий веселится». Как известно, русские святые Зосима и Савватий являлись покровителями пчел. В этот день по чистой росистой траве и стар и млад выходили в луга, наблюдали за работой пчел, шли на пасеки, слушали рассказы мудрых русских пасеч­ников, знающих, как растет трава, как цветут цве­ты, как собирается по многим цветам сладкий мед в соты.

3 июля - Мефодий-перепелятник. Считалось, что увидеть белого перепела - к счастью, а пестрого - на переменчивые деньки. Примета дня: если на Ме- фодия дождь, то он с перерывами будет идти 40 дней. С этого дня начинается подготовка к самому значи­тельному празднику июля - Ивана Купалы.

Самая яркая пора лета, его разгар, говоря церков­ным языком, «преполовение». Наступает после лет­него Солнцеворота, в самой нижней точке года-ко- леса на рождество св. Иоанна Предтечи, известного в русской традиции как Иван Купала.

Имя Купалы Иван - христианское, но сам он двойник Яриле, древнему языческому богу, олице­творявшему огонь, огневолхование. «Купала» про­исходит не от слова «купаться», как часто думают, а от слова «кипеть», но не просто от жары, а всей страстью своей, от любви. Латинское слово «купидо», от которого произошло имя бога любви Купи­дона, и Купала - однокоренные. В честь древнеславянского бога страстной любви жгли в ночь на Ива­на Купалу костры, совершали обряд очищения, прыгая через них. Прыгали, взявшись за руки, пара­ми — юноша и девушка. Считалось, если при прыжке через огонь их руки не разомкнутся, то они поженятся, будут дружны весь год до нового лета, новых купальских игрищ.

6 июля - начало купальских игрищ, день Аграфены Купальницы. С самого утра избы украша­ли венками из цветов и трав, тем самым заслоня­ясь от нечистой силы. Чертополохом и крапивой устилали порог. Из колючих растений и крапи­вы складывали кучи и прыгали через них, чтобы освободиться от сглазу и недугов. Топили бани и парились вениками из полыни, ивана-да-марьи, мяты пахучей. Аграфена Купальница травами из­гоняла хворь и телесную нечистоту. Потом начи­нались купания всем селом, обязательно с особы­ми купальскими песнями. Вечером плели венки из цветов, готовились к ночным игрищам, чуде­сам и гаданиям, складывали высокие костры, добывали «живой огонь» трением двух дощечек. В ночь на Купалу начинались дива дивные. Ве­рили, что в Иванову ночь деревья движутся, пере­ходят с места на место, ведут между собой разго­воры. Все ведьмы, особенно зловредные, в эту ночь слетаются на Лысую гору (Ярилину плешь). Ог­ненным цветом цветет волшебный цветок папорот­ника, охраняют его нечисть, ведьмы и болотницы. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, а вокруг огня устраивали пляски, пели песни. Делали в старину волховские колеса, которые поджигали и спускали по крутому берегу реки в воду. Колеса эти были символом солнца, самого Купалы, рус­ского года лета.

Не случайно Купалу топили в воде: он теснейшим образом связан с водной стихией. В ночь на Ивана Купалу совершали обряд купания в росе, а под утро снова всем миром купались в реке.

7 июля - весь день обливались водой (в детских играх это дошло и до наших дней). Купальская роса и вода смывали, по народному поверью, тоску-кручину, освобождали от сглаза.

В Иванов день, как и в зимние Святки, девушки гадали о своем суженом. Из двенадцати трав спле­тали венки, зажигали лучину или свечу, прикреп­ляли к венку и пускали его по течению реки. Чем дольше горит лучина, тем дольше и любовь будет длиться, чем свободнее и быстрее плывет венок, тем удачнее сложится семейная жизнь.

Самый колдовской цветок этого праздника — Иван-да-Марья, символизирующий единение воды и огня, мужчины и женщины. У него на одном стебле соединились желтое (Иван Купала, солнце) и синее (Марина, мара, богиня воды). С навечерия Купаль­ницы вплетали девушки цветок в венки, пояса, бан­ные веники. Считалось, что он помогает соединению с любимым.

С Ивана Купалы на Руси начинали сбор различ­ных трав, набирающих к этому времени силу. Це­лебными считались цвет папоротника, Иван-да-Марья, разрыв-трава, купаленка, медвежье ушко, терлич, желтый зверобой, мята, полынь, ноготки, одолень-трава, сон-трава и другие травы и коренья. Каждый сплетал венок из своего набора трав, зага­дывал заветное желание.

Венки хранили всю зиму как обереги, к ним об­ращались за помощью в своих молитвах. В старину верили в особую силу цветов, собранных в день Рож­дества Иоанна Крестителя.

Купальские праздники поэтичны. В этот день и детям и взрослым полезно обратиться к поэтическо­му творчеству.

Купель Аграфены

Трава купается в соку, Коренья млеют в полной силе. Сквозь осоку к воде бегу — Воды и солнца изобилье!

Хохочет нечисть, то бишь черт, Под ночь Купалы он под боком. Куда нас вместе всех влечет? Не оступиться б ненароком!

Закат затлел и вот потух. На небо выкатились звезды, На стороже стоит петух И гребнем озаряет воздух.

Купала, спелый бог плодов, Текут горящие колеса, И разгорается любовь, И остужают ее росы.

Виктор Петров

9 июля - день Земляники, а по православному календарю - Тихвинской иконы божьей матери и Давида, прозванного Земляничником: «На Тихвин­скую земляника-ягода поспевает, красных девок в лес зовет» - говорили в народе. Земляника - со­лнечная ягода, считалось, что в ней собирается дух земли и поэтому она целебна, особенно поздняя зем­ляника, сохранившаяся к этому дню.

Ни свет ни заря шли на земляничную поляну, со­бирали земляничный лист, который заваривали в зимнее время как чай. Больше фантазии — и мож­но создать праздник чествования Земляники!

12 июля - Петров день, еще один русский празд­ник летнего Солнца. Солнце называли хозяином све­та и тени, оно олицетворяло связь золота, райского сада и плодов с Землею, с земным плодоношением.

В ночь на этот день искали цветущий Петров- крест, известное растение наших мест. Считалось, что корень его избавляет от напастей, открывает путь к счастью, к кладу. Утром встречали восход солнца, примечая: «На Петров день солнышко играет», т.е. то покажется, то спрячется, то поднимется вверх, то опустится вниз, а то и заблещет разными цветами - голубым, розовым и белым. Чтобы увидеть это ра­дужное чудо, проводили всю ночь в поле, «карауля солнце». Проспать восход солнца считалось грехом. Хотя в это время в разгаре была сенокосная пора, но в народе было принято до позднего вечера петь пес­ни и качаться на качелях. Так чествовали солнце, призывая его животворящую силу. Понятно, что сам праздник начинался уже после возвращения с поко­са: «У мужика то и праздник, что Петров день» - говорит пословица.

Петровское солнце доводит до спелости хлеба, на­чинается страда: «С Петрова дня зорница хлеб зо­рит», «Петр с колосом, Илья с колобком», «Доста­вай косы и серпы к Петрову дню» и т.д.

Примета этого дня: если на Петра и Павла дождь, то жито уродится. Именно для того, чтобы помочь солнцу, и устраивались в древности веселые петров­ские гулянья с песнями, хороводами, качелями.

Июльские праздники издревле были соединены с напряженным трудом.

14 июля - летние Кузьминки, день православных бессребреников Космы и Демьяна. Христианские свя­тые Кузьма и Демьян покровительствовали покосу. Считалось, что они являются божьими кузнецами, по­могают людям отбивать и точить косы, осуществлять косьбу: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты до­мой». Прямо на лугах начинался праздник. На покос женщины приносили крупу, после работы они ссыпа­ли ее в общий котел и варили кашу, чтобы всем собо­ром поесть из единого горшка, а значит, поделиться силой и разделить страдание страдного дня. К вечеру праздник продолжался в семьях, в домашних услови­ях. Свежие овощи, только что с огорода, составляли основу праздничных кушаний. С присказкой «На дворе пусто, да на поле густо» выставляли хозяйки еду и звали святых: «Кузьма - Демьян, идите ести к нам!»

15 июля - чествовали древнюю славянскую бо­гиню Берегиню. Это красивое имя произошло от сло­ва «берега» (реки), которые она оберегала вместе с селом. Девушки в этот день ткали для своих суже­ных особые полотенца-обереги, расшивая их узора­ми. Этот оберег хранил молодых воинов от бед. С при­нятием христианства день Берегини совпал с почи­танием образа Пресвятой Богородицы, как стали ее звать в народе - Петровая матка или Мать-Сырая-Богородица. Считалось, что полотенца, расшитые де­вушками, волшебным образом заключают в себе свя­той дух Богородицы. Вышивка была особой: знаки солнца, живительной воды и пр. Этим полотенцем отирали лица усталых косцов, считая, что божий свет проникает в них, снимая тяготу и восстанавливая для трудов праведных.

16 июля - Мокий, считался неблагоприятным днем.

18 июля - Афанасьев день, иначе - Наливы, на­ливался соком овес и по традиции всем миром сообща варили и ели овсяной кисель, а в ночь старики выво­дили детей смотреть, как наливается месяц, что, по древнему поверью, способствовало накоплению силы.

19 июля - Сысой-ходи по траве босой.

20 июля - день Фомы, требовалось поклониться «ржи-матушке».

25 июля - по народному календарю день Прокла, иначе - Великие Росы. В этот день следовало почи­тать росу, которая приобретала волшебные свойства.

Роса на Руси всегда считалась чем-то таинствен­ным. С росой связаны различные обряды и гадания, но это в другие дни, а 25 июля, считали в народе, роса целебна, особенно для врачевания глазных бо­лезней. Росой умывались, протирали глаза, очища­ли тело от трудового пота. Представлялась роса в образе сказочной полудевы-полуптицы, таящейся в траве-мураве. Этот сказочный мир ныне доступен, пожалуй, лишь поэзии.

 

 

На Прокла

 

Не спят цветы в целебных росах, Стоят хлеба, грустят луга, И Прокла страннический посох Рисует в воздухе стога.

В Полудева-Полуптица, Сама Подлунная Роса Пытается с цветами слиться, Забыть родные небеса.

Прижалась лепестковой грудью И вся как есть обнажена, А все ж забыться в душной груде И слезы слизывать должна.

Блеснули косы светляками, И сразу росы полегли, Ярило первыми лучами Коснулся Матери-земли.

С этого дня начинается Ильинская неделя, сено­косная пора, завершающаяся уже в начале августа.

Грядет Ильинская неделя, Цветущий мир приговорен, Уж наточил косу Емеля И досмотрел последний сон.

Архангел Гавриил на поле, На нивы хлебные вступил, И стебли в ожиданьи боли Застыли и лишились сил.

Емеля, то твоя неделя, Коси, коса, пока роса, Чтоб сладко пили, сытно ели. Росу нам сыпят небеса.

Виктор Петров

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС