1. Остановка во время ходьбы, бега.
2. Ходьба и бег по прямой дорожке (длина 2,5-3 м, ширина 25-20 см).
3. Ходьба по доске (ширина 20 см).
4. Ходьба по извилистой дорожке.
5. Перешагивание через лежащие на земле предметы, расстояние между ними 20-25 см.
6. Перешагивание через рейки лестницы, лежащей на земле.
7. Ходьба по гимнастической скамейке.
8. Ходьба по кирпичикам, положенным на расстоянии 15 см, один от другого.
9. Ходьба по шнуру.
10.Перешагивание через препятствия - рейки или шнуры, положенные на кубы (высота 20-25 см).
11.Ходьба по наклонной доске, один конец которой приподнят на 20-30 см.
12.Ходьба по бревну со стесанной поверхностью (ширина 20 см).
13.Стоя на месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие.
14.Кружение на месте в одну сторону, после остановки и отдыха кружение в другую сторону.
Примечание. Руки при движении свободно балансируют.
Методические указания. С детьми четвертого года жизни проводятся в основном те же упражнения, что и с более младшими детьми, но с некоторым усложнением препятствий. Они ходят по доске, бревну, скамейке шириной 20 см. по шнуру. Для перешагивания используются предметы высотой 15-20 см с увеличением расстояния между ними до 20-25 см.
Воспитатель учит детей ходить приставным и чередующимся шагом в зависимости от предложенного задания, например по кирпичикам можно идти приставным шагом. При ходьбе по доске и скамейке усложняет движение, предлагая поставить руки в стороны или на пояс, но не настаивает на этом, если ребенок боится. При движении по узкой или высокой опоре дети могут свободно балансировать руками. Надо напомнить детям, что при такой ходьбе следует держаться прямо, стараться не опускать голову, смотреть вперед на игрушку, поставленную впереди.
Более уверенно выполняют дети остановку после энергичного быстрого бега, подскоков, ходьбы. В общеразвивающих упражнениях можно предложить непродолжительное время постоять на носках, на одной ноге, сохраняя при этом и правильное положение туловища. Вначале это удается детям, обладающим хорошей координацией движений.
Воспитатель поощряет тех, кто самостоятельно, без помощи взрослого идет по скамейке, бревну, перешагивает через рейки лежащей на полу лестницы. Особое внимание уделяет детям, неуверенно чувствующим себя на скамейке, предлагает им во время прогулки пройти по бортику, низкому бревну, идет рядом с ребенком, ободряет его.
Упражнения и игры для детей 3—4 лет
Через болото. На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3 м. Расстояние между кирпичиками 10-15 см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.
Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.
Курочка и цыплята. Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25 см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.
Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.
Мишка идет по мостику. На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2-2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке - медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.
Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.
Шире шагай. На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см), в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.
Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но невыходя за его края, не задевать за обручи.
Погладь мишку. На высокий кубик посадить мишку. На гимнастическую скамейку одним концом положить доску, с другой стороны скамейки - другую доску. Дети проходят вверх, спускаются вниз и подходят к мишке, гладят его.
Правила: идти сохраняя равновесие, вниз не сбегать.