1. Остановка во время бега, присесть или повернуться кругом и продолжать бег.
2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку.
3. Ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно.
4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове (вес 400 г, размер 12 на 18 см).
5. Ходьба с мешочком на ладони по доске (ширина 15 см), лежащей на полу.
6. Ходьба по ребристой доске.
7. Ходить по скамейке ставя ногу с носка, руки в стороны.:
8. Ходить по скамейке перешагивая через положенные на ней кубики.
9. Перешагивание через кубы, лежащие на полу рейки, положенные на высоте 40 см.
10.Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от земли на 20-25 см.
11.Разойтись вдвоем на доске или скамейке, начиная идти с двух сторон.
12.Ходьба вверх и вниз по доске (ширина 20-15 см), положенной наклонно.
13.Ходьба по горизонтальному бревну (ширина 15 см, высота 25-30 см) .
14.Ходьба по наклонному бревну.
15.Ходьба по бревну боком (правым и левым) приставными шагами.
16.Кружение в одну и другую сторону (руки на поясе, руки в стороны).
17.Стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед (или в сторону), руки на поясе.
Методические указания. В средней группе возрастают требования к качеству выполнения упражнений. Воспитатель вводит разнообразные задания, поддерживая у детей интерес к упражнениям. От ребят уже требуется умение контролировать положение тела, лучше ориентироваться в пространстве, менять направление движения. При остановке во время бега дети выполняют задания по сигналу воспитателя присесть, выпрямиться, повернуться кругом. Они ходят по шнуру, положенному по кругу, зигзагом, что усложняет выполнение приставного шага.
Освоенная детьми ходьба по гимнастической скамейке проводится с различными заданиями: пройти с мешочком на голове, на ладони, перешагивая через кубики; разойтись вдвоем на скамейке, идя по ней с двух сторон. Чаще организуется ходьба по бревну, расположенному горизонтально или наклонно. Детей учат ходить по нему не только обычным, но и приставным шагом в правую, а при повторении в левую сторону. В знакомых упражнениях воспитатель требует определенной постановки рук (в стороны, на пояс), а в новых движениях, например в ходьбе по бревну приставным шагом, положение рук свободное. Упражнения в кружении, принятии статических положений более, длительны.
Особенность упражнений, тренирующих равновесие, в том, что они проводятся в спокойном темпе, в них не включается соревнование на быстроту выполнения движения. Поэтому воспитатель обращает внимание на хорошее уверенное выполнение статических поз, четкое спокойное выполнение ходьбы по уменьшенной и повышенной площади опоры. Иногда сами дети стремятся пройти быстрее. Этого нельзя допускать.
Упражнения и игры для детей 4—5 лет
За высоким, за низким. Дети идут или бегутвколонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.
Правила: поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.
Бабочки, лягушки. Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.
Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.
Козлики на мосту. Двое детей идут с разных сторон по доске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачиваются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону.
Правила: расходясь, не терять равновесие, не оступаться.
Донеси - не урони. На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек,
Правила: мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.
Трудный переход. Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам), врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.
Веселые снежинки. Играющие разбегаются по площадке. На сигнал «ветер подул, закружил снежинки» дети кружатся на месте. Со словами воспитателя «снежиночки - пушочки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть», приседают. Далее игра повторяется.