Понедельник, Декабрь 11, 2017

весна краснаПеред днем весеннего равноденствия, этого, согласно астраномии, начало весны, 20—21 марта,  народ уже ощущал как оживает природа.  Протальник, солнечный протальник, - таким были древнерусские названия марта.

Вода на Руси была особенно почитаема и это связывают с  представлением о ее очистительной, живительной и лечебной силе. Духам рек, родников, колодцев, ручейков и озер возлагали дары, «клали тробы». Талая вода в марте считалась «пользительной», ее сохраняли для особенных случаев, к примеру для изготовления обрядового пива, ее использовали как средство от веснушек, солнечных ожогов и от загара девушки, этой водой отпаивали ослабшую за зиму скотину и домашнюю птицу: «В марте курица из лужицы напьется».

В «Следованной Псалтыри», старинной русской книге, мы видим такие строки: «Сей первый есть в месяцах месяц», а в «Житие святого Стефана Пермского», произведение русского писателя одиннадцатого века Епифана Премудрого, написано: «Марта бо месяца начала бытия — вся тварь Богом сотворена бысть, от небытия в бытие, марта же месяца в 21 день и первозванный человек, родоначальник Адам, рукою Божию сотворен бысть».

Так истинно народная традиция переплелась в понимении русского народа с церковным преданием и православием.

Само название «март» появилось на Руси довольно поздно, оно пришло на Русь из Византии и Рима беря корни от Марса, - римского бога войны, который считается покровителем землепашцев. Однако в народе бытовали названия первого весеннего месяца, имевшие исконно русские имена: водотек,  протальник, капельник , солнцегрей, грачевник — и отражали они явления природы, борьбу холода и тепла.

 Встречая весенние праздники и совершая обряды, наши предки осознанно принимали сторону солнца красного, веруя, что помогают ему начинать светить и греть в полную силу.
В этом действе с первых весенних дней обязательно участвовала детвора. Детвора зазывала, заклинала это время года стихами- закличками и песенками, , играми и смехом, помогая набрать силу живительную, весне.
В русской устной словесности сохраняется много строк, песен-приговорок, посвященных весне. Например:

Весна-красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Ржаном колесочке!
Весна-красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко!


Дети, забирались на крыши домов и на пригорки залитые солнцем, весело пели весенние песенки-заклички:


Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Традиция создания резных коньков, которые и поныне венчают крыши домов, уходит корнями в языческую древность и тесно переплетаются с образом красно солнышка, к которому детвора и обращают свои заклички.

Дажбогом, Ярилой так называли, во времена языческие, солнце наши предки, обожествляя его. Весной, в марте, начинались с Ярилины праздники. Ярило, у славян, считался богом плодородия, который обладает необыкновенной «ярью», т.е. силой деторождения, прибытка и плодоношения. Народ представлял Ярило как поединщиком, побеждающим зиму, ее холода.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС