1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
2. Ходьба широким шагом.
3. Ходьба в полуприседе.
4. Ходьба со сменой положения рук — вперед, вверх, с хлопками.
5. Ходьба перекатом с пятки на носок.
6. Ходьба в колонне с перестроением в пары.
7. Ходьба «змейкой».
8. Ходьба в чередовании с другими движениями.
9. Проходить с закрытыми глазами 3—4 м.
10. Продолжительная ходьба в спокойном темпе 35—40 мин.
Методические указания. В старшей группе дети должны ходить четко, ритмично,с хорошей осанкой и координацией движений. Воспитатель добивается выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы: в ходьбе на носках - хорошо выпрямляться, незначительно сгибать ноги в коленях, руки держать за головой; в ходьбе на внешней стороне стопы или па пятках - стараться выпрямиться, идти ритмично, в общем темпе. Обучая детей новому виду - ходьбе в полуприседе, воспитатель напоминает, чю идти надо пружиня на передней части стопы, не касаясь пяткой пола. Воспитатель продолжает учить ребят мягкому эластичному шагу с выраженным перекатом с пятки на носок и активными движениями рук, умению четко выполнять перестроения в ходьбе и другие задания, не снижая темпа движения. Например, пройти «змейкой» противоходом с одной стороны площадки до другой. Увеличивается продолжительность ходьбы, она используется как средство воспитания у детей выносливости.
Упражнения и игры для детей 5—6 лет
Один-двое.
Дети идут в колонне по одному и в соответствии с сигналом воспитателя перестраиваются на ходу парами и снова в колонну по одному.
Правила: при перестроении не снижать темпа ходьбы, сохранять интервал.
Холодно — горячо.
Дети ходят по площадке в разных направлениях обычной ходьбой под счет воспитателя или удары в бубен. На сигнал «горячо» идут на носках, на сигнал «холодно»— в полуприседе.
Правила: сохранять хорошую осанку во всех видах ходьбы.
Шишка — камешек.
Дети идут в колонне. У первого в руках шишка, у последнего — камешек. На сигнал воспитателя «шишка» продолжают идти вперед за первым, на сигнал «камешек» поворачиваются и идут за последним.
Правила: четко и быстро выполнять повороты не останавливаясь.
Узнай по голосу.
Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга, закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят:
«Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты, Алеша (Наташа), отгадай,
Кто позвал тебя, узнай».
С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибся, снова закрывает глаза, игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.
Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.
Усложнение: дети говорят:
«Нина (Саша), ты сейчас в лесу. Все стоят в кругу и говорят ,
Мы зовем тебя - Ау! Произносит один ребенок.
Ты глаза не открывай,
что зовет тебя, узнай!» Говорят все дети
Круговорот.
Играющие идут по лесной или полевой дороге парами, ровным, умеренным шагом. По сигналу воспитателя последняя пара разбивается: один идет слева,второй —справа от колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны.
Правила: обгоняющим можно идти быстрым шагом, но бежать нельзя.
Усложнение: выполнять это же задание, но при ходьбе в колонне. Двое последних обходят колонну. Пришедший первым встает впереди колонны.
Часовой.
Один из детей —часовой садится на землю в круг. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят по кругу за чертой. Воспитатель показываетрукой на одного из играющих. Тот начинает осторожноприближаться к часовому. Услышав шаги или шорох, он долженуказать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местом с идущим. Если нет, движение продолжается.Побеждает тот, кто сумеет войти в круг.
Правила: приближаться к водящему небольшими шагами; остальные играющие не должны шуметь.
Разверни круг.
Дети идут по кругу, не держась за руки. На сигнал «Нина, разверни круг» дети берутся за руки, а названный ребенок поворачивается и ведет круг в противоположном направлении, разворачивая его до образования нового круга. После этого дети идут по кругу, не держась за руки.
Правила: в ходьбе по кругу соблюдать его форму и расстояние друг от друга.
Снайперская ходьба.
В центре площадки рисуют мишень — пять концентрических кругов (радиус внутреннего круга 25 см, радиус каждого последующего увеличивается на 25 см). На мишени цифры 5, 4, 3, 2, 1, располагающиеся от центра кнаружи и указывающие очки. В 10 м от центра мишени отмечается стартовая линия (рис. 2). Играющие по очереди идут, закрыв глаза, стараясь войти в центр мишени. Как только игрок остановится, он открывает глаза. Место остановки—попадание в цель. Играют 3 раза. Побеждает тот, кто наберет большую сумму очков.
Усложнение: подготовить мишени по числу играющих команд; распределить детей на команды и одновременно играть несколькими командами.
Правила: идти с закрытыми глазами, открывать их после остановки.