Понедельник, Декабрь 11, 2017

Декабрь — вершина года

В народном представлении декабрь был перелом­ным временем года, своеобразной его вершиной в дни зимнего солнцестояния (Солнцеворота), разделя­ющим его на темную и светлую половины. Верили, что с этой «вершины» открывается человеку вид на весь годовой круг, а главное — на будущие события.

В языческую эпоху волхвы и чародеи в декабре предсказывали события, ожидающие людей летом. Магическими обрядами и всевозможными таинства­ми, проводившимися «всем миром», т. е. соборно, коллективно, буквально пронизан весь декабрь.

Исконно русское название этого месяца — сту­день, называли его также хмуренем, стужалой.

Де­кабрь считали полночью года, волчьим временем.

Не случайно в воображении русских людей объеди­нялся этот месяц с образом волка. В древности ду­мали, что чародеи-колдуны могут превращаться в волка, т. е. становиться оборотнями, волкодлаками, нанося людям вред, что именно волки-оборотни съе­дали солнце и луну, являлись виновниками сокра­щения светового дня.

В декабре остерегались справ­лять свадьбы, потому что оборотни, по древнему по­верью, могли превратить свадебный поезд в волчью стаю. В первую декаду декабря говорили: «Волк к деревне жмется», а во вторую: «На Зачатье волки сходятся, а после Крещенья разбегаются».

Давно исчезли волхованье и чародейство, но и ныне в декабре по различным приметам предсказывают в народе летние дни.

Если вы взглянете на годовой круг народного календаря, то обратите внимание, что дни, симметрично расположенные на окружности, могут многое сказать друг о друге. Вот некоторые народные приметы: если 3 декабря пошел снег, то 3 июня будет дождь; если 6 декабря брызнет снеговая морось, то 6 июня ожидай северный ветер и мел­кий дождь; если Никола зимний (19 декабря) мо­розный, то Никола вешний (22 мая) жаркий.

Первые дни декабря указывают на характер всей зимы.

Например, о дне первого декабря говорили: «Платон и Роман кажут зиму нам». В середине де­кабря, особенно 13 числа, ходили ночью к реке или озеру, рубили прорубь и «слушали» воду: тихая вода — к хорошей зиме, а если слышится шум, то быть стужам и метелям. Во второй половине меся­ца примечали, как выглядит солнце: если от солнца как бы «ноги» отходят — к холоду, а если «хвост» — к вьюге.

Декабрь богат народными знаменательными да­тами и праздниками.

Конечно, не все можно исполь­зовать в воспитательном процессе в современных условиях, здесь нужен творческий подход, учет возрастных особенностей, местных традиций, погодных условий и т. д.


1 декабря — праздник народных зимних игр и забав, праздник начала зимы под девизом: «Каков Платон и Роман — такова и зима нам!» По народно­му обычаю распорядитель праздника одет в медве­жью шубу, стучит палицей, приглашает всех к об­щему веселью: «Дай Бог в честь да в радость, в лад да в сладость».

В старые времена праздники-справляли поочеред­но во всех деревнях округи.

В «очередную» деревню на «веселье» съезжались со всех окрестных деревень. Длился праздник несколько дней. Празднование начала зимы продолжали и в дни Прокла (3 декабря), когда «на Прокла всякую нечисть проклинают», и в Введенье (4 декабря). В Введенье (Введенские воро­та) на Руси и в России начинались зимние торги, ярмарки и, конечно, зимние гулянья. На площадях ставили шатры, вели веселые торги, одаривали друг друга подарками. Каждый должен был пройти сквозь веселые Введенские ворота. Считалось, что если на Введенье мороз, то все зимние праздники будут мо­розными. Весельем, состязаниями, торгами прима­нивали тепло и хорошую зиму. Вот какую песенку распевали в этот день:

Введенье пришло,
Зиму в избу привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Малых ребят,
Красных девчат
На сани усадило,
По ледянке с горки прокатило.

В этот день отмечается и большой православный праздник — «Введение во храм пресвятой Богоро­дицы».

Народное представление о борьбе света и тьмы, о помощи светлым силам совпало с высоким праздником православной церкви, праздником ду­ховной чистоты и целомудрия.


5 декабря - день Прокопа.

На Руси в этот день выходили домами, а то и целыми селами расчищать дороги: «Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступает—дорогу копает». С давних времен это был трудовой праздник детей и молодежи. Уборка сне­га организовывалась взрослыми как веселая потеха: ребятишкам раздолье и поработать, и в сугробах поваляться.


7 декабря день Екатерины-санницы.

Катеринин день стал одним из любимейших народных праз­дников с XVIII в., когда он организовывался самой императрицей Екатериной Великой.

Главное дей­ствие этого дня — катание на санях. Считалось, что все заботы и тяготы слетят с души, если промчишься с горки на санках. Иногда сани заговаривали на за­ветное имя, чтобы обрести друга по сердцу.

Особенно любили совершать этот обряд девушки. В Катеринин день девушки начинали гадания о своем суженом, разгар которых приходился уже на следующий ме­сяц, на Святки.



9 декабря — Юрьев день или день Егория Холодного, посвященный святому Георгию Победо­носцу — покровителю нашего отечества, которого в народе звали Егорием Храбрым.

Это один из основ­ных праздников декабря, отмечавшийся на русской земле с языческих времен, когда славили Сварога и его сына Сварожича — борцов против семиглавого Змея. В Юрьев день служили молебен святому Геор­гию, призывая его к борьбе с темными силами.
В русской истории этот день отмечен послови­цей: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», связан­ной с печальным событием в жизни народа — зак­реплением крестьян за помещиками, т. е. с крепо­стным правом.

До XVII в. за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него крестьяне мог­ли свободно переходить от одного помещика к другому. Царь Борис Годунов в 1607 г. отменил эту свободу.



13 декабря — день Андрея Первозванного в наро­де отмечали по-разному.

Чаще всего это был девичий праздник, когда невесты гадали и молились о хоро­ших женихах. Считалось, что девичья молитва в этот день легко достигает неба. Парни также молились о суженой: «Андрюшко, батюшко, покажи невесту».
В народе верили, что если девушка обойдет дом кругом, осыплет свой путь зерном и споет: «Я святый Андрию, Конопельку сию. Дай же, Боже, знати. С кем веселье грати!» -то во сне ей приснится ее жених.
В представлении русских людей Андрей Первозванный — русской церкви камень. Он был пер­вым учеником Христа.

Будучи апостолом, как го­ворят летописи, дошел до Днепра и пристал к киев­ским холмам, поставив на самом высоком холме крест и предсказав распространение христианства на русской земле. Благодаря этому преданию он был особо любим на Руси.



14 декабря — день Наума Грамотника, который был покровителем ребят — учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум».

Этот день отмечался как праздник гра­моты, как праздник (обряд) посвящения в ученики.

Обучение на Руси начиналось осенью — в день Кузь­мы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника уче­ники уже могли показать свои успехи. Отцы семей­ства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, ему дари­ли подарки. Иногда согласно древнему обряду это был горшок каши, густо усыпанный монетами.



17 декабрядень памяти преподобного Иоанна Дамаскина по церковному календарю, а по народно­му — Варварин день. Старики в этот день любили повторять поговорку: «Трещит Варюха, береги нос и ухо». Присматривались к дымовым трубам: если дым тянется столбом — к морозу, а если виснет коромыслом — к оттепели.



19 декабря — знаменитый Никола зимний, Николин день. Мороз в этот день особенно силен: «Ни­кола гвоздит!», «Никола зимний и лошадь на двор загонит!». В прежние времена икона Николая Чу­дотворца была в каждом доме. Этот православный святой пришелся по сердцу русскому человеку: «Нет за нас поборника супротив Николы Угодника».

Ис­торики считают, что культ святого Николая сменил языческий культ обожествленного первопредка Рода. В этот день чествовали стариков, старших в роду. На Николу в складчину наваривали пива, браги и напе­кали пирогов.


25 декабря - празднование зимнего Солнцеворота.

По астрономическому календарю день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря (Анна — темная, или зимняя, Анна), но по народно­му представлению переломным днем между мраком и светом является день Спиридона-Солнцеворота, т. е. 25 декабря.

Перед этим днем внимательно наблю­дали за небесными явлениями, стараясь увидеть ме­жень Солнца. Начинали обряды славления Солнца, встречая на высоких местах, красных угодьях пер­вые солнечные лучи:

Солнце светозарное,
Как ходишь ты по белым уступам света...

Рисовали круги и косые кресты, соединяя их в знак известный как Перуна, пекли круглые хлеба и помечали знаком солнца, помогали солнцу окрепнуть, силы для борьбы с Карачуном набраться.

Разгони, Сварог, потемь! Верни на Русь красный день!

Карачун в народном представлении — особый «шагающий день», когда восстает злой дух, сокра­щающий жизнь, когда он в полной силе. Кажется, что солнце одряхлело, что оно вот-вот умрет, будет проглочено Карачуном. Своими обрядами, играми, чародействами, добрым волшебством русские люди помогали Солнцу оживиться, возродиться, «повернуть на весну», к новому лету.

Одно из древнейших ритуальных действий в по­мощь Солнцу — обряд поедания чеснока. Однако чеснок должен был быть не простым, а таким, кото­рый расцвел в полночь на Ивана Купалу (6—7 июля), в разгар летнего праздника Солнца—Ярила. По на­родному поверью такой чеснок обладал особой си­лой, способной оградить от нечисти.


26 декабря — Лукин день. По святцам — день мученицы Лукии.

Однако в звучании этого имени слышали слово «лук», а лук был вторым после чес­нока зимним лечебным овощем. В образе лука славилось возрождающееся солнце: «С Лукина дня сол­нце прибавило на ладонь».



29 декабря - загадывали о приближающихся Свят­ках — святых днях.

Считалось, если воздух зябнет, инеем сеет на ветви деревьев, то Святки будут теп­лыми, если сильный мороз, то быть ему до Крещения. В этот день распевали магические песенки:


Новый год пришел, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять!



30    декабря — Данилов день.

Старики говорили: «Даниил декабрь поторапливает». В христианской Руси в этот день совершали «Пещное действо», т. е. театрализацию библейского рассказа о Данииле-про­роке и трех отроках, вошедших в печь (пещь) огнен­ную и вышедших из нее невредимыми. Ряженные в «халдеев», воины, одетые в красное платье, вводили отроков в «печь», а потом пели, призывая спасти их. Затем «дверцы печи» открывались и «спасен­ные чудом» отроки выходили. Этот образ обновле­ния, рождения в новом огне, скорее всего, восходит к временам еще дохристианской Руси.



31    декабря. Заканчивается студеный месяц, начи­нается время «разгорания солнца».

Огонь в этот день должен был неизменно гореть. Современные свечи и огоньки на елках — это новый «живой» огонь наших предков. В старые времена последний день декабря завершали стихами-заклинаниями. Вот одно из них:


Новая година, Будь деловита, Из радостей сшита. Добром покрыта, Горем не разбита.


В этот день по преданию нечистая сила, выпущен­ная на волю Карачуном, справляет свои последние потехи. От этой нечисти нужно защищаться.

Извес­тна примета: не оставляй пустых банок или чашек открытыми, иначе в них непременно проникнет не­чистая сила. Нальешь в такую банку воды, выпь­ешь — и она войдет в тебя. Хоть соломинкой, да при­крой.

От нечистой силы оберегались следующим образом: стегали хворостиной и произносили заго­ворные слова.

Вот текст такого старинного заговора:

Схлестываю порчи да озевы, Гоню мороки. Стень-постень, и ты, всякая нежить, Пойдите под гнилую колоду, Где добрые люди не хаживают! Будьте вы, мои слова, крепки да восстры, Острей острого ножа!


Если «лукавый» забавлялся, прятал какую-либо нужную вещицу (клубок ниток, например), поиски приостанавливали и произносили: «Луконька, лу- конька, поиграй да отдай!»

И еще один русский обычай под Новый год.

Дети залезали под стол, когда все собирались для засто­лья, и опутывали ему ножки лыковой веревкой. При этом о столе говорили так: «В дом пришел — всех вокруг собрал». Смысл обычая — в заклинании хо­рошего будущего года, чтобы и дети, и взрослые не разлучались в новом году.
Сохранились и некоторые новогодние гадания.

В блюдце или неглубокую миску наливали воду, заго­варивая ее такими словами:
Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть — новолетье держи, о грядущем скажи!
Миску оставляли на красном крыльце на всю но­вогоднюю ночь. Утром разгадывали: лед вздыбился — год будет добрым, лед застыл ровно — год будет спо­койным, лед застыл волнами — будут и горе, и счас­тье, вымерзла вода лункой — год будет плохим.

Под Новый год особым образом заговаривали квашню, чтобы тесто поднялось на удачу и радость:

Над квашней сижу, пятерней вожу, будь, как я скажу! Родись, квашня, в гору, в Новый год, на здоровье дыши, Сыть и Быть держи!


Интересные обычаи встречи Нового года есть у на­родов Востока.

Например, в Китае в новогодние праз­дники устраивали театрализованные представления, рассказывающие об истории семьи, рода, проводились маскарадные шествия, напоминающие нашу Коляду. Непременным элементом было ритуальное изгнание нечистой силы, всего злого и темного. Как и на Руси, новогодний праздник на Востоке считался общим — детским и взрослым. Новогодняя китайская картин­ка — пара смеющихся близнецов (хэ-хэ) символизи­рует мир, довольство и согласие в семье. Огонь — так­же обязательный признак новогоднего праздника в Китае, где по древней традиции во дворе зажигался семейный костер.

В Японии в новогодние дни ходи­ли ряженые, которых по традиции угощали. Детям в канун Нового года уделялось особое внимание.
Новогодний праздник у всех народов — особое священное время. В Англии и поныне существует традиция приходить в дом сразу после удара часов. Визитер должен быть темноволосым мужчиной с кусочком угля для камина и веткой зеленой оме­лы, означающей долголетие.
Действующими лицами Нового года в Шотландии обязательно были гномы. В масках гномов и с тон­кими круглыми овсяными лепешками (символ сол­нца) в качестве подарка приходили, как правило, мужчины и поздравляли с Новым годом. Считалось, что такой визит приносит удачу в дом. Приход женщины означал несчастье.


В петровской России 31 декабря под ночь, когда дети уже утомились, родители на их вопросы:
—    Скоро ли придет Новый год?
—    Где он теперь?
отвечали:
—    Близко, совсем близко...
—    Вон там, за лесом уж... Вот как уснете, он и придет.
и
— Скоро уже спать?

На этот вопрос отвечали фразой, сегодня совсем непонятной: «А вот поедим свиные ножки — и спать».

Дело в том, что в Васильев вечер, т. е. нака­нуне Нового года по старому стилю, за ужином из­древле ели вареные свиные или овечьи ножки. Из длинных косточек ребята делали «жужалки». Из какого времени пришел этот обряд — неизвестно, но смысл его понятен: новогодний вечер должен быть особенным, запоминающимся своей таинственностью как для взрослых, так и для детей.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС