Понедельник, Декабрь 11, 2017

1 марта - Ярило с вилами, считалось, что именно в этот день происходит борьба холода теплом , «поднимает Ярило, зиму на вилы». В «ЖизнеописанииТихона Задонского» указывается, что на Ярилином празднике, который проводится обычно на ярмарке, языческого бога представлял «юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом». Он руководил плясками, состязаниями в ловкости и силе. На возвышенностях, называемых «Ярилиной плешью», разжигали костры, — огни Ярилины. Есть такая старинная народная загадка: «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь». Ответ на эту загадку - блины, что возвращает нас к Масленице,к проводам зимы. Детвора играла в разнообразные игры, прогоняли сварливую зимушку-зиму, убирая снег. Считали, что солнце,в первый мартовский день,благоприятно влияет на рост и здоровье детишек.

2 марта - проводился русский старинный обряд, боронили снег особенно там, где он был покрыт темным слоем, так же продолжались Ярилины игры. Обряд этот называется «утучнением снега».

3 марта - Птицы всегда считались вестниками приближающийся весны, детвора кормила птиц, овсянничками - пирожками из овсяной муки, которые специально выпекались для этих целей.  Птичка-овсянка, в это время издавала звук, похожий на слова : «Покинь сани! Покинь сани!»

4 марта - Красная горка, первая в наступившем году, начинающая подтаивать верхушка ближнего яра (яр — место Ярилы). В этот день все празднично одевались и заклинали Ярилу -солнце, чтобы давал силу жизни, чтобы не медлило светило земное, а катилось колесом красным к лету, к теплу, заманивая перелетных птиц, вызывая оттепели да капель. Кроша хлеб кормили птиц, а крошками заманивали весну, бросая их за спину,.

5 марта - Тимофей-весновей, день когда отчетливо веет наступающей весной. Наблюдая заявлениями в природе, старались угадать, какой в этом году выпадет весна. С этого времени остерегались вредоносных духов, способных вызвать болезнь. Действительно, в марте легче всего поверить в нечисть. В  Великий пост усиливалисьболезни и прочие слабости вызываемые промозглой погодой, поэтому народ  остерегался вредоносных духов, которые могли вызвать недуг. Как говорили раньше, весенняя (вешняя) дрема, охватывала людей.

10 марта - день Тарасия-кумохи, в этот день, как советывали старики, надо быть особо осторожным. «Кумоха» так на древнерусском называли лихородку, одну из нечистых сил. Наспать «кумоху», так называли привычку дремать вечерами.Издавна опасались на Руси весеннюю лихорадку, называя ее «трясовицей», считается, что не менше 12  двенадцати демонов прячутся за этой болезнью. Представляя демонов чаще всего в виде старух награждали их именами: Гладея, Трясея, Храпуша, Отпея, Глелтея, Авваруша, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Пухлея и другими. Это все  — демоны болезней, которые прогоняли трудом и весельем, талой водой мартовской и прогулками по мартовскому целебному воздуху.

12 марта - Прокопа день, который, по народным приметам, дорогу прокалывает и окончательно разрушая зимний наст.

13 марта - Василий-капельник, в этот день по обычаю собирали сосновые почки и ветки, заваривали их и вдыхали этот пар, считая его целительным.

14 марта - это день преподобномученицы Евдокии (в простонародье Авдотья Плющиха). В этот день отмечался весенний, самый яркий праздник, к которому готовились две предыдущие мартовсие недели, встречая весну. Праздник назывался – день Весновки, в этот день узнавали каким будет будущее лето, была такая примета: «На Весновку погоже — все лето пригоже», этот день считался у русского землепашца началом нового трудового года. Детворе делали свистульки, считалось, что свистом они приманивали весну, подражая пению птиц. Отсюда берет традиционное название праздника – Весновка-свистунья. В язычестве даже был особенный бог – Посвист, который звал весну на землю. Отыскивая возле деревни проталины окликали весну на землю: «Приди солнышко и к нашим окошкам».  Даже кикиморы лесные, в этот день, делались ручными и смирными. Талой водой, «снежицей», мыли полы в домах, обрызгивали стены, обтирали больных и немощных, поливали цветы. В доме все начинало пахнуть весной. Считалось, как проведешь этот день такой и весна будет, если весело, то скорая весна, если нет, то затяжная.

22 марта - День равноденствия, в этот день праздновались «Сороки», основная встреча весны. Из «Поучения Мономаха детям»: «На сорок мучеников птицы небесные из ирия идут», ирием на древнерусском назывался – рай. В ночь на 22 марта детям даже спать не давали, а заманивали их слушать тишину, в ожидании особых звуков, когда «год ломается».

В этот день ожидали прилета жаворонков, ребятишки закликали: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите». Был и такой обряд: заклиная весну быть доброй, выпекали из теста «вестников весны», кладя во внутрь конопляное или льняное семечко. Печение отдавали детворе со словами: «Жаворонки прилетели, на головку деткам сели», тем самым благословляя детей, которые, то печение крошили и разбрасывая его кормили прилетевших птиц. Еще один обряд совершался в стихотворной форме: выпекались из овсяной или ржаной муки сорок шариков (колобков), и потом каждый следующий день один колобок выбрасывали на улицу, приговаривая, к примеру: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову». Считалось, что эти действия приближают теплое время. В 14-17 веках, в Москве ученики приносили сорок бубликов своему учителю. На Сороки существовало множество обрядов: махать с крыши дома птичками, сделанными из бумаги, играть в игры, качаться на качелях, рассказывать сказки. В то же время, призывая весну, все понимали, что тепло еще не скоро приговаривая: «Сорок мучеников, сорок утренников, сорок заморозков».

30 марта - «Алексей теплый» последний праздничный день в этом месяце. «С гор вода, а рыба со стану»-это день рыбака, поскольку рыба возвращается с зимовья к жизни. Праздновалась  окончательная победа весны: «Покинь сани — снаряжай телегу». Ребята, на улице, обливались талой водой, которая считалась оберегом от всех болезней, восклицая при этом 3 раза: «Лада!». «Лада» означает любимый, а «ладяти» — делать, играть, в русском языкеоно служит ласкательным эпитетом для душевного друга. Весна для детей и была таким задушевным другом, временем разнообразных игр и развлечений на открытом воздухе. Это слово часто встречается в песнях, в русских сказках и детских играх. В этот день весна становится полноправной хозяйкой. На обочине появлялся первоцвет – мать-и-мачеха. «Алексей — человек Божий зиму-земскую на нет сводит» - так говорили 30 марта.

Напомним приметы мартовских дней, которые указывали на то, каким будет наступающая весна и лето:

5 марталето будет мокрым, если в этот день будет оттепель или по народному «курочка воды у крыльца попьет»;

15 мартаесли в этот день случиться метель, то долго трава не вырастет;

16 мартакакой на улице день, таким и лето будет;

17 мартавесна ожидаетсядружной,если грачи прилетят прямо в гнезда;

18 мартаесли «ведро»,т.е ясная погода, то града будущем летом не будет;

 с 22 марта по 30 апреля - 40 заморозков поутру, лето будет теплым если эти утренники будут постоянны;

29 марта – если на улице тепло, то и  весна теплой будет;

30 марта -  какие ручьи, такой и будущий разлив рек будет;

изумрудЗа борьбой весны и зимы люди наблюдали издревле, и опасались наступления преждевременного, быстрого тепла  Смена времен года должна идти равномерно, постепенно приближая тепло и таяние снега  Резкие изменения в погоде люди примечали, угадывая о предстоящем лете: голодно или обильно будет? Как жизнь сложится?

Изумруд - являлсясимволом русской весны. «Посмотришь утром на изумруд— за день не сделаешь ничего плохого»- такая в народе существовала присказка. Яшма и аквамарин были камнями символизирующими Март, они обозначали синьнеба и зелень свежей травы.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС