Понедельник, Декабрь 11, 2017

Январь—первенец зимы

По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда явственно от одного дня к другому «разгорается» солнце.

В январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снег становится тоже будто бы синим. Не случайно народ­ное название этого месяца — просинец. Название месяца «январь» заимствовано из латинского языка и происходит от имени двуликого римского боже­ства — Януса, или Януария, который был богом две­рей, ворот, охранителем семейного покоя и богатства.

В народном представлении первая декада этого меся­ца завершала Солнцеворот. Позади оставался темный Карачун. В первую неделю января гадали, «гоняли черта» (всевозможные игры и потехи на снегу), игра­ючи собирали снег на поля, в огороды, в сады.
Все приметы января связаны с морозом.  Напри­мер,

«на лучине нагар — на дворе холода», «крас­ный огонь в печи — в окна мороз стучит», «дрова трещат, ярко горят — мороз сулят», «уголье на заг­нетке само разгорается — будет крепким мороз на дворе».

После введения Петром I светского кален­даря стали говорить: «Году начало — зиме серед­ка».

Существовала народная примета: на Новый год тепло и снег — лето теплое и дождливое.
1 января — в христианском календаре посвя­щен святому мученику Вонифатию — целителю от пьянства. Согласно житию Вонифатий определил меру употребления вина. Но некогда первый день января посвящался памяти былинного героя Ильи Муромца, испившего чашу от «калик перехожих» и обретшего способность двигаться и бороться за спра­ведливость. Этот могучий богатырь земли русской знал меру не только в вине, но и во всех воинских и крестьянских делах.
Сохранилось народное заклинание-молитва это­го дня:


Земля-матушка, прими тяготы мои, изыми души болесть, дай тепла и света. Супротив тебя ноне стоит моя Вера и Совесть.

В день 1 января жили с думой о родной земле, поклонялись ей, учили молодежь: «Вражий след на родной земле — в печи стыть головне да золе», «С родной земли умри, но не сходи».


2 января отмечался как семейный домашний праздник.

По церковному календарю в этот день — день Игнатия Богоносца — сначала служили моле­бен, затем обносили иконы крестным ходом вок­руг села, чтобы уберечь и предохранить добро от всякой напасти.
В народе считали, что на Игнатьев день появляет­ся особая нечисть — шуликаны. Это слово происхо­дит от древнерусского «шуй», что означает «левый», «плохой». Начиная с этого дня и на протяжении всех Святок по народному поверью шуликаны невидимы­ми бегают по улицам, чтобы «закрючить и сжечь» грешников. Пытаются они проникнуть и в дом. Ими пугали детей, их остерегались подвыпившие взрос­лые и воры. Оберегались от шуликанов крестом, слеп­ленным из мякоти хлеба. Однако лучшим средством считалась чистота на улице и в доме.

Как выглядели в народном представлении шули­каны? Ростом с кулачок или чуть более, ноги с копыт­цами, голова заострена, изо рта вырывается огонь, бе­гают по улицам с горячими угольями на железной сковородке и с каленым крючком в руках. Чем-то они напоминают кельтских гномов. В христианском мировоззрении это — некие чертенята. Для защиты от чертенят-шуликанов хозяйка втыкала в притоло­ку серп, хозяин к вечеру вгонял в порог топор, тем самым заслоняя дом от зла. В народе верили, что сила острого серпа или отточенного топора передает­ся двери и порогу и защищает вход в дом, домашнюю утварь и домочадцев.

К 6 января, т. е. к Рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали мож­жевельником, а столы застилали чистыми скатертями.
В навечерие Рождества Христова соблюдали пост: ели капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево (напри­мер, компот из яблок и груш). От названия обрядо­вой еды и происходит народное название праздни­ка — Сочельник. Готовились к рождественскому раз­говенью: затирали пироги, ставили блины, затевали «прикуску», т. е. печенье, месили тесто для пышек.
С первой вечерней звездой начиналось колядо­вание: «По Сочельникову мосту едет Коляда из Нов­города». Поскольку колядующие олицетворяли явив­шихся на землю предков, на стол обязательно стави­лась кутья (поминальная еда). Кутьей потчевали Мороза (деда Мороза, домового, дворового, банника).

Самый старший в доме должен был выйти на крыль­цо или высунуться в окно и предложить Морозу лож­ку сочева или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! При­ходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!» Под Рождество среди двора жгли навоз. Этот обряд назывался «греть родителей».

С Рождества — 7 января по Крещение — 19 ян­варя на Руси праздновались Святки. Этот многоднев­ный праздник делился на две части: с 7 по 14 янва­ря — святые вечера, посвященные колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям; с 15 по 19 янва­ря — страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь «каженников». Этим словом называли порче­ных, поврежденных людей, тех, кого летом в лесу «обошел леший». Считалось, что каженника можно образумить 16 января.
Святки издревле считались колдовским, волшебным временем. Их начало совпадало с православным праз­дником Рождества Христова. По воззрению наших предков, в ночь на Рождество открываются врата в вечную жизнь. В народе сохранялось глубокое убеж­дение, что в святочные вечера, особенно в ночь на 7-е, открываются врата в добрую семейную жизнь. Отсюда и святочные гадания о суженом-ряженом, о будущем муже и будущей семейной жизни. Женитьба и заму­жество на Руси считалось делом очень важным и от­ветственным. Вспомним поговорку: «Трижды человек дивен бывает: рождается, женится и умирает».


Святочные гадания были очень популярны в Рос­сии. Чаще всего девушки гадали о своем суженом. Эти гадания были разнообразны: с зеркальцем и свечой, на воде с воском, по пеплу, по полену, по от­печатку на снегу, с гребнем, положенным на ночь нод подушку, с петухом.

Некоторые гадания были очень незатейливы, например гадание по полену. Из поленницы наугад вытаскивали полено. Если оно оказывалось суковатым, муж будет плохим, если глад­ким — хорошим, если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.

Или, например, га­дание с петухом. На полу разбрасывали различные предметы и пускали петуха. К чему он подойдет — таким достоинством или недостатком будет обла­дать супруг. Например, подошел к золе — муж бу­дет курящим, к зерну — богатым, к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком.

Но вернемся к традициям празднования Рожде­ства.

В ночь на Рождество смотрели, сколько звезд на небе. Если много, то лето будет изобильным, бу­дет много грибов и ягод. Утром совершали обряд «обсеивания избы». Три раза бросали из горсти овес или пшеницу со словами: «На живущих, на плоду­щих, третье — на здоровье».
Еда на Рождество была особой. На рождественс­кое разговенье все должны были вкусно поесть. Го­товили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень, заливное из поросенка. Из пшенич­ного теста пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и особенно петухов. Ими украшали и стол, и окна, их дарили колядующим. В святочные дни стол не должен быть пустым. На нем обязательно лежал обрядовый калач и все, чем угощали колядующих.
В народе считали, что на рождественский ужин в дом приходят души умерших предков, что требова­ло особого поведения за столом, «гостей с того све­та» ждали и верили в их невидимое присутствие за улейном рядом с живыми, в рождественскую ночь стол оставляли неубранным до утра. Любой гость в Сочельник и на Святки считался священным. Бла­годаря ему по ряду примет узнавали о будущем. Если он приходил, то считали, что куры будут хорошо сидеть на яйцах. На Рождество приглашали на ужин и различных зверей: «Волки, медведи, лисицы, ку­ницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!» Возможно, в них видели воплощенных предков.

С 13 на 14 января — Васильев (щедрый) вечер. Это — канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причем с таким обили­ем печеного, чтобы глава семьи мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: «Детки, видите ли меня?» Девушки последний раз гадали о замуже­стве, жены и мужья — об урожае грядущего лета. В народе существовала легенда, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, поэтому наблюдали небо: «Васильевская ночь звездиста — лето ягодисто».

14 января — Васильев день, который считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае: Уроди, Боже, Всякого житу по закрому, На весь крещеный мир.
По обычаю в этот день на стол ставили голову поросенка, произнося такие слова:
Не чиста животинка свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь опалит, а Василий зимний освятит.
По церковному календарю — это день одного из виднейших отцов церкви —Василия Кесарийского, или Василия Великого. Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благосло­вил и случайно подвернувшегося поросенка, поэто­му в народе Василию Великому молились о плодо­витости свиней.

19 января Крещение господне, или по народ­ному календарю — Водокрещи, а накануне — 18 января отмечается Крещенский сочельник - один из ярких народных и религиозных праздников.

Кре­щенский сочельник — праздник снега и чистоты. По древнему обычаю на Руси вечером этого дня и на следующий день собирали снег, считая, что вода из него может исцелить многие недуги. В народе быто­вало поверье: «Огненного змея можно отогнать кре- хценским снегом». Были и приметы на этот день. Например, если пойдет обильный снег, то жди бога­того урожая хлеба. В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо от­крывается и вода, колыхаясь в небесных волнах, ста­новится святою. Этой водой кропили дома, хозяй­ственные постройки.

Водокрещи завершали длительный цикл празд­ничных Святок.

Начинались свадебные недели, про­должавшиеся весь февраль до празднования Мас­леницы. Издревле существовало правило, по кото­рому те, кто принимал участие в колядовании, играх ряженых, гаданиях, должны были очиститься крещенской водой, а если грех был серьезным, то очищались купанием в проруби. Родители крес­тили детей в этот день, поскольку считалось, что крещенный в Крещение будет счастливым чело­веком.

25 январяТатьянин день, или бабий кут, т. е. угол у печи. С XVIII в. Татьянин день — праздник московских студентов, так как в этот день в 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Об этом дне в народе говорили: «Татьяна и каравай печет, и по­ловики на реке бьет, и хоровод ведет!»

31 января —Афанасий. Считалось, что в этот день по земле ходит Афанасий с ледяной оглоблей и бьет всякого, кто под руку попадет. Отсюда и поговорки: «Афанасий-ломонос: береги нос!», «Афанасий да Ки- рило забирают за рыло», «Афанасий-ломонос проби­рает до слез».
На Афанасия знахари выгоняли из деревень ведьм, заговаривали печные трубы, чтобы ведьмы в них не влетали, рассыпали золу из семи печей. Вок­руг домов обходили с огнем, очищая свое жилье от нечисти.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Похожие материалы

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС