Понедельник, Декабрь 11, 2017

ЗИМУШКА-ЗИМА

Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимуш­ка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода.

В на­родном сознании издавна зимнее время года пред­ставлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко — волшебного богатыря-кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются бревна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена — Трескун и Студенец. Живет он в ледяных домах, глубоких ко­лодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудить­ся, кто совестлив и энергичен по присловью: «Зима лодыря морозит». Отсчет зиме в народе вели с пер­вых заморозков и до первой капели.

Часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое, целое.

Всем известно веселое при­ветствие: «Сколько лет, сколько зим!». В старину подметили, что от характера зимы зависит и харак­тер будущего лета, что отразилось в русских посло­вицах и поговорках: «Много снега — много хлеба», «Зима лето строит», «По зиме ложится лето», «Снег на полях — хлеб в закромах», «Зимнее тепло — лет­ний холод», «Холодная зима — жаркое лето». В то же время зима резко противопоставлялась лету. Она представлялась сном природы, лето — бодрствова­нием, а весна и осень рассматривались как проме­жуточные стадии, «ни то ни се»: осень — засыпа­ние, а весна — пробуждение.

Яркими словами в народе называли зимнее вре­мя. Они будто пронизаны холодом и мраком. Вот некоторые из них: ознобень, заморозь, тянуча, люто- вей, ледостав, рекостав и др.
В обрядах, играх, праздниках зимнего времени обыгрывались смерть природы и будущее ее воскре­шение весной. Главная идея любого традиционного зимнего народного праздника — это обновление мира через его гибель. В данном случае — гибель солнца и рождение нового солнца.

Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса — колеса времени. Оно то возно­сится к зимнему Солнцевороту, прямо в небо, то пада­ет в глубину года, на макушку лета — в день летнего Солнцеворота.

Таким образом, зимний обрядовый цикл — это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее Солнце. Канун праздника — смерть миро­порядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, по­бедить.

Но как? Чем? Только весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания воспринимались как обновление времени, как его движение.
В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил. В пантеоне языческих богов стоял идол Семаргла, олицетворявший собою зиму. Скорее все­го, Семаргл восходит к древнему образу Змея — Се­миглава. В русских сказках семиглавый Змей самый сильный и страшный враг всего живого. Именем Карачун называли самое злое и темное время года — день зимнего Солнцеворота. Не случайно в русском языке словом «карачун» обозначали гибель, смерть.

Но были и добрые зимние божества. Это, прежде всего, Сварог, бог-кузнец, покровитель огня, ремесел, искусств, семьи. Его сын Сварожич считался покро­вителем домашнего очага, семейного тепла и уюта, был небесным помощником людей в борьбе с Семарглом, с Карачуном.

Сварог представлялся воином в пурпурных одеж­дах, на белом коне и с копьем в руке. Совершенно не случайно он напоминает Егория Храброго (Геор­гия Победоносца). Имел он и другие имена, связан­ные с огненной, световой стихией: Радогост, Свентовит, Святовит, т.е. святой, священный борец за пра­вое дело, за светлую половину года.

Как известно, Георгий Победоносец на русских иконах изображал­ся всадником на белом коне, побеждающим змея— дракона. Так образно представлялась победа светло­го над темным в природе и человеке.

Вспомним еще об одном языческом боге — Ко­ляде.

По воззрениям наших предков, Коляда был богом мира, земным божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нес людям из райс­ких стран плоды, дары, счастье. В виде игры до на­ших дней дошел отголосок древнего обряда: водят двух Коляд — богатого и бедного; затем их закры­вают пологами, и «хозяин» должен выбрать. Коля­да, которого выбирает «хозяин», поет свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный — беды.
Народный календарь дает житейское представ­ление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоническое целое.

Цер­ковный православный календарь в своих знамена­тельных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, как борьбу света и тьмы, Бога и дьявола внутри человека. Исторический календарь показывает картину борьбы двух сил в обществе, в социальной сфере.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС