Единственное женское божество в древнерусском Пантеоне. Мокошь обычно представляли в образе женщины с большой головой и длинными руками. Данный образ можно встретить, например, на вышивках. До настоящего времени не выяснены основные функции божества. Вероятно, первоначально Мокошь была богиней воды, дождя и отвечала за плодородие. Но со временем образ Мокоши связался с традиционными женскими занятиями — пряденьем и ткачеством. Исследователи установили, что наименование богини восходит к индоевропейскому корню, означавшему прядение.
Постепенно из космического божества Мокошь превратилась в покровительницу дома. Крестьянки боялись разгневать Мокошь и приносили ей жертвы.
Если Мокошь удавалось умилостивить, то она помогала пряхам и даже сама пряла по ночам. Нерадивую хозяйку Мокошь могла наказать: перепутать оставленную кудель или начать шуметь по ночам. Позднее некоторые функции Мокоши были переданы кикиморе.
С принятием христианства веру в Мокошь стали преследовать. Придя на исповедь к священнику, женщина должна была ответить: не ходила ли она к Мокоши.
В христианском пантеоне богиню Мокошь заменила святая великомученница Параскевия. По дню поминовения она стала Параскевой Пятницей, ее также называли Льняницей.
Параскевии приносили в жертву первые снопы льна и первые вытканные куски ткани. В конце XIX в., приступая к работе, украинские пряхи совершали обряд Мокриды — бросали в колодец куски кудели.
Связь с водой Мокоши происходит от внешнего сходства имени богини со славянским корнем «мокрый». Однако основная функция богини определялась все же ее связью с домашними работами.