Оформление зала выдержано в народном стиле. Вдоль центральной стены натянуты ленты, на них крепятся три рушника, расписная, хохломская, тарелка. У стены стоят три хохломских столика: на среднем стоит самовар, лежат бублики, баранки, сладости. На двух других стоит гжельская и хохломская посуда: чайники, самовары, вазы, сахарницы, ложки, разделочные доски и т. д. Столы накрыты рушниками. Боковая стена оформлена цветами.
Дети и родители сидят вместе, как на «посиделках». Все дети и взрослые, ведущие и участники праздника одеты в русские народные костюмы. На головах у девочек и женщин кокошники, венки, ленты, у мальчиков - черные кепки с цветками. У мам на плечах посадские платки.
Звучит аудиозапись русских мелодий. Все участники входят в зал, рассматривают оформление, рассаживаются.
Ведущий: Дорогие наши гости: красны девицы, добры молодцы, малы ребятушки! Сегодня, по старой русской традиции, мы собрались на веселые посиделки: отдохнуть, поразвлечься, песни спеть, хороводы поводить, да в игры поиграть. А что за посиделки без веселых потешниц?!
(Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». В зал входят две потешницы - (участники из родителей.)
1-я потешница: Здравствуйте, детушки малые...
2-я потешница: Да люди добрые!
1-я потешница: Собрались мы позабавиться, да потешиться!
2-я потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!
Обе вместе: Смех вам да веселье! (Одновременно низко кланяются.)
1-я потешница: Перво-наперво, отгадайте наши загадки!
2-я потешница: Морщинистый Тит,
Всю деревню веселит?
(Отгадки лежат в корзине, которую они принесли с собой. Дети отгадывают, потешницы показывают отгадку.)
1-я потешница:
В лесу: стук-стук,
В избе: ляп-ляп,
В руках: дзинь-дзинь,
На полу: топ-топ!
(Балалайка)
Один из детей встает и громко говорит: "А на музыкальных инструментах мы и сами играем: ладно да складно!"
(Выбегают дети всей группой, разбирают музыкальные инструменты, размещаются у центральной стены. На детских ударных музыкальных инструментах исполняют русскую народную мелодию *Я на горку шла». Потешницы приглашают в пляс родителей.)
1-я потешница: Вот спасибо! Потешили нас!
2-я потешница: А мы вас песнею удивим!
(Отставляют корзину, берут музыкальный треугольник и бубен. В исполнении потешниц звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько», возможно исполнение любой другой русской народной песни.)
Ведущий: Спасибо вам, дорогие потешницы, за песню веселую, русскую!
1-я потешница: И у нас весельчаки есть, хотят смешное слово сказать, всех позабавить... (Выходят двое детей.)
1-й ребенок: Федул, чего губы надул?
2-й ребенок: Кафтан прожег!
1-й ребенок: Починить можно?
2-й ребенок: Да иглы нет!
1-й ребенок: А велика ли дыра?
2-й ребенок: Остались ворот да рукава!
1-я потешница: У каждого Федота своя забота!
2-я потешница: А Ереме и Фоме друг друга переговорить охота!
(Выходят скоморохи Фома и Ерема.)
Фома: По поднебесью, братцы, медведь летит!
Ерема: Медведь летит, хвостом вертит!
Фома: Свинья на ели гнездо свила!
Ерема: Гнездо свила, деток вывела!
Фома: Милых деточек - поросяточек!
Ерема: Поросятки по сучкам висят...
Фома: По сучкам висят, полететь хотят...!
1-я потешница: Третья потешка!
(Выходят два мальчика.)
1-й мальчик: Ты пирог ел?
2-й мальчик: Нет, не ел!
1-й мальчик: А вкусный был?
2-й мальчик: Очень!!!
Ведущий: Хорошо у нас на посиделках, весело! Но ни одни посиделки на Руси не обходились без веселых игр. Любили добры молодцы и красны девицы веселую игру «Тяни-толкай». В этой игре соревнуются пары в беге. Взявшись за руки, пары бегут, касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается так, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую - пятится спиной.
(Ведущий приглашает одного из детей и показывает, как нужно бежать в паре, затем приглашает родителей со своими детьми.) Играется игра «Тяни-толкай» (2-3 раза.)
Один из участников (из детей): А мы знаем русскую народную песню «А я по луту...». Ну-ка, ребята, выходите, да песню свою покажите!
(Солисты исполняют русскую народную песню «А я по лугу...».)
1-я потешница: Кто кого переговорить сумеет?!
2-я потешница:
На улице две курицы с петухом дерутся,
Две девицы-красавицы смотрят и смеются!
1-я потешница:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Ведущий: Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали!
1-я потешница: Тары-бары...
2-я потешница: Растабары...
1-я потешница: У Варвары...
Ведущий: Куры стары!!!
Ведущий: На Руси всегда любили веселую шутку. Донас дошло много игр-шуток, поддевок... (Обращается к детям и родителям.)
Скажи: «Медь»!
Ответ: Медь!
Ведущий: Твой отец - медведь!
Ведущий: Скажи: «Двести»!
Ответ: Двести!
Ведущий: У тебя голова в тесте!
Ведущий: Сенька, под ногами грязь...
Ответ: Где?(наклоняется, смотрит)
Ведущий: Не кланяйся, я тебе не князь!
Ведущий: Вам поклон прислала!
Ответ: Кто?
Ведущий: Маша!
О т в е т: Какая Маша?
Ведущий: Свинья наша!
Ведущий(Обращаясь ко всем):
Тарин, барин, пощипай
Ехали на лодке.
Тарин, барин утонул,
Кто остался в лодке?
Ответ: Пощипай! (Ведущий бегает и легонько щиплет детей.)
1-я потешница: А теперь пускай посоревнуются наши детушки...
2-я потешница: Кто больше вспомнит считало (или потешек).
1-я потешница: Тому и хлопать громче будем!
(Проводится конкурс детей «Кто больше вспомнит считалок».)
Ведущий: Какой же вечер без русского хоровода... (Дети и родители водят хоровод под русскую народную мелодию«Земелюшко-чернозем». Родители выполняют движения по показу детей.)
Ведущий: Кто еще хочет нас потешить? (Неожиданно появляется поводырь с «медведем».)
Поводырь: Расступись, народ честной, Идет медведюшко со мной! («Медведь» кланяется.)
Много знает он потех, Будет шутка, будет смех! (Обращаясь к «медведю» )
Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!
(«Медведь» надевает на голову платок и берет его за концы. «Медведь» пляшет под русскую народную мелодию «Из-под дуба».)
Поводырь: Уморился? Отдохни, Да немножечко вздремни! («Медведь» ложится.)
Ведущий: Широко применялись на Руси народные подвижные игры! Славились наши чудо- богатыри своей силой, да удалью. Вот что написал один заморский гость, который приезжал в Москву много-много лет тому назад. (Достает из-за пояса свиток, читает.) «Мосхи весьма способны переносить всякого рода трудности, так как их тела закалены от рождения холодом. Они не страшатся выходить с открытой головой под снег и дождь, равно как и на зной, словом, в какую бы то ни было погоду. Дети 3-4 лет от роду зачастую ходят в жесточайшие морозы босыми и играют во дворе, бегают взапуски. Последствием сего являютея знаменитые закаленные тела, и мужчины, хоть не велики по росту , но хорошо и крепко сложены, из которых иные, совершенно безоружные вступают в борьбу с медведем и, схватив его за уши, держат, пока тот не выбьется из сил!»
А ну-ка, Михал Потапыч, вставай, поборись с нашими ребятушками.
(Борются под музыку.)
Ведущий: На Руси всегда было много лесов, взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы, да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем с Михал Потапычем. Берите корзинки, лукошки, пойдемте в лес.
(Проводится подвижная игра «У медведя во бору». В игре принимают участие дети и родители.)
Поводырь: Вот и настало время уходить нам. До свиданья, добры молодцы, красны девицы, милы детушки. До следующей встречи!
(Уходят.)
1-я потешница: Издавна на Руси умели играть на ложках.(показывает как играть). Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если ее возьмет мастер в руки, то и заиграет она...
2-я потешница: А ну-ка, выходи, веселый народ, вот вам ложки звонкие, поиграйте, всех порадуйте!
(Взрослые - потешницы и ведущий - исполняют песню «Во кузнице», дети подыгрывают на ложках и треугольниках.)
1-я потешница: Мы еще предлагаем поиграть, ловкость свою показать! Ведь игра - дело серьезное. В игре «Кто скорей» надо внимательно слушать музыку и с ее окончанием быстро занять свободный стул.
(Играют в игру «Кто скорее». Участников выбирают волшебной палочкой.)
Ведущий: А сейчас время в фанты поиграть. Ни одни посиделки не обходились без таких веселых игр, где надо показать свою сообразительность. (Начинает игру «Фанты».)
Говорит присказку: Нам прислали сто рублей, Что хотите - то купите,
Черный, белый не берите, «Да» и «нет» - не говорите!
Вопросы:
- Вы придете к нам на праздник?
- Какое платье оденете: белое или черное?
- Что с вами, вы больны?
- Что продается в булочной?
-Какой хлеб, черный или белый?
- Тебе купили новую куртку? и т.п.
(На вопросы ведущего играющие должны отвечать быстро. При неправильном ответе отбирается фант - какая-либо вещь играющего. В конце - розыгрыш фантов. Задания для выкупа фанта могут быть следующие: спеть куплет песни, повторить скороговорку, прохрюкать, прокукарекать, изобразить кого-либо из животных, попрыгать на одной ножке, промяукать и т.д.)
1-я потешница: Давайте поиграем в игру «Ручеек». Ее знали и любили еще наши прабабушки. Правила просты: играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат высоко над головой и из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к источнику, началу ручейка, и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен (ищет-себе пару). Новая пара пробирается в конец ручейка, через коридор, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка.
(Дети и взрослые играют в«Ручеек».)
2-я потешница: Делу время - потехе час!
1-я потешница: Вот и кончились наши посиделки!
Ведущий: Приглашаю всех пироги румяные отведать да чай из самовара!
(Организуется чаепитие.)