1. Ползание на четвереньках на расстояние 6-8 м.
2. Ползание на четвереньках в сочетании с подползанием под веревку, дугу, палку, поднятую на высоту 40 см прямо и боком (правым и левым).
3. Подлезание под веревку, поднятую на высоту 60 см, не касаясь руками пола.
4. Пролезание в обруч, приподнятый от пола на 10 см.
5. Проползание на животе под скамейкой.
6. Ползание на четвереньках между предметами («змейкой»).
7. Ползать по скамейке на животе, подтягиваясь на руках.
8. Ползание по бревну на четвереньках.
9. Лазать по наклонной лесенке, держась руками за перекладины или за боковые брусья.
10.Проползание между перекладинами лестницы, стоящей боком на полу.
11. Лазать по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, пытаясь применить чередующийся шаг.
12. При лазанье переходить с пролета на пролет приставным шагом вправо и влево.
Методические указания. Физические силы ребенка 4 лет возрастают, поэтому ползать на четвереньках он может на расстояние 6-8 м, используя уже известные способы на коленях и ладонях, ступнях и ладонях. Вводится ползание на четвереньках с опорой на колени и предплечья. Укрепление мышц плечевого пояса позволяет ввести ползание на животе по гимнастической скамейке, держась за ее края и подтягиваясь на руках. Ползают дети по бревну, лежащему на земле, одновременно упражняясь в сохранении равновесия. Следует напомнить и показать детям правильный хват руками - четыре пальца внизу, большой - сверху.
Усложняются препятствия, которые нужно преодолеть. Например, проползти на четвереньках под несколько реек или дуг, каждый раз наклоняясь под рейкой и выпрямляясь при передвижении между рейхами. Под низкой скамейкой или опущенной веткой проползают прямо, прогнув спину, боком или на животе. Под веревкой, подвешенной достаточно высоко, следует подлезть, сгибая ноги и не опираясь руками о землю. В этих заданиях воепитатель предлагает детям самим попробовать, каким способом удобнее преодолеть препятствие, одобряет детей, самостоятельно справившихся. с заданием, подсказывает тем, кто затрудняется, и обращает их внимание на удачные действия сверстников.
Для детей средней группы интересно задание, требующее ловкости, сноровки, - проползти на четвереньках «змейкой», огибая поставленные в ряд кубы. Еще труднее пролезать «змейкой» между перекладинами лестницы, поставленной на ребро, когда можно использовать новый способ - с опорой на колени и предплечья. Это движение воспитатель не может показать, поэтому показывают дети, у которых данное движение получается лучше.
Дети 4 лет более уверенно лазают по наклонной лесенке, положенной с большим углом наклона (на третью-четвертую перекладину гимнастической стенки). Воспитатель подсказывает детям, что движение выполняется разными способами: обычным хватом за перекладины или держась за боковые брусья так, чтобы четыре.пальца были внизу, большой - сверху. Затем дети переходят на вертикальную стенку и слезают вниз. Все эти действия выполняются поточно, 2-3 ребятами одновременно. Воспитатель напоминает, что надо ждать, пока тот, кто выполнил упражнение, освободит место.
Лазать по гимнастической вертикальной стенке дети должны не пропуская перекладин, стараясь использовать чередующийся шаг, Педагогу следует помнить, что чередующийся шаг вначале осваивается при влезании и в средней группе допускается, чтобы при слезании дети использовали более простой для них приставной шаг. Надо требовать от детей того, чтобы, спускаясь, они доходили до последней перекладины и спокойно сходили вниз не спрыгивая.
Дети должны освоить переход, с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки е перекладины на перекладину в горизонтальном направлении. Сначала это движение выполняется на первой-второй перекладине, чтобы дети не боялись высоты и все их внимание было направлено на овладение передвижением по перекладинам лестиицы. По последнему пролету дети слезают вниз.
Упражнения и игры для детей 4—5 лет
Мыши в кладовой. Дети - мышки находятся за чертой на одной стороне площадки - это их дом. Посередине площадки несколько дуг (высота 40 см), лестница, поставленная на ребро, или натянута веревка, за ней кладовая. В стороне кошка (ребенок). По сигналу «кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под дуги или веревку, пролезая между перекладинами лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают, присаживаются. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой.
Правила: подползать не задевая дугу или веревку, убегать по сигналу.
Проползи в тоннель. На стульчики кладутся 5-6 реек. Можно поставить в ряд столько же дуг, расстояние между ними 1 м. Дети ползут на четвереньках друг за другом, проползают в тоннель, доползают до конечной линии, встают и подпрыгивают вверх до колокольчика, подвешенного выше поднятых рук.
Правила: подползать не задевая; при подползании не наталкиваться друг на друга.
Неопоздай! В один ряд поставлены 2-3 скамейки. Перед ними и за ними на расстоянии 3 м обозначены линии. 5-6детей встают на четвереньки, ползут до скамеек,.переползают через них и встав, добегают до линии. Там поворачиваются, снова встают на четвереньки, ползут до скамеек, проползают под ними и бегут к исходной линии.
Правила: переползать через скамейку и проползать под ней любым способом (прямо или боком).
Кролики. Дети - кролики. По трое-четверо они встают а круг, нарисованный на земле (в большой обруч), это клетка. Перед каждой клеткой обруч на подставке или привязанный к двум стульчикам (высота нижнего края над землей 10 см) или большой стул. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов - они пролезают в обруч или под стулом, бегают и прыгают, на сигнал «кролики в клетки» возвращаются, пролезая в обруч.
Правила: кролики вылезают только тогда, когда к ним подходит воспитатель; пролезая в обруч, должны уступать друг другу, не толкаться.
Перелет птиц. Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» бегают по площадке, по сигналу «буря» влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы всем хватило места на лестницах (3-4 ребенка на пролёте).
Правила: бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца не спрыгивая.