1. Ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа.
2. Ходьба в разных направлениях.
3. Ходьба на пятках.
4. Ходьба на внешней стороне стопы.
5. Ходьба мелким и широким шагом.
6. Ходьба с разными положениями рук.
7. Ходьба по кругу с переменой направления.
8. Ходьба приставным шагом в сторону, вперед, назад.
9. Ходьба в чередовании с другими движениями.
Методические указания. В средней группе воспитатель добивается улучшения техники ходьбы: более четкого и в то же время широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук, правильного выполнения переката с пятки на носок. Путем систематических упражнений дети осваивают новые виды ходьбы: на пятках, на внешней стороне стопы. При ходьбе при- стазным шагом стараются идти легко, слегка пружиня, не поворачивая корпус в сторону шага. Они учатся быть ведущими в колонне, менять темп и направление движения, ходить по краям площадки, с разным положением рук. Воспитатель предлагает задания, в которых необходимо умение чередовать ходьбу с другими движениями. Повторяются упражнения, которые проводились в младших группах, но делаются усложнения, предъявляется больше требований к соблюдению правильной координации движений. Например, ходьбу высоким шагом дети 4—5 лет выполняют с активным махом рук. Дети становятся более ловкими, она уверенно проходят между предметами, не задевая их. Четко выполняют задания, в которых ходьба чередуется с бегом, прыжками, подлезанием. Эти навыки они используют в самостоятельных играх и упражнениях. Надо следить за тем, чтобы чаще проводились упражнения в ходьбе: по песку, мелкой гальке, по дорожкам с естественными поворотами и уклонами,с преодолением встречающихся на пути препятствий.
Упражнения и игры длядетей 4—5 лет
Стань первым.
Дети идут в колонне за ведущим. Воспитатель называет имя одного из детей. Все останавливаются, а названный ребенок обгоняет колонну, становится первым, ходьба продолжается.
Правила: идти в начало колонны кратчайшим путем.
Слушай сигнал.
Дети идут в колонне обычной ходьбой, чере дуя ее по сигналу с ходьбой на пятках, на внешней стороне стопы.
Правила: по сигналу изменять технику ходьбы.
Великаны-карлики.
Дети идут в колонне то широкими шагами на сигнал «великаны», то мелкими на сигнал «карлики».
Правила: уметь чередовать ходьбу широким и мелким шагом.
Вернись на свое место.
Дети стоят в две шеренги. Между каждым играющим расстояние не меньше 1 м, место каждого обозначено камешком (шишкой, листком). Под счет воспитателя дети делают 3—4 приставных шага вправо, затем влево, стараясь прийти на свое место.
Вариант: делать приставные шаги вперед и назад.
Усложнение: выполнять такие задания с закрытыми глазами.
Ворота.
Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «ворота» останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Ходьба продолжается.
Правила: ходить парами, держась за руки; действовать согласованно.
Усложнение: дети идут парами, не держась за руки. На сигнал «ворота» берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара проходит под ними.
Подарки.
Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:
«Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет - Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет».
С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу — пляшут, если волчок— кружатся. Дети выполняют движения под следующие слова:
«Скачет конь наш чок,чок, чок, Дети бегут по кругу друг за другом,
Слышен топот быстрых ног. поднимая высоко ноги, руки вытянуты вперед,
корпус слегка отклоняется назад.
Кукла, кукла, попляши, Пляшут на месте, .
Красной лентой помаши. повернувшись в круг
Вот как кружится волчок, Кружатся на месте и присаживаются.
Прожужжал и на пол лег.
Самолет летит, летит, Подняв руки в стороны,
Летчик смелый в нем садит». бегут друг за другом по кругу.
Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.
Правила: действовать в соответствии с игровым образом, подарком. Каждый следующий ведущий называет другой подарок.
Колпачок и палочка.
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держатся за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:
«Раз, два, три, четыре, пять —
Будет палочка стучать».
Ребенок в колпачке стучит палочкой. С окончанием слов все останавливаются, поворачиваются в середину. Ребенок в колпачке протягивает палку. Тот, на кого она указывает, берется за конец палки и называет имя стоящего в кругу. Ребенок в центре должен угадать» кто его позвал. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.
Усложнение: стоящие по кругу говорят:
«Раз, два, три, четыре, пять Ведущий стучит палочкой
Будет палочка стучать, Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу.
А как скажет: — Скок, скок, скок. Тот говорйт три последних слова.
Угадай, чей голосок». Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.
Правила: четко выполнять все сигналы. Соблюдать тишину, когда говорит один ребенок.