Праздник пятидесятницы установлен был еще Моисеем в память получения Синайского законодательства, но от ветхозаветной церкви в христианскую перешел неизменно только обычай украшать храмы и жилища зелеными ветвями, цветами и травами.
Употребление цветов и зеленых ветвей в язычестве имело символическое изображение: так, масличная ветвь знаменовала мир, лавровая — победу, дубовая — славу.
Такое значение цветов перешло почти ко всем народам, так же как и обычай украшать свои жилища зелеными ветвями, но праздник пятидесятницы в новозаветной церкви стал служить воспоминанием о Спасителе мира, воссевшем одесную Бога Отца и ниспославшего на своих апостолов и учеников Духа Святого. С большим вероятием можно предполагать, что горница, где Дух Святой, в виде огненных языков, сошел на благовестителей слова Божия, апостолов и учеников Господних, была также украшена ветвями, цветами и травами.
С тех пор обычай украшения домов зеленью существует в России неизменно, хотя в последнее время, вследствие недостатка леса, приходится постепенно отказываться от непх
До XVII века Троицын день служил у нас сроком внесения податей, решения тяжб, совершения всякого рода договоров.
Так как праздники Троицы и Духова дня приходятся в летние месяцы, то к ним приурочены многие языческие обряды, совершавшиеся в старину нашими предками, которые в это время справляли праздник Дивы, богини земли. До сих пор народ считает землю «именинницей» в Духов день, чем и объясняется запрещение — рыть ее. Некоторые обряды, совершаемые в Троицын день, — те же, что и в семик, как, например, завивание венков, гадание по ним о своей судьбе, но есть и особые обряды, которые мы и укажем.
Троицкая неделя называется зеленою, клечальною, русальною. Думают, что в Троицын день русалки падают с деревьев. Русалки, по народному поверью, представляются прелестнейшими девушками, с бледным и тоскливым лицом, с волнистыми, густыми, длинными до пядей волосами; живут они в реках или в лесах. Вера в существование их сохранялась как на Руси, так и вообще в Европе очень долгое время даже среди образованных лиц.
В русалок, или мавок, превращаются дети, умершие без крещения; злые духи похищают души таких младенцев и дают им свободу являться на свет Божий только в Троицын и Духов дни, когда в глубокую полночь, они бегают по берегам рек и озер, поют, хохочут, хлопают в ладоши и мяукают. Живут они в это время обыкновенно на деревьях, клене или дубе, качаются на зеленых сучьях и разматывают пряжу, похищенную ими от тех, кто ложится спать без молитвы. Южные приднепровские жители суеверно утверждают, что огни, видимые ночью на древних курганах по северным берегам Черного моря, разводятся днепровскими русалками, чтобы приветливым блеском заманить странников к крутизне и низвергнуть, утопить их в пучинах Днепра. Своим ауканьем и хохотом они привлекают к себе прохожих, парней и девушек, и если какая-нибудь смелая, неосторожная пошла на их зов, да вдобавок не отгадала еще загаданной русалкою загадки, последняя бросается на девушку, обвивается около ее шеи и щекочет под мышками, сначала тихо и приветливо, потом сильнее и сильнее, с адским хохотом, и защекотывает до смерти.
Дивочка загадочки не взгадала,
Русалочка ее залоскотала.
Предохранительными средствами против нападения русалок служат заря и полынь; иногда, для того, чтобы умилостивить их, развешивают по деревьям мотки ниток, полотно, которое русалки берут себе на рубашки, или кладут горячий хлеб по окнам, думая, что паром его бывают сыты русалки. Очевидно, что любители чужой собственности похищают полотно или даже хлеб, выставленный простодушными суеверами; в последних еще более укрепляется вера в существование русалок, которые будто бы пришли и взяли приготовленное для них.
Вера в существование водяных существ, очевидно, заимствована от греческих нереяд, гамадриад, римских наяд и кверпетулан, которые у различных народов приняли различные наименования: у французов — ондины или ундины, у немцев — дунайские девы, у англичан — озерные девы, у литовцев и жмуди — дудкни, гедулки, упины, вунданы, ондыны, вилии, немнянки, у поляков — свитезянски, у сербов — вилы и у славян — девонии, даны и дзеванны.
По мифическим представлениям греков, из воды, жены солнца, родилась Афродита, всеобщая любовь. Вода, сочетавшаяся браком с солнцем, соединившаяся с вселенною, превратилась в обворожительную девицу, богиню, которую старались умолить разными жертвоприношениями. Отсюда и у славян — свои священные воды, рощи и водяные очаровательные существа. С течением времени характер верования наших предков в этих водяных существ изменился, и русалки стали уже страшными, приносящими лишь несчастие человеку существами. Вот почему появился обряд изгнания и проводов их, совершаемый и ныне в первый понедельник после Троицы, который называется русальным провожанием или русальным заговением.
Он состоит в следующем: девицы и женщины, с пением веселых песней, собираются в назначенном месте и останавливаются на углах улиц. Каждый почти хоровод имеет чучело, которое представляет собою русалку. Бойкая девушка с чучелою в руках становится в середине хоровода, производит разные смешные телодвижения, пляшет под пение составляющих хоровод. Потом хороводы разделяются на две стороны: одна сторона защищает свое чучело от нападений другой стороны, а последняя, в свою очередь, кидает в глаза чучелу песок и обливает водою. Затем все толпой отправляются в поле, где разрывают чучело на несколько частей и разбрасывают его. Те, которые не могли защитить своих русалок, с печальным видом возвращаются домой, с убеждением, что последние не дадут им покоя и будут преследовать их, пока они не прибегнут к предохранительным каким-нибудь средствам. В это время оканчиваются и другие игры, как-то: горелки, уточка и прочее.
В Троицын день девушки спрашивают у кукушки (зозуля), когда она кукует, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько риз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.
В Перми в Троицын день устраивается народное гулянье, с качелями; в Пензенской и Самарской губерниях одну из девушек кладут на доску, бросают в воду, купаются с веселыми песнями и шутками, затем делают барабан из лубка и под барабанный бой отправляются домой, где и играют в хороводы до вечера.
Существуют также в некоторых местах необъятной Руси погребение«Костромы» или «лады», проводы весны, хороводная игра в жениха и невесту, моление караваю и прочее. В Петербурге многие ходят в Троицын день на могилы своих родственников, украшают их березками и цветами. В Псковской губернии дети обметают и опахивают могилы своих родителей троицкими цветами, связанными в пучок; это называется — «прочищать глаза у родителей».
В Малороссии в Троицу приносят в церковь охапку зори, калуфера, мяты и кадила; все это связывается веревкою, а в средину ставится свеча, называемая Троицкою, которая горит в продолжение всей обедни; травы эти затем хранятся дома для лечения от разных болезней, а свеча Троицкая дается в руки умирающего.
Красивый и радостный вид представляет собою малороссийская хата в этот праздник. Везде благоухающая зелень; в покуте (переднем углу) стоит зеленый клен, осеняя своими ветвями стол, с хлебом-солью, накрытый белою скатертью; за образами, перед которыми теплятся лампады, воткнуты букеты гвоздики, бузок душистый, на полу раскидана свежая трава, чебрец благовонный, полынь заговорная; на окошках и всюду, где только возможно, фиалки, лилии, Божие дерево, васильки, барвинок и пр. Но здесь, как и в других местах России, Троицыным днем называется понедельник, а Духовым днем — воскресенье.
До конца XVII столетия в Москве цари справляли Троицын день с особым торжеством.
В полном царском наряде, выходили они, в сопровождении бояр именитых, в кремлевский Успенский собор. Пред царем несли пук цветов и древесный лист. Когда, после обедни, начиналась троицкая вечерня, соборные ключари подносили такой же лист без стеблей царю от имени патриарха и, смешав этот лист с государевым, кропили его розовою водою, «гу- ляфною водкою». Остальным листом устилали места для патриарха и разносили его по всей церкви. Государи совершали установленное при молитве Св. Духу коленопреклонение на этом листе.
Долгое время в Петербурге существовал и вывелся сравнительно лишь очень недавно обычай — выбирать себе женихов и невест в Духов день. В летнем саду в былые времена в этот день происходило оживленное гулянье