С четверга страстной недели, называемого в народе «великий четверг», а в Малороссии — «чистый», «навий великдень» (пасха мертвых), православная церковь, посвящая церковные службы воспоминанию земных страданий Спасителя.
Так как «великий четверг» посвящен воспоминанию о Тайной вечери, на которой Христос омыл ноги ученикам своим, показав этим глубокий пример братской любви и смирения, то и церковь воспроизводит этот обряд — омовение ног — в действах и лицах. Совершается он в настоящее время в главных епархиальных соборах, и в Петербурге можно видеть его в Исаакиевском кафедральном соборе неизменно сохранившимся в том самом виде, в каком он совершался в XVII веке в Москве. Несущественное различие в совершении его было лишь в Новгороде. Там омовение начиналось чтением протодиаконом и ключарем 10-го псалма. Протодиакон и ризничий вели священников из алтаря на середину собора не по двое, а по одному и подводили к святителю с словами: «А учениче, учитель глашает ти». Первый из священников, изображавший апостола Петра, садился по левую руку святителя, последний занимал место Иуды Искариотского. С него и начиналось омовение ног при чтении протодиаконом соответственных мест св. Евангелия. После отпуска владыка кропил народ св. водою. С незначительными лишь изменениями и отступлениями совершается этот обряд и в римско-католической церкви: здесь учеников Господних изображают старцы-нищие.
После совершения обряда, как у Новгородского владыки, так и у московского патриарха, была трапеза для властей предержащих. Царь жаловал из своих государевых рук государевым жалованием находившихся в Москве архиереев и раздавал милостыню по богадельням, больным и нищим, посещал тюрьмы, разговаривал с колодниками, освобождал нескольких преступников и выкупал посаженных в тюрьму за долги.
По новгородскому уставу, перед обедней совершалось еще общее елеосвящение перед столом, на котором среди священных предметов положены были семь ручек с кистями, обвитых ватою, называвшихся «стручцами». По совершении елеосвящения ключари наливали масло в семь восковых сосудцев, а пред северными алтарными дверями поставлялся стол с медною лоханью и двумя кувшинами теплой воды и при этом две чарки и два полотенца. Семь старших духовных властей брали почать с маслом и кистью и становились к западу лицом, помазывали себя елеем, а потом принимали помазание от святителя; в алтаре омывали теплой водой масло на лбу и руках и затем приступали к разоблачению престола. При пении псалмов омывали престол из сосуда с укропом, вином и маслом, отирали белыми полотенцами, которые разрезали на мелкие части и раздавали народу.
Св. миро известно было в ветхозаветной церкви, где служило для помазания скинии и всех принадлежностей богослужения, а также для помазания царей, первосвященников и священников. У евреев миро приготовлялось из смирны, благовонной корицы, тростника, кассии (александрийского листа) и оливкового масла.
В православной христианской церкви приготовление св. мира составляет предмет особой важности, так как через помазание св. миром сообщается крещаемым и воссоединяемым с православною церковью и благодать Духа Святаго. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас в России таких веществ требовалось до 1853 г. только 26, но в том же году прибавлено еще пять; таким образом, в настоящее время для приготовления мира нужны следующие вещества: на 20 пудов масла 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского), — которое служит лишь для того, чтобы во время варения масло и прочие вещества не воспламенялись и не иссушивались, но в состав мира входит — от 2 пудов до 20 золотников следующих веществ: стиракс (камедь, особый древесный сок), ладаны росной, простой, белый и черный, сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника), мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая, розовые цветы, базилика (пахучий василек), корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный, бальзам перувианский, терпентин венецианский (скипидар), масла: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое. В древние же времена употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте. Так, мы знаем, что для мироварения в 1631 году при патриархе Филарете вытребованы были из царской «апотеки»: янтарь добрый, ладон росной, мед дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия.
Первое св. миро принесено было в Россию из Херсонеса Таврической губернии при крещении Руси. При святом князе Владимире св. миро привозимо было в Киев также и из Константинополя в так называемом «алавастрс», медном сосуде с узким горлом, обложенным перламутром. «Алавастр» этот хранится доныне в московской синодальной ризнице, в домовой церкви всероссийских патриархов, на престоле.
Мироварение совершается в настоящее время, как мы упомянули выше, только в Киеве, в трапезной церкви Киево-Печерской лавры, и в Москве. Здесь под деревянной золоченою сенью, устроенною Императором Николаем I в 1852 г., исключительно для данной цели устроен каменный очаг с двумя серебряными, вызолоченными котлами, которые вставляются в чугунные котлы. Затем для той же цели тут находится «кадь» с двуглавым орлом и вензелем Екатерины II с короною наверху, поддерживаемый двумя ангелами, на крышке — литые из серебра изображения пророка Самуила, возливающего елей на голову Давида, и 4 евангелистов. Затем для розливки св. мира — четыре серебряные вызолоченные ковша, лопатки для вычищения из банок стиракса, ладо- на и прочего, при слитии масла и вина «ситка для процеживания». Сосуды почти все устроены благочестивым усердием Императрицы Екатерины II, а по повелению Императора Павла I устроено еще в 1797 году для хранения св. мира 16 серебряных внутри вызолоченных кувшинов и вместо оловянных вещей сделаны серебряные. Здесь кстати упомянуть о том, что в богатейшей ризнице Московского Успенского собора хранится сосуд, в который вливается св. миро для помазания Государей Российских во время Священного Коронования Их.
Сосуд этот, упоминаемый в летописях и грамотах под названием «Сердоликовой августовой крабийцы», представляет собою небольшую чашу с поддоном, украшенную эмалью и на крышке финифтяным змеем, завязанным узлом, как символом мудрости и здравия. По преданию, крабийца эта была прислана греческим императором Алексеем Комниным в дар Владимиру Мономаху, вместе с царскими одеждами и золотым венцом.
Приготовление веществ для мироварения начинается с Крестопоклонной недели. Утром, в понедельник, на Страстной неделе, митрополит окропляет приготовленные вещества св. водою и, влив в котлы св. воду, благословляет положить в них масло, благовонные травы и прочее, затем сам зажигает огонь под котлами и назначает чтение св. Евангелия; это чтение, которое продолжает после него прочее духовенство, равно как и перемешивание варимого деревянными веслами, продолжается денно и нощно до вечера среды, когда в приготовленное миро, дав ему остыть, кладут ароматы и затем разливают в сосуды и ставят на особых скамьях, а впереди их на особом столе - «алавастр», содержащий в себе неиссякаемое, преждеосвященное и сохраняющееся запасом св. миро.
Во время великого выхода на литургии выносятся все сосуды с св. миром из алтаря впереди св. Даров, и «алавастр» служащим архиереем поставляется на престол, а сосуды с неосвященным миром вокруг него. По освящении св. Даров освящается и миро. Архиерей открывает каждый сосуд и, по провозглашении слов: «и да будут милости Великого Бога...», благословляет каждый сосуд трижды: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», и затем произносит вслух молитву, положенную для освящения мира, молитву о том, чтобы «Господь милости и Отец светов сотворил миро сие, помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования», и прочее. Другая молитва читается тайно с коленопреклонением. По окончании молитв владыка снова благословляет св. миро трижды, и сосуды закрываются. Из «алавастра» запасное освященное миро вливается в новоприготовленное и им же восполняется в память того св. мира, которое прислано было в нем, как мы упомянули выше, из Византии греческим митрополитом Фомием в Киев, а затем уже из Киева перенесено в Москву. По окончании литургии освященное миро, при пении 44 псалма, при колокольном звоне, с крестным ходом, в преднесении «алавастра», относится в хранилище Патриаршей ризницы, откуда и отпускается по требованию епархиального начальства по церквам, где оно хранится в драгоценных сосудах на престоле, вместе со св. Дарами. В Киеве освященное миро относится в Великую Лаврскую церковь, где и хранится. Этим миром при освящении храма пома- зуется престол и стены, или антиминс, когда освящение храма совершается не архиереем.
Вечером, в великий четверг, читается 12 Евангелий о земных страданиях Спасителя, и потому он называется «страстями», или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Совершение этих служб церковных известно всем, поэтому мы не будем описывать их, заметим только, что в Новгороде в былые времена святитель сам раздавал свечи народу и читал первое Евангелие в царских дверях, становясь лицом к народу, последнее Евангелие читал очередной иерей.
Суеверный народ наш сумел приурочить к этому великому дню свои суетные верования, начало которых, без сомнения, коренится в языческой старине. Так, по поверью, «в полночь встают из гробов мертвецы, вызванные колокольным звоном, неслышным живым, становятся перед церковью, и мертвец-священник читает молитву. Отворяются сами собою церковные двери, мертвецы входят.
В некоторых местах существует обычай пережигать с квасною гущею соль, оскверненную прикосновением руки Иуды-предателя; эта соль, так называемая четверговая, хранится как целебное средство от всевозможных болезней. В Малороссии в этот день купаются в реке, стараясь окончательно смыть грехи свои; некоторые исповедуются и причащаются второй раз, и этот обычай принят повсеместно. Так великий четверг выделяется в церковном чине и народном быте.