Русский народный календарь июня богат знаменательными днями. Зреет урожай, приближается время летнего солнцестояния. Взрослые и дети гадали о будущем обилии, пытались своим творчеством и трудом воздействовать на природу, предотвратить самую страшную беду - голод. Поэтому-то и молили о самом главном: о влаге и тепле.
1 июня - по народному календарю - Крапивное заговенье. Последний раз варили обрядовую еду - щи из молодых побегов крапивы. В этот день крапивными вениками жгли-обжигали друг друга, веря, что это поспособствует росту зелени и детей. По современному календарю - это День защиты детей, но в древности это был праздник встречи лета, который на Руси называли «оберег нивы», ибо самое значительное природно-земледельческое событие этой поры - колошение озимой ржи, которую и следовало всеми силами оберегать.
На 1 июня, по древней традиции, всю ночь, до самого рассвета молодежь водила хороводы у околицы, устраивала потешные игровые состязания, пела песни и плясала в лучах восходящего летнего солнца. Это был «румяный, широкий да веселый» праздник.
Однако веселье имело глубокий смысл, а целью праздничных действий являлся не отдых, а помощь природе в рождении урожая. Например, в первый летний день на Руси распространена была ворожба на ветра-суховея, чтобы не появились пустоцветы, не множились на полях пустые колосья.
Можно познакомить детей с образцами заклинаний, известных в устной народной словесности, выбрав наиболее яркие и убедительные.
Ветер, ветрило,
Из семи братьев - старший брат, Ты не дуй со гнилого угла, Ты не лей дождем со запада,
Ты подуй-ка теплым теплом, Сослужи службу роду нашему,
Пригони дожди добрые Пахарям - на радость, А тебе буйному - на славу!
При этом заклинании из веток ивы плели колесо, а затем, соревнуясь друг с другом, катали его вокруг поля или огорода.
Полезно в нравственном отношении напомнить, что 1 июня по православному календарю - день памяти благоверного князя Дмитрия Донского, разгромившего на Поле Куликовом золотоордынского правителя Мамая. Природные и исторические реалии в соединении умножают свою воспитательную силу и благотворно влияют на развитие подрастающего поколения.
Первые дни июня посвящались огородно-земледельческим работам.
2 июня - день Фалалея Огуречника, сажали огурцы, призывая «тепловей», влажный ветерок. Подмечали, если на елях много шишечек, то урожай огурцов будет богатым.
3 июня - день Олены Льняницы, сеяли лен; подмечали: если в этот денек ненастно, то быть всей осени дождливой. Песня-игра этого дня «А мы лен сеяли» - хорошо известна в русском народе.
4 июня - Васильковый день, праздник полевых цветов: «день синитель - васильковый повелитель».
5 июня - конопляник и т.д.
В начале молодого лета в русских деревнях бытовал такой обычай: парни подкарауливали девушек, несущих на коромыслах ведра с водой, и бросали им в ведра березовые веточки. После этого девушки старались идти тихонечко, осторожно, чтобы не расплескать воду, в каждой уроненной капле — утраченное счастье. Воду эту переливали в кадки, сохраняя в ней березовую зелень, и вода становилась благоуханной.
6 июня - день Шиповника, северной розы. «Шиповник цветет - румянец года ведет» - говорили в этот день.
Роза издревле является у всех индоевропейских народов символом июня, главным цветком этого месяца. В старину у цветущего куста шиповника совершали сокровеннейшие обряды, молились, чтобы избыть горечь и успокоить свою душу. На Руси существовал обычай собирать детей, усаживать их возле цветущего куста шиповника в кружок и рассказывать им сказки, страшные байки. Считалось, что в этот день они не только не испугают, но далее успокоят, умиротворят, «усмирят переполохи». В народе запах шиповника считался целительным, успокаивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. От разных болезней, особенно если одолевает худоба, дышали ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника.
В этот день можно организовать замечательный детский праздник цветов, рассказать о цветах, их целебных свойствах, познакомить с русскими травниками, научить плетению цветочных венков. Также можно провести увлекательные конкурсы или викторины на знание цветов наших лесов, стихов и песенок о цветах и т.д.
Дни июня русского народного календаря прочно связаны с природными явлениями и хозяйственными заботами.
7 июня - Иванов день, следует остерегаться росы, которая приобретает вредные свойства. Для тех, кто утомлен работой, в этот день полезно кататься по полю на спине с таким приговором: «Пашня, пашня, хлебца нам дай, силу нашу отдай».
10 июня - Никита Гусятник, чествовали гусей и все, что с ними связано.
11 июня - Феодосия Колосница.
12 июня - Исаакий Змеевик, день змеиных свадеб, когда, по старинным сказочным преданиям, царь змей Василиск ведет змеиные свадьбы. Считалось, что в этот день необходимо с особой осторожностью ходить по траве, далеко в лес не забираться, чтобы не наступить на брачующихся змей. Детям рассказывали о змеях, о лекарствах из змеиного сала, учили правильно действовать, если доведется столкнуться со змеей. В русских народных сказках Василиск - волшебное существо, убивающее своим взглядом или дыханием. Василиск описывался как змей с петушиной головой. Считалось, что и рождается он из петушиного яйца, которое высидела жаба. Под взглядом Василиска все живое обращалось в камень. Спасение от него в зеркале, поскольку если он увидит себя сам, то также обратится в камень. Педагогически умело оформленные рассказы о сказочных персонажах - действенное средство воспитания детей.
18 июня - время самых коротких, как говорили, воробьиных ночей. Известна пословица, приуроченная к этому дню: «На Дорофея утро вечера мудренее».
19 июня - день Иллариона, покровителя огородных работ, особенно прополки: «Илларион - дурную траву вон».
21 июня - день Федота Колодезника, лучшее время для отыскания мест, где следует рыть колодцы. На Руси для этих целей расставляли сковороды и где сковорода оставалась влажной до полдня, там и копали колодец.
25 июня - летний Солнцеворот - по русскому народному календарю день Петра-поворота. Говорили: «Солнце на зиму, а лето на жару». Главное действующее лицо этого дня - Солнце, которое издревле почиталось русским человеком как источник порядка, тепла и света. Не случайно в языческие времена Солнце представляли в образе Бога, именовали его - Дажьбог и Сварог (Сварог — олицетворял огненную ипостась солнца). Солнце в русских сказках представляется как совершенное и разумное существо, как правило, выполняющее Божью волю. Оно, по поверьям, смотрит с неба, видит все дела мирские и рассказывает об увиденном Богу. На Ивана Купалу солнце вместе с людьми купается в воде. Управлять солнцем могут лишь святые и дети. Когда дожди становятся вредными для посевов, именно детям поручалось произнести магическую заклкчку: «Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Твои детки плачут, на лавочке скачут». В этот день можно устроить конкурс или турнир за- гадочников и сказочников. В русских загадках и сказках солнце изображается в образе красной девицы: «Красная девица в зеркало глядится». Загадки о солнце трудны и требуют пояснений, например: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-ветреница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица». Образ дуба, как мы уже упоминали, олицетворение бога-громовержца Перуна. Однако он еще и символ Вселенной, т.е. образ мирового дерева.
В древности на солнце молились, и даже в начале XX в. крестьяне крестились на солнце. Заклинания разного рода произносили при солнечном восходе. Вот характерный русский заговор: «Стану я на сыру землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба Божия (называется имя) о мне (таком-то)».
В день солнцеворота старались не становиться к Солнцу спиной, не делать ничего плохого, чтобы Солнышко этого не видело. После заката, по преданию, нельзя давать в долг, особенно огонь, в противном случае счастье и достаток покинут ваш дом; не разрешалось выбрасывать мусор, начинать резать новую булку хлеба и т.д.
В этот день водили хороводы, особенно круговые, символизирующие как солнце, так и весь год; устраивали состязания, всевозможные игры, особенно горелки; качались на качелях, стараясь взлететь как можно выше в небо, ближе к солнцу. Вечером провожали закат и просили у солнышка вещих снов.
Последние дни июня таковы.
26 июня - Акулина-задери хвосты. Это экзотическое название дня происходит от обилия оводов и мух. Примета дня: если мошкара толчется кругами, то это к хорошей погоде. Еще называли этот день Акулиной-Гречушницей, считая, что 26 июня день рождения прародительницы гречихи — сказочной героини Крупенички. Издревле существовал на Руси обряд угощать гречневой кашей всех бедных и бездомных. Детям уместно рассказывать сказку об известной царевне Крупеничке, которая по вещему слову старухи-ведуньи была обращена в гречневое зернышко, а затем, попав в русскую землю, произвела настоящую гречиху.
27 июня - Елисей-по колено в овсе. Совершали в этот день обряд заклинания и подрезания крапивы. Из крапивы собирали веники и деви в игре символически «обжигали» небо, тем самым вызывая, как верили в старину, дождь.
29 июня - праздник старого Ярилы, по святцам - день Тихона. Солнце с этого дня старится, идет тише и певчие птицы затихают. Дети в этот день произносили следующее заклинание:
Ласточки — касатки, Горихвостики — Краснохвостики,
Мухоловки — пеструшки,
Не держите солнце, Скатитесь с Красной горушки!
30 июня -последний день месяца, по святцам - день св. Мануила. Считалось, что в этот день солнце застаивается, медлит в зените и поэтому все на земле, в полях и огородах идет в рост. На Мануила опасно гулять в лесу, так как лешие начинают водить, пугать, заманивать, напускать морокит - туманы, которые на Руси называли молочными реками. В этот день детям рассказывали о леших, лесовиках или боровиках. В русских сказках лешие - волшебные хозяева леса и зверей, враждебная человеку нечистая сила. Леший может напугать ребенка своим смехом, увести его с пути. Против леших существовало заклинание: «Прими мою рубаху, леший, хозяин. Не стереги меня у коряги. Не посылай мороки».
Общие приметы последних дней июня таковы: частые зарницы, полыхающие над полями, — к хорошему урожаю. В июне, как советует старинная русская книга «Колядник», для сердца полезно каждое утро пить колодезную воду. Магический камень июня - жемчуг, символизирующий воду. Этот камень, как считается, своим внутренним светом озаряет семью и дарит супружеское счастье.