В оленя
По жребию выбирается водящий — «олень». Он становится в центр круга. Играющие приговаривают:
Под кусточком олень, Под ракитовым олень!
Тепло ль тебе, олень? Прикройся, олень!
Призакинься, олень! Тебе жарко, олень?
Со молодушки платок, Со девушки венок,
С молодца-кудрявца — Опоясочка.
После приговорки «олень» отбирает у кого-нибудь из играющих какую-либо вещь в качестве фанта. Приговорку повторяют снова и снова, пока у всех играющих «олень» не отберет фанты. Затем он их разыгрывает.
Указания к проведению: могут участвовать до 10—15 человек. Игра проходит интереснее, если водящий придумывает разнообразные задания для выкупа фантов.
Играющие выбирают водящего, который отходит в сторону. каждый из участников игры загадывает какой-либо предмет, например, башенный кран, самолет, скамейка и т. д.
Приходит водящий. Он должен назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Он задает вопросы, играющие отвечают.
- Чем ты сегодня умывался?
- Башенным краном.
- На чем летал ?
- На облаках.
- Что ты сегодня утром съел?
- Самолет.
Тот играющий, чей ответ в большей степени подходит к заданному вопросу, становится водящим.
Указания к проведению: число участников — от 4 до 20 человек. Каждый играющий может отвечать только загаданным словом. Водящему нельзя повторять один и тот же вопрос. Игра требует находчивости, развивает у детей чувство юмора.
Кухня (вариант)
Играющие выбирают себе название одной из кухонных вещей, например тарелка, вилка, нож и т. д. Водящий начинает спрашивать, указывая или на окружающих или на себя. Например:
- Это что у вас на носу ?
Играющий должен отвечать названием той вещи, которую он выбрал:
- Тарелка. Или:
- Что на лице ?
- Тарелка. Или:
- На чем сидите?
- На тарелке.
Указания к проведению: минимальное число участников — 4 человека. Если спрашивающий засмеется или скажет лишнее, с него берут фант.
Но зато я
Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком (шариком) или платком, свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не ...»
Отвечающий, ловя мячик или платок, должен ответить: «Но зато я...»
Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам». — «Но зато я...»
Играющий, не успевший ответить или не поймавший мячик (платок), платит фант.
Указания к проведению: в игре участвует не менее 3 человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки. Участники игры могут посмеяться вместе над недостатками друг друга. Доброжелательный смех партнеров по игре действует сильнее, чем замечания.
Первый слог
Играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч или платок, завязанный в узелок. Бросающий мяч или платок говорит первый слог какого-нибудь слова, а ловящий должен закончить его.
Указания к проведению: в игре участвует до 10—15 человек. Если кто-либо из играющих повторяет уже сказанное ранее слово, он платит фант. Игра интересна детям старшего дошкольного возраста.
Фанты
Каждому играющему дают смешное имя: «метелка», «поросенок» и т.д. Затем водящий, выбранный жеребьевкой, обходит всех по очереди и задает различные вопросы, на которые играющие должны отвечать только тем именем, которое им дали. Вопросы могут быть такими: «Что это?» (показывает на части лица, тела и т. д.), «Кто это?» и т.п. Провинившийся платит фант.
Указания к проведению: чем больше участников игры, тем веселее она проходит. На вопросы водящего играющие должны отвечать быстро, исправлять ответы нельзя. Водящий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта водящий не показывает его участникам игры. Игра продолжается, пока вызывает смех, веселье.
Метаморфозы
Водящий выходит из комнаты. Играющие, называя себя цветами, составляют букет. Водящий возвращается и объявляет всем, что он сделает с тем или иным цветком из букета. Получаются забавные ситуации, так как участники, скрывающиеся под названиями цветов, неизвестны водящему (одного он выкинул бы в окно, другого носил бы при себе и т. п.). Забавные недоразумения веселят всех.
Указания к проведению: минимальное число участников — 4—5 человек. Водящий не должен знать, кто из играющих «скрывается» под тем или иным цветком. В начале игры роль водящего лучше сыграть взрослому, чтобы показать пример забавных ситуаций.
Оракул
Водящий садится на стул, его накрывают платком. Остальные играющие подходят к нему и поодиночке кладут палец ему на голову. Водящий должен угадать, кто подошел, и предсказать ему судьбу. Если оракул находчив, игра бывает оживленной и продолжается долго. Оракул старается предсказать несуразицу, но необидную. Например: «В этом году тебя выдадут замуж» (если почувствовал прикосновение пальца мальчика) и т.д.
Указания к проведению: игра интересна и детям, и взрослым. Взрослые, обладающие чувством юмора, могут с успехом исполнять роль оракула. Можно привлекать к этой роли и младших школьников.
Цвет
Один из играющих, выбранный жребием, ходит по кругу и каждому дает название цвета: белый, красный, зеленый и т. п., а себя называет чертополохом. Потом говорит:
- Чертополоховый цвет прекрасный, зеленый нехорош.
Зеленый отвечает:
- Зеленый цвет прекрасный, а синий нехорош.
Синий отвечает:
- Синий цвет прекрасный, а белый нехорош.
Не защитивший себя или назвавший цвет, с которого уже брали фант, отдает свой. В конце игры фанты разыгрываются.
Весь туалет (вариант)
Каждый из играющих называет себя какой-нибудь частью туалета (шляпа, носки, туфли и т. д.). Водящий говорит:
- Барыня спрашивает шляпу.
Играющий, назвавший себя шляпой, должен отвечать:
- Здесь.
Так перечисляются все загаданные части туалета. Прозевавший ответить платит фант. Когда спрашивающий перечислит все части туалета, он говорит:
- Барыня спрашивает весь туалет.
После этих слов все должны поменяться местами, а кто не успевает, становится водящим.
Указания к проведению: в этих играх участвует от 4 до 10 человек. Водящий может вернуться к уже названной части туалета, чтобы обмануть играющих.
Фанты разыгрываются в конце игры или по мере накопления.