В большинстве игр есть водящий. Иногда всех играющих необходимо разделить на команды или выбрать того, кто будет начинать игру. Для этого еще в старые времена придумали много способов. Один из играющих может добровольно взять на себя роль водящего. Это называется водить по уговору.
Или так: играющие, которые хотят начать игру первыми, кричат: «Чур, я — первый!» или «Чур, я — второй!». Этот способ называется чуранием.
Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используется жребий. Все участники находятся в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. В игровом опыте детей закрепилось несколько видов жребия.
Считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки) — короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, с юмором. В России разных считалок всегда было великое множество.
В самых простых считалках играющие встают в круг. Один встает в центре и громко произносит считалку. При каждом слове он по очереди касается рукой играющих, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и водит. Счет, как правило, ведется «по солнцу», т. е. в направлении от правой руки к левой. Это старинное правило применялось во всех без исключения играх.
Примеры простых считалок: Ахи, ахи, ахи, ох, Мама сеяла горох. Уродился он густой, Мы помчимся, ты, постой! Эмпиле, чемпиле, белый кувшин, Тихо из круга выходит один.
В некоторых считалках есть вопрос. Чтобы ответить на него, необходимо продолжить расчет.
Например:
Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай добрых людей!
Тот, на кого пали последние слова, должен быстро назвать число, т. е. сколько гвоздей. Чтобы не затягивать счет, обычно больших чисел не называют.
Иногда в игре нужно выбрать двух водящих (например, в игре «Два Мороза»). В этом случае сначала по считалке выбирают одного водящего, а затем другого.
В считалках с выбором играющий, на которого пришлось последнее слово, должен сделать выбор, например выбрать «из корзиночки» кружева. Тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Тот, на кого придется слово «кружева», выходит. Так считаются до тех пор, пока не выйдут все. Последнему предстоит водить.
Вот текст считалки:
Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как бы вора наказать? Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки. Что угодно для души?
Или:
На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Есть и такие считалки: все играющие выставляют вперед сжатые кулачки. На первый слог считающий ударяет своим левым кулачком по правому, на второй слог - своим правым кулачком по левому, на третий - своим кулачком по кулачку соседа, затем далее по кругу легко ударяет по всем выставленным кулачкам. На чьем кулачке считалка заканчивается, тот его разжимает и опускает руку. Считалка произносится снова. Постепенно руки опускаются, а тот, кто опустит обе руки, выходит.
Это длинная, но интересная считалка:
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Все кричали: «Куку-мак!» Отжимай один кулак.
До наших дней сохранились старинные считалки, многие из них обновляются, сочиняются новые.
Если в игре требуется разделение на команды, используется сговор (уговор, подбор). Вначале выбирают двух капитанов, затем, разбившись на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кто кем будет, придумывая смешные названия или используя традиционные сговорки. Далее идут к капитанам и предлагают им выбрать любое из двух названий. Сговоры бывают разные.
Что возьмешь: Кого в гости пригласишь?
Медведя лохматого Дядю Федю
Или козла рогатого? Или белого медведя?
Из речки ерша Хитрую лису
Или из лесу ежа? Или Марью-красу?
Серую утку Таракана усатого
Или деревянную дудку? Или тигренка полосатого?
Сговариваться можно и так: один из играющих прячет в руке камешек, другой — травинку. Договариваются, что выбирает капитан.
Бывают жребии, которые называют угадами (от слова «угадать»), например «пальчик-маральчик». Кто-то из играющих пачкает один палец (мелом, сажей, землей) и сжимает все пальцы в кулак, а остальные разжимают его кулак. Кто разожмет испачканный палец, тот водит.
Или так.
Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет: «Кто угадает — тому водить!» К нему подходят двое участников, и спрятавший предмет спрашивает: «Кто в правой руке берет?», «Кто в левой руке берет?» Они выбирают. Спрятавший предмет разжимает пальцы и показывает, в какой руке.
Иногда по числу играющих берут соломки, палочки, бумажки. Одна из них должна быть короче. Верхние концы нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый из играющих тянет жребий один раз. Кто вытянет длинную (или короткую) палочку, тот и водит.
При выборе водящего можно применять метание. Водит тот, кто дальше (или ближе) всех бросил палку, камень, мяч и пр. В таких играх, как «Чижик», водящим обычно становится тот, кому удается большее число раз ударить чижик, подброшенный в воздух палкой-битой.
Часто в играх после разделения на команды нужно решить, какой из них начинать игру. Можно капаться, т. е. мериться по палке. Для этого берут палку или веревку длиной примерно полметра. Один игрок захватывает конец, другой плотно прижимает свою руку к руке первого, захватывая палку выше руки первого, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Кто захватывает конец палки, тот выигрывает для своей команды право начинать игру.
Решить, какой команде начинать игру, можно и с помощью монетки: «орел—решка».