Суббота, апреля 27, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Катание, бросание и ловля, метание ...... 83

Игровые упражнения для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).

2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с от­скоком от земли, в косом направлении.

4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.

5. Катание друг другу набивного мяча.

6. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.

7. Отбивание мяча о землю поочередно одной и другой ру­кой несколько раз подряд.

8. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6-8 м.

9. Отбивать мяч о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.

10.Отбивать мяч о землю, продвигаясь по кругу.

11.Отбивать мяч о землю, двигаясь «змейкой».

12.Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой срасстояния 4-5 м.

13.Метание вдаль на расстояние 6-12 м правой и левой рукой.

14.Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.

15.Метание в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа.

16.Метание в движущуюся цель правой и левой рукой.

17.Метание вдаль с нескольких шагов. .

18.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с 2-3 шагов.

19.Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).

20.Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направле­нию, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.

21.Метание вдаль и вверх предметов разного веса и фор­мы (мячей, мешочков, палочек, картон­ных дисков, прутов - дротиков и др.).

Методические указания. В подготовительной группе воспитатель старается закрепить правильные способы выполнения детьми 

катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно возрастает при

этом роль самостоятельных действий с мячом. Хорошее владение мячом позволяет предложить детям более сложные задания: бросать и ловить в разных положениях (стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя скрестив ноги, лежа, (рисунок). Детям 6-7 лет доступен бросок набивного мяча двумя руками разными способами: снизу, от груди, из-за головы. Усложняются задания, включающие отбивание мяча о землю двумя и одной рукой (рисунок справа).

Воспитатель добивается от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук, ударять о землю сбоку от ноги. Обязательно предусматривается обучение ведению мяча правой и левой рукой. Если дети выполняют задание легко, непринужденно, можно предложить вести мяч по дорожке, ограниченной линиями, зигзагом между предметами, вокруг большого обруча, стараясь выполнить движение как можно быстрее. Хорошо сочетать ведение мяча с вбрасыванием его в баскетбольную корзину.

Значительно более точно выполняют дети метание в цель, поэтому желательно уменьшить размеры мишени до 15-10 см, увеличить расстояние до нее. Вводится движущаяся цель, чаще используются подвижные игры типа «Сбей обруч».

Закрепляются навыки бросания и метания в играх, объединяющих группы детей: кольцебросы (горизонтальные, наклонные), серсо. Шире следует применять и спортивные упражнения: настольный теннис, городки, бадминтон. У игровой стенки дети совершенствуют свои движения, сами могут думать интересные способы отбивания и ловли мяча: из-под руки, в прыжке, приседе, стоя спиной и т. п.

Упражнения и игры для детей 6—7 лет

Точный удар. Две команды по 8-10 детей выстраивают колонны по одному, одна против другой. Между ними находится обруч или нарисованный круг (диаметр 1 м). По сигналу первый из одной команды бросает мяч в центр, круга подуглом так, чтобы он отскочил к первому из другой команды, и отходит в сторону. Бросает первый играющий второй команды второму игроку из первой команды. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и ловят дети обеих команд. Побеждает команда, раньше завершающая игру или у которой было меньше промахов.

Правила: мяч бросать в обруч; если мяч задел обруч бросок выполняется снова; ребенок, не поймавший мяч, ловит снова, но ему бросает уже следующий в колонне ребенок.

Не упусти мяч. Дети распределяются парами, у каждой команды мяч. Один из пары ударяет мяч о пол условленное число раз
(4-6) и передает мяч второму в паре. Побеждает та пара, которая сумеет дольше других удержать мяч в игре.                                          

Правила: передача мяча осуществляется без остановки; игрок потерявший мяч выбывает из игры, а его партнер дожидается, пока из какой-либо пары выйдет потерявший мяч, и продолжает игру с оставшимся игроком.

Передал - садись. Играющие выстраиваются в 3-4 колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 м в кружках водящие, у них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает мяч первому играющему в своей колонне. Поймав мяч, ребенок перебрасывает его водящему и садится на землю. Водящие бросают мячи вторым, том третьим играющим и т. д. Получив мяч от последнего играющего своей команды, водящий поднимает его вверх, все участники его команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, водящий которой первым поднял мяч и все дети успели быстро подняться.

Правила: уронивший мяч должен его поднять, встать на мес­то и вновь бросить водящему, бросив мяч, сразу же сесть на землю, скрестив ноги; все играющие встают после того, как их водящий поднял мяч вверх.

Сбей обруч. Двое детей катают по дорожке друг другу об­руч, переплетенный веревочками. Двое других, находящихся с противоположных сторон, бросают мягкий мяч, стараясь сбить обруч.

Правила: бросать в обруч не выходя за линию; сбившие об­руч меняются ролями с теми, кто катал.

Брось- поймай! Играющие бросают мяч через натянутую веревку (высота 1,2-1,5 м), пробегают под ней вперед и ловят мяч сразу или после отскока от земли.

Защита крепости." Берут три палки, связывают их в верхней части и на них кладут резиновый или волейбольный мяч - это крепость, которую защищает водящий. Остальные играющие, стоя по кругу, перебрасывают между собой мяч. Они стараются в удобный момент, когда водящий отвернется, ударом сбить мяч. Водящий не дает этого сделать. Тот, кто попал, становится водящим. .                                                              

Правила: перебрасывать мяч по кругу можно в любую сто­рону; водящий отбивает летящий мяч любым способом - ногой, рукой.

Кто быстрее.  Двое играющих стоят напротив друг друга на расстоянии 10 м. Между ними в кругу стоит - городок или высо­кий кубик. Дети стараются сбить его мячом. Тот, кому это уда­лось, передвигает городок на один шаг ближе к себе. Выигры­вает тот, кто ближе переставит предмет к себе.

Поймай мяч. Дети распределяются по трое. Двое из них ста­новятся на расстоянии 2-3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встает между ними и старается поймать мяч или кос­нуться его рукой.          

Правила: водящий, коснувшийся мяча, меняется местом с тем, кто бросил мяч; водящий может догнать укатившийся пос­ле неудачного броска мяч.

Выстрел в небо. Дети распределяются на две команды и располагаются вркруг очерченного круга диаметром 10-12 ша­гов. По два играющих одной и другой команды, выходят в круг с теннисными мячами и бросают их как можно выше вертикально вверх. Чей мяч продержится "дольше в воздухе", та команда по­лучает одно очко.

Правила: бросать мяч вверх одновременно по сигналу; бе­рут мячи после отскока от земли те, кто их бросал.

Горизонтальная мишень. На земле чертят несколько кон­центрических кругов в 4-5 шагах от линии метания. Дети по очереди бросают обычный или набивной мяч двумя руками из- за головы. Оценивается попадание - чем ближе, тем меньше очков.

Правило: падение вне круга не засчитывается.

Играй, играй, мяч не теряй! Дети располагаются на пло­щадке. Каждый играет е мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала вос­питателя все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

Проведи мяч. На дорожке в землю вбивают 8-10 колышков на расстоянии 1,5 м один от другого. Играющий кладет мяч на землю и проводит его ногой по дорожке, обходя колышки то справа, то слева (как бы «змейкой»).

Правила: обязательно обвести с мячом все колышки не про­пуская; укатившийся мяч догнать, поставить на место и про­должать катить.

Мишень-корзинка. Небольшую корзинку подвешивают к ветке дерева и раскачивают. 2-3 играющих встают за крутом, обозначенном на расстоянии 3-4 шагов от нее, стараются за­бросить в корзину какие-либо мелкие предметы, например один - еловые шишки, другой - сосновые, третий - желуди. Когда корзина перестает раскачиваться, производится подсчет заброшенных предметов. Выигрывает тот, чьих предметов ока­залось в корзине больше.

Правила: при метании нельзя заходить в круг; бросать в корзину по одному предмету любым способом.

Волейбол с воздушными шарами. Натянуть веревку пример­но на высоте 1,2 - 1,5 м. Связать вместе два воздушных шара, в которые можно налить по нескольку капель воды. По обеим сторонам от веревки располагаются команды, по 3-5 детей в каждой: играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника и не давая упасть на своей стороне.

Правила: стараться играть дружно, передавая шары тому, кому удобнее отбить их на другую сторону; команде, на чьей стороне опустились шары, начисляется штрафное очко; шары не задерживать руками, а отбивать.

Игровые упражнения для детей средней группы (5-6 лет)

 

1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.

2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не ме­нее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).

4. Бросание мяча друг другу с хлопком.

5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.

6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.

7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.

8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.

9. Отбивать мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

10.Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь впе­ред шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.

11.Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.

12.Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

13.Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м.

14.Метание в вертикальную цель (центр которой на высо­те 2 м от земли) правой и левой рукой.

15.Метание вдаль предметов разного веса (мячи, мешочки, шишки, прутики и др.) правой и левой рукой.

16.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

17.Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

Методические указания. Используя полученные детьми в предыдущих группах навыки катания, воспитатель добивается, .чтобы дети точно придер­живались направления и дифференцировали свои усилия в зависимости от того, на каком расстоянии расположены предметы. Для развития глазомера, точности проводятся игры в кегли, бабки. Такие игры, как правило, дети организуют самостоятельно, выполняют установленные правила, соблюдают очередность, проявляют интерес к достижению хорошего результата. Воспи­татель предлагает и более сложное задание - прокатить мяч или шарик «змейкой» между предметами (кубиками, кеглями, набивными мячами, пру­тиками, воткнутыми в землю). Дети должны понять, что успех упражнения обеспечивается не столько сильным и энергичным толчком, как это предла­галось сделать раньше, сколько частыми, несильными толчками. Мяч или ша­рик не должен укатываться далеко в сторону. Это задание особенно трудно выполняют некоторые малыши, стремящиеся добиться успеха максималь­ными усилиями, резкими движениями. Катать мячи, шарики, а также обручи можно как рукой, так и с применением палочки, дощечки. Металлический обруч удобнее катать толстой проволокой, имеющей на конце крючок.

Движения бросания и ловли у детей 5 лет более непринужденные, сво­бодные, без лишнего напряжения, в какой-то степени автоматизированные. Поэтому воспитатель шире включает в деятельность детей различные игры с мячом. Основными движениями в таких играх могут быть: передача и пере­броска мяча друг другу в парах, колоннах, по кругу. Воспитатель напоми­нает, чтобы дети были внимательны при приеме мяча, объясняет, что тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в ру­ки. Он должен следить за направлением летящего мяча, правильно рассчи­тать и выполнить движение - сделать шаг вперед или, наоборот, отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть.

Воспитатель подсказывает детям приемы игры у стенки - ловить с хлоп­ком, поворотом, подскоком. Одобряет коллективные игры с мячом, старает­ся включать в них тех, кто редко играет в мяч.

Гораздо непринужденнее дети 5 лет бросают мяч вверх, о землю и ло­вят. В старшей группе дети учатся бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив (рисунок), или чтобы мяч попал в стенку и отскочил от нее в более удобном для ловящего положении.

Отбивание мяча о пол усложняется, оно проводится в сочетании с ходьбой. Мяч при этом отбивается мягким и плавным движением и не всей ладонью, а кончиками пальцев. Воспитатель напоминает, что надо направлять движение мяча не прямо перед собой, а несколько в сторону, иначе можно задеть его ногой. Так, если мяч отбивается правой рукой, то он должен ударяться о пол справа от носка правой ноги. Воспитатель продолжает следить за тем, чтобы дети упражнялись как правой, так и левой рукой.

Как правило, упражнения с мячами выполняются всеми детьми одновременно (бросание вверх, о землю и ловля, отбивание), половиной группы (катание, перебрасывание, метание вдаль) или колоннами (метание в цель).

В метании вдаль и в цель воспитатель объясняет, каким должно быть исходное положение: одна "нога выносится вперед, носок другой ноги развернут в сторону. Замах дети пытаются выполнить круговым маховым движением руки сначала вниз, затем назад до полного ее выпрямления, активным выносом над плечом вперед-вверх. Такое слитно выполняемое движение вначале удается немногим детям, чаще мальчикам. Надо показать детям правильный хват мяча: три пальца размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рисунок)

 

 

Упражнения и игры для детей 5—6 лет

Шмель. Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.

Правила: мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.

Сбей городок. Наплощадке чертят линию длиной 6 м, перпендикулярно к ней еще три короткие ли­нии (длиной 3 м). Через каждые 50 см на коротких линиях де­лают небольшие отметки (чертой). В конце этих линий ставят по городку. Трое играющих с мячами становятся в начале линий (напротив городков) и катят мяч. Тот, кто собьет мячом городок, переставляет его на одну отметку ближе к себе. Выигрывает тот, кто первым переставит городок ближе к себе.

Правила: катать мяч, придерживаясь своей линии; если сбил чужой городок, должен поставить его на место.

Мяч сквозь обруч. Шесть детей в вытянутых в стороны ру­ках держат по обручу (всего пять обручей). Двое играющих проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасы­вают друг другу мяч через каждый обруч (рисунок). При пов­торении сменить стоящих с обручами.                                                                             

Правила: мяч должен пролетать в обруч, если пройдет ми­мо или игрок его не поймает, бросок следует повторить.,

Мяч среднему. Играющие образуют 3-4 круга с равным числом детей. Внутри каждого круга водящий. Он по очереди бросает мяч каждому играющему и ловит от него. Когда мяч вернется к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча.

Правила: бросать мяч по очереди, не сходя с места; если мяч упал, его надо догнать, встать в круг и повторить бросок.

Ловкая пара. На земле рисуют шесть линий, параллельных одна другой, на расстоянии 1 м. Дети встают в две шеренги парами друг против друга между третьей и четвертой линией (считая справа). На сигнал «начали» каждая пара играющих по три раза подряд перебрасывает друг другу мяч. Если при этом мяч не упал, один из партнеров переходит за следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между ними увеличивается. Если кто-либо из пары уронил мяч, надо считать снова. После трех бросков то один, то другой играющий отходит назадм на одну линию до тех пор, пока оба не станут у самых последних границ.

Правила: если мяч упал, счет начинается снова; бросать не выходя за линию; первым переходит на следующую, линию тот кто бросал мяч.                                                                                                             

Усложнение: вначале дети играют большими мячами, а затем маленькими; добавляется еще по одной линии с каждой стороны.

Ловишки с мячом. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два, три - мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть - вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуй движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру; мяч бросать, целясь в ноги.

Мяч на ступеньках. Дети, стоя перед лестницей со ступеньками, играют в классы, бросая мяч по очереди.

1-й класс - попадать мячом на поверхность каждой ступеньки.

2-й класс - попадать мячом в вертикальную часть ступеньки.

3-й класс - попадать мячом в ребро ступеньки.

Вариант: дети сидят на нижней ступеньке лестницы. Один ребенок, стоя перед ними на расстоянии 1-2 м, бросает мяч каждому сидящему по очереди.  После того как мяч брошен все, поймавшие его переходят на следующую ступеньку, а тот кто не поймал, остается на прежнем месте. Выигрывают те, кто первыми добрались до верхней ступеньки.

Попади в цель. Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч, шишку, каштан. Попадание в центр между связанными обручами дает три очка, а во все обручи - по одному. Выигрывает тот, кто первым наберет условленное количество очков.

Правила: бросать предметы по очереди любым способом - снизу, от плеча.

Мяч водящему. Дети распределяются на 2-3 равные подгруппы и строятся в колонны. Расстояние между колоннами 3 м от нее чертится вторая линия, параллельная первой. В каждой подгруппе выбирают водящего, который становится против колонны за второй чертой. По сигналу водящие бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий бросает его обратно, а сам встает в конец колонны. Выигрывает колонна,быстрее закончившая переброску мяча.

Правила: мяч бросать двумя руками снизу, не заходя за черту; уронивший мяч сам его поднимает; не сумевшему поймать водящий бросает еще раз.

Догони мяч. Играющие образуют круг, стоя друготдруга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остается свободным. Пятому ребенку, стоящему вправо от водящего, дается мяч. Дети хоромговорят: «Раз, два, три - беги!»,  и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдет мяч.

Правила: мяч передавать только соседу; передавать и бежать после слова «беги»; уронивший мяч поднимает его.

Кати в цель. Между деревьями натягивается веревка, на нее на проволочках низко над землей подвешены квадраты из плотного картона или фанеры (можно использовать старые фанерки от лото). Расстояние между квадратами 20 см. Вызванные дети встают на исходную линию в 3-4 см от веревки и по сигналу катят мяч или шарик в цель. Идут за мячами, катят еще раз, после чего передают следующим. 

Правила: катить от исходной линии по сигналу; большой мяч толкать двумя руками, маленький - поочередно правой и левой рукой.

Брось — догони. Начертить две линии на расстояний 20 м одна от другой. Стоя за первой линией, вее играющие бросают вдаль мешочки с песком. Каждый подходит к своему мешочку, берет его и на сигнал «марш» бежит за вторую линию на другую сторону площадки.

Правила: бросать установленным способом (снизу или сверху); выигрывает первый перебежавший за линию.

Подвижная мишень. К игрушечным машинам прикрепляют мишени из фанеры или плотного картона (рисунок). В соответствии с числом мишеней играющие встают на расстоянии 2-3 м от мишеней: Бросает каждый своим мячом в цель, стараясь откатить машину подальше. После 8-10 бросков игра заканчивается. Выигрывает тот, чья машина откатилась дальше от исходной линии.

Правила: во время броска не переступать зa исходную линию; доганяя мяч, не мешать друг другу; брать только свой мяч.

Быстрый мячик. Играющие, стоя по кругу, бросают и ловят мячи, говоря:

Разноцветный быстрый мячик

Без запинки скачет, скачет.

Часто, часто. Низко, низко. 

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок,

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук,

Не уйдешь от наших рук.

Правила: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стихотворения.                                                                                    

Не упусти шарик. На площадке обозначается линия старта. На противоположной стороне на расстоянии 10-12 м ставят 4-5 флажков на подставках (втыкают палочки). 4-5 детей получают по воздушному шару, выходят к линии старта напротив флажков, по сигналу, подбивая шар рукой, проходят или пробегают с ним, обегают флажок и возвращаются обратно. Побеждает тот, кто вернется первым, не упустив шарик.

Правила: шар надо подбивать, не держать в руках; флажок огибать с правой стороны.

Мяч о пол. Дети строятся в четыре колонны: две с одной стороны площадки, две - напротив. Первые в двух колоннах получают мяч и по сигналу идут или бегут, отбивая мяч о землю. Добежав до первых в противоположных колоннах, передают им мяч, а сами встают сзади. Получивший мяч без промедления бежит обратно. Когда все поменяются местами, воспитатель отмечает колонну которая выполнила задание лучше и быстрее.

Правила: мяч отбивать; если потерял, догнать и вновь отбивать; добегать с мячом до черты, за которой стоит колонна.

Сбей мяч. На одной стороне площадки проводится черта, Ha нее ставйт 3-4 табуретки (или ящики) на расстоянии 1 м друг от друга. На каждую табуретку кладут кольцо от серсо, а на него большой мяч. На расстоянии 2 м проводится одна черта, на расстоянии 3 м - вторая черта. Играющие распределяются на 3-4 подгруппы и строятся у второй черты в колонны лицом к мячу. Каждой колонне даются два мешочка одного цвета (играющие должны запомнить цвет своих мешочков). По сигналу «сбей - мяч», стоящие в колоннах первыми бросают правой рукой мешочек в свой мяч, а затем с ближней черты - второй мешочек левой рукой. После этого бегут за мешочками и передают их следующим, а сами встают в конец колонны. За каждый удачный бросок (попадание в мяч) играющий получает флажок того же-цвета, что и мешочки. Выигрывает та колонна, которая получит больше флажков.

Правила: бросать из-за черты по сигналу.

Ловля мячей сачками. Для игры, берут маленькие резиновые мячи или шарики от настольного тенниса. Их кладут в чашу и укрепляют ее на резинках между четырьмя столбиками. Ко дну чаши прикрепляется веревка. Дети берут сачки и становятся вокруг чаши. Один из играющих дергает за веревочку, чаша взлетает на резинках и выбрасывает вверх мячи. Дети ловят их сачками.

Кольцо на палочке. Из картона или фанеры вырезают коль­цо (диаметр 15 см, ширина.ободка 3 см). Сбоку просверливают небольшое отверстие, в него продевают шнурок и закрепляют его, второй конец привязывают, к палочке длиной примерно 30 см. Играющие стараются поймать кольцо на палочку. Каж­дый делает подряд три попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Выходят другие дети. При повторении иг­ры кольцо ловят левой рукой. Побеждает тот, кто большее чис­ло раз поймал кольцо на палочку.

Правила: после трех раз сразу же передать кольцо другому; чередовать ловлю правой и левой рукой.

Обруч через тоннель. Два ряда стульев, поставленных спин­ками друг к другу, образуют тоннели (расстояние между стуль­ями 50 см). Играющие получают обручи и встают на рассстоянии 10 м от стульев. По сигналу они катят свои обручи и бегут за ними к тоннелю. У тоннеля играющий одним движением ру­ки подталкивает свой обруч так, чтобы он прокатился через весь тоннель. В это время ребенок бежит в конец (справа от тон­неля) и берет обруч, не дав ему упасть на землю, затем катит его к финишной черте на расстоянии 10 м, где стоят флажки. За каждый удачный пробег с обручем играющий получает флажок.    

Правила: катить обруч не роняя; упавший обруч поднять и катить дальше.

Усложнение: вместо тоннеля можно катить обруч по извили­стой дорожке, кругу.       

Кто дальше. Несколько детей стоят шеренгой за линией. У каждого в руке прямой прутик, на конце которого бумажная цветная ленточка. По сигналу бросают прутья - копья вперед, стараясь забросить как можно дальше.

Набрось кольцо. Вдоль дорожки устанавливают несколько небольших стоек или в землю втыкают палочки на расстоянии 2 м одна от другой. Двое играющих встают справа и слева, бе­рут в руки по пять колец (пластмассовых, резиновых, сделан­ных из ивовых прутьев), бегут по дорожке, набрасывая кольца на стойки. Выигрывает набросивший большее число колец.

Правило: сбивший стойку должен вернуться и установить ее на прежнее место.

Игровые упражнения для детей средней группы (4—5 лет)

 

1. Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5-2 м,

2. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния 1,5-2 м.

3. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (рассто­яние 1,5-2 м).

4. Катание мяча, шарика между палками, линиями, шнура­ми (длина дорожки 2-3 м).

5. Катание обруча в произвольном направлении.

6. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раза подряд).

7. Бросание мяча о землю и ловля.

8. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.

9. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м).

10.Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя.

11.Отбивать мяч о землю двумя руками, стоя на месте.

12.Отбивать мяч о землю одной рукой.

13.Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5-6,5 м).

14.Метание в горизонтальную цель с расстояния 2—2,5 м правой и левой рукой.

15.Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой.

16.Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных иг­рах).

Методические указания. В средней группе детьми уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные задания усложняются. Катают они мячи, шарики в более узкие воротики (шириной до 40 см), по узкой дорожке длиной 2-3 м, образованной шнурами, палками. Воспитатель на­поминает, что мяч надо отталкивать пальцами рук, предварительно оценив направление его движения, и постараться рассчитать силу толчка. Катание сочетается с заданием попасть в поставленный на дорожке предмет: кеглю, высокий кубик, набивной мяч. При скатывании с горки также можно пред­ложить попасть в предмет, что потребует более точного расчета, глазомера. В соответствии с умениями детей изменяются и задания. Точно и уверенно катающим расстояние до цели увеличивается до 2,5-3 м.

Дети средней группы пытаются самостоятельно организовать игры, ис­пользуя имеющиеся навыки в катании мяча. Воспитателю в случае необхо­димости нужно помочь детям определить реальное доступное расстояние до расставленных по дорожке кеглей, обозначить чертой место, от которого иг­рающие должны катить мяч или шарик. Педагог показывает и объясняет, что при катании большого мяча его отталкивают двумя руками, а малень­кий мяч или шарик удобнее катить одной рукой, вытягивая ее вслед за мя­чом, как бы провожая его к цели.

Бросание мяча вверх дети должны выполнять более свободно, ненапря­женными мягкими движениями кисти. Хорошо овладевшим этим движением можно считать того, кто сумеет без остановки и потери мяча бросить и пой­мать его не менее 3-4 раз. Надо продолжать учить детей рассчитывать ся» л у толчка и высоту броска, чтобы они сумели, например, ловить и бросать мяч под счет воспитателя.

После того как дети научились бросать мяч о землю и ловить его, воспитатель предлагает стоя отбивать мяч о землю несколько раз подряд без остановки двумя, а затем и одной рукой. В этом движении надо объяснить и показать детям, что мяч следует встречать ладонью с разведенными паль­цами, как бы обхватывая и несколько задерживая мяч, мягко давить на него сверху. Дети часто допускают ошибку, хлопая по мячу напряженной ладонью с сомкнутыми напряженными пальцами.

Более уверенно и точно дети 4-5 лет бросают мяч друг другу и ловят его, что позволяет чаще включать это движение в игры. Так, ребята могут перебрасывать мяч по кругу, стоя на расстоянии 1,5 друг от друга. Надо напоминать им, что при ловле мяча следует вытягивать руки вперед, как бы встречать летящий мяч, а затем, поймав, мягким движением сгибать руки, подтягивая мяч к себе, но не прижимать его к груди.

У детей средней группы улучшается координация движений, умение при­дать силу броску. Это позволяет воспитателю уточнить некоторые элементы техники: стоять надо по направлению броска, ноги расставить; при броске от груди несколько отклониться назад и, распрямляя одновременно обе руки, выпрямиться и толкнуть мяч вперед; при броске из-за головы руки с мячом отвести назад за голову, слегка прогнуться в пояснице, затем быстрым дви­жением выпрямить туловище и руки, послать мяч вперед-вверх.

Воспитатель объясняет и показывает детям правильную позу при мета­нии, обращает их внимание на исходное положение, хотя и не добивается непременного выполнения всех указаний. При метании правой рукой назад слегка отставляется правая нога и туловище слегка поворачивается также вправо. При метании левой рукой соответственно меняется и исходное поло­жение. Воспитатель одобряет тех, кто правильно, без остановки выполняет замах и бросок.                                                                              

Педагог должен поощрять самостоятельные попытки детей овладеть ме­танием, создает для этого необходимые условия на участке, на прогулках в лес, на луг, к водоему. Предлагает интересные задания и игры - кто бро­сит выше дерева, попадет в мяч.

По сравнению с предыдущей группой увеличивается расстояние до це­ли 2-2,5 м, а при метании вдаль к концу года дети должны бросать мяч на расстояние не менее 3,5 м «слабой» рукой и на расстояние 6,5 м «силь­ной» рукой. Надо отметить, что среди детей всегда есть те, которые дальше бросают левой рукой, хотя могут рисовать, есть, лепить правой.

Дети 4-5 лет могут бросить мяч о стену и поймать его, xoтя вначале им трудно соразмерить силу толчка с возможностью поймать отскочивший мяч. Они то бросают слишкем вяло, и мяч падает у стены; то бросают сильно и резко, и мяч отскакивает через голову. Эти упражнения дети вы­полняют индивидуально, многие из них еще присматриваются к движению.

Упражнения и игры для детей 4—5 лет

Сбей кеглю.На одной стороне площадки чертят 3-4 кружка, в них ставят большие кегли. На расстоянии, 1,5-2 м от них обозначают шнуром линию. 3-4 детей подходят к линии, ста­новятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячами и приносят их следующим. Воспита­тель ставит кегли на место.

Правила: катить в кеглю, расположенную напротив стояще­го ребенка; бежать за мячом только после того, как все закон­чили катание.

Докати обруч до флажка. Дети с обручами стоят у линии. По сигналу воспитателя катят обручи, подгоняя рукой или па­лочкой к флажку на подставке. Кто докатит свой обруч к цели, ни разу не уронив его, получает значок из картона. Когда все соберутся у флажка, обручи катят к другому месту, куда пере­ставляется флажок, и т. д. В конце игры подсчитывается, у ко­го значков больше.

Правила: не давать обручу упасть.

Кто дальше. Дети распределяются на три равные подгруп­пы, Каждая становится шеренгой в полуметре одна за другой. Первая подгруппа подходит к черте и получает обручи. По сиг­налу одним толчком руки катят обручи вперед. Подбежав к своему, обручу, каждый должен пометить черточкой место, до которого докатился обруч. Затем обручи передают другой под­группе, пока не поиграют все желающие. Рассмотрев отметины на земле, дети определяют, кто дальше всех прокатил обруч. Для игры нужна ровная площадка.

Правила: обруч толкать один раз; суметь заметить место, где упал обруч.

Шарики и столбики. На одной линии ставят несколько брев­нышек или цилиндров из крупного строительного материала с промежутками примерно 20-30 см. Выходят по очереди 3-4 детей, становятся у обозначенной линии примерно в 1,5-2 м. от предметов. Катят шарики, выполняя следующие задания: про­катить шарик через ворота (промежуток между столбиками), попасть шариком в столбик; прокатить как можно дальше че­рез тоннель (выстроенные в два ряда столбики, покрытые фа­неркой). 

Правила: катить от обозначенной линии; выполнять указан­ное воспитателем задание.

Брось — догони! Натянуть веревку на высоте 20-30 см от земли. Перед ней на расстоянии 2-3 м обозначить линию. Игра­ющие ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По сиг­налу бросают мячи через веревку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает поднявший мяч первым.

Правила: бросать из положения лежа; догонять и поднимать свой мяч.

Усложнение: догнав мяч, повернуться обратно, перепрыг­нув веревку и прибежать на исходную линию.

Подбрось повыше. Несколько детей берут по мячу и встают на любое место площадки. Бросают мяч над головой двумя ру­ками и стараются поймать с лета или после отскока от земли.

Правила: бросать мяч вверх немного перед собой, не заб­расывая его за голову; ловить, не прижимая к груди. .

Лови — бросай. Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он перебрасывает детям мяч и ловит от них, говоря: «Лови, бро­сай, упасть не давай!» Текст произносит не спеша, чтобы ус­петь поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличи­вается с 1 до 2 м.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно к воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.                                                   

Брось дальше. Несколько детей встают у линии. Им предла­гается бросить мяч как можно дальше. Если даны большие мя­чи, дети бросают их обеими руками от груди или из-за головы. Маленькие мячи бросают поочередно правой и левой рукой. От­мечается тот, кто сумел бросить мяч дальше других.

Скользкая цель. На площадке ставят невысокий стол или стул с ровной поверхностью. Играющие встают вокруг на расстоянии 2-2,5 м. В руках у них мешочки с песком. По очереди бросают мешочки на стол (стул) так, чтобы они не упали, а остались лежать на нем.

Правила: бросать мешочек способом снизу; за удачный бро­сок начисляется очко.

Попади в мяч. Посередине снежной площадки на линии два волейбольных мяча. На другой стороне площадки обозначена черта. Двое детей, взяв по 2-3 снежка, стараются попастьв мяч и закатить его дальше, за черту. Выигрывает сделавший этo первым.

Правила: бросать в мяч можно любым способом; если сне­жок после броска остался цел, его можно использовать снова.

Сбей кеглю (булаву). Играющие встают за линию, в 2-3 м от которой напротив каждого поставлены кегли или булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по на­правлению к кеглям, стараясь сбить их. По следующему сигна­лу идут за мячами, поднимают упавшие кегли и катят еще 2 раза. Подсчитывается, кто сбил кеглю большее число раз.

Правила: большой мяч катят двумя руками, маленький - одной, чередуя движение правой и левой рукой.

Подбрось - поймай. Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч.

Правила: бросать мяч так, чтобы суметь поймать; ловить не прижимая к груди; соблюдать смену ролей.

Игровые упражнения для детей второй младшей группы (3—4 лет)

1. Катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2 м в поло­жении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.

2. Катание мячей через ворота (ширина 60-50 см) с рас­стояния 1-1,5 м.

3. Бросание мяча двумя руками от груди.

4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.

5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м.

6. Бросание мяча вверх и попытки ловить.

7. Бросание мяча о землю и попытки ловить.

8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку. 

9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.

10.Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5-2 м.

11.Метание в горизонтальную цель одной рукой.

12.Метание мяча, мешочка вдаль правой и левой рукой.

13.Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1-1,5 м.

Методические указания. Катание мяча дети четвертого года жизни вы­полняют более уверенно, точнее соблюдают направление. Поэтому они чаще катают мяч друг другу и выполняют это в положении сидя или стоя. Вос­питатель должен составить пары детей так, чтобы упражнение было наибо­лее эффективным. Удачным оказывается сочетание уверенно катающего ре­бенка с тем, кто еще плохо выполняет задание, не может точно послать мяч в нужном направлении. Если у обоих детей плохие навыки в прокатывании мяча, то они быстро теряют интерес к упражнению. Воспитатель должен своевременно усложнить задание, например увеличить расстояние между иг­рающими,. поставить между ними дугу или воротики из кубиков.

Детям предлагают катать мячи с расстояния 1-1,5 м через ворота, ко­торые можно обозначить кубиками, кеглями, прутиками: скатывать мяч с горки, естественного бугорка и бежать за ним. Воспитатель продолжает учить детей бросанию мячей двумя руками разными способами: от. груди, из-за головы, добивается выполнения броска, указанным способом. Показы­вает и поясняет, что надо стараться выпрямить руки вслед за мячом, дви­жение должно быть быстрым, резким.

В индивидуальных упражнениях и небольшими подгруппами дети учатся бросать мяч вверх и ловить его, бросать о землю и ловить. Им не сразу дается умение рассчитать мышечное усилие так, чтобы удобно было поймать мяч. Воспитатель напоминает, что при броске вверх сначала надо невысоко подбрасывать, а когда упражнение получится, можно бросать и повыше. Напоминает также о способах ловли мяча: при броске вверх удобнее ловить мяч снизу, в подставленные ладони, с расставленными (свободно) в сторо­ны пальцами; мяч, брошенный вниз, легче поймать, обхватывая его с обеих сторон. Если мяч подскочил слишком высоко, то его можно поймать, подставляя ладони снизу.

Метание в цель горизонтальную и вертикальную широко используется во второй младшей группе, причем цель отставляется от детей на 1,5-2 м, вы­сота центра мишени 1,2 м. Воспитатель старается заинтересовать детей ре­зультатом успешного выполнения задания, показывает, что перед метанием нужно внимательно присмотреться к цели, прицелиться и бросить мяч.

При метании вдаль воспитатель продолжает учить детей придавать мячу правильную траекторию метания, используя, как и в предыдущей группе, в качестве ориентира натянутую между деревьями веревку, горизонтально расположенную ветку примерно на. высоте 1,5 м. Стимулирует попытки де­тей бросать энергично, предлагает добросить до пенька; лесенки, располо­женных в 3-4 м от детей. Внимательно следит, чтобы метание дети выпол­няли как правой, так и левой рукой. К концу года дети метают вдаль на расстояние 2,5-5 м.      

Упражнения и игры для детей 3—4 лет

Мяч в кругу. Дети сидят на полу в кругу. Воспитатель дает мяч и предлагает катать его от одного к другому, отталкивая двумя руками.

Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

Попади в воротики. Дети с помощью воспитателя распреде­ляются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от дру­гого. Между каждой парой посередине установлены воротики - из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.

Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энер­гично одной или двумя руками (по указанию воспитателя). 

Кто дальше бросит мешочек! 5-6 детей стоят на одной сто­роне площадки за начерченной линией или положенной верев­кой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сиг­налу воспитателя дета бросают по 2 раза правой и левой ру­кой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются об­ратно. 

Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бе­жать за мешочками только по сигналу.

Попади в круг. Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 ша­гов от лежащего в центре большого обруча или круга (из ве­ревки или начерченного на земле) диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой ру­кой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмеча­ет тех, кто сумел попасть.

Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться по­пасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

Подбрось повыше. Воспитатель раздает детям мячи диамет­ром 12-15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.

Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

Попадив цель. Воспитатель ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели - это может быть обруч с картонным круж­ком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5-2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Со­бирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие игра­ющие.

Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспи­татель; собирать предметы после того, как все произвели мета­ние; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

Игровые упражнения для детей первой младшей группы (2—3 лет)

 

1. Катание мяча с горки или ската и бег за ним.

2. Катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя.

3. Катание мяча друг другу с расстояния 1-1,5 м.

4. Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх.

5. Бросание мяча от груди двумя руками вперед.

6. Бросание мяча воспитателю.

7. Ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1 м.

8. Бросание большого мяча Двумя руками через веревку.

9. Бросание маленького мяча одной рукой (правой и левой) через веревку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1-1,6 м.

10.Метание большого мяча двумя руками снизу в горизон­тальную цель.

11.Метание,маленького мяча или мешочка с песком правой и левой рукой в горизонтальную цель (корзину, ящик) с рас­стояния 100-125 см.

12.Метание мячей или мешочков с песком вдаль правой и левой рукой.

13.Метание маленького мяча с расстояния до 1 м в верти­кальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка.

Методические указания. Большое место в работе с малышами занима: ет катание мяча. Дети должны научиться энергично отталкивать мяч в лю­бом, затем в определенном направлении, например к воспитателю. Это движение дети выполняют в положении сидя ноги врозь, стоя Иа коленях; или в положении стоя с наклоном вперед. Воспитатель добивается от детей одновременного отталкивания мяча обеими руками, особенно активны при этом должны быть пальцы рук и кисти, Педагог неоднократно показывает это движение тем, кто затрудняется. Весело скатывают дети мяч с горки, доски с бортиками по краям, земляного бугорка и бегут за ним. Это хо­рошее сочетание несколько статичной позы при установке мяча на горке, оживленной разрядки в беге за ним. Надо иметь достаточное количество мячей, чтобы обеспечить ими всех желающих поиграть. Скатывать можно большие и маленькие мячи, шарики, обручи. С появлением умений катать в нужном направлении воспитатель пределяет детей парами и учит перекатывать мяч друг другу. Доступные детям упражнения в бросании. Так же как и в катании, необходимо показывать и учить детей бросать мяч одновременным толчком обеих рук. В первое время детям легче бросить мяч, держа его снизу, затем они пробуют бросать согнуты руками от груди, подняв мяч над головой или опустив его за голову на согнутых руках (рисунок). Воспитатель показывает детям эти разнообразные способы броска, но не настаивает на непременном выполнении какого-либо из них. Постепенно дети овладевают разнообразными способами броска.

Воспитатель обучает детей сочетанию бросания и ловли вначале не большими груипами, чтобы каждый мог несколько раз выполнить бросок и поймать мяч, брошенный ему. Педагог показывает, как надо ловить мяч, захватывая его с двух сторон или подхватывая снизу, широко раздвинув пальцы. Ловя мяч, малыши не должны прижимать его к груди. Учитывается индивидуальные умения каждого, воспитатель во время упражнений подходит к ребенку ближе или отходит, стараясь, чтобы малыш мог поймать мяч и почувствовать радость от выполненного действия. Бросать мяч друг другу и ловить дети 3 лет еще затрудняются.

Также небольшими группами по 4—5 детей воспитатель организует метание в горизонтальную цель - корзину, ящик. Должно быть достаточно количество предметов (мячей, мешочков с песком, снежков, шишек и др.), примерно по четыре на одного ребенка, - из расчета по два броска каждой рукой. Вокруг установленной на земле цели на расстоянии 100-125 см чертится или выкладывается из шнура круг, в который дети не должны заходить. В горизонтальную цель дети метают по-разному: снизу, от груди, из-за плеча. Большой мяч бросают в цель двумя руками, маленький — одной, обязательно правой и левой рукой.

Предлагается детям и вертикальная цель: щит, нарисованный на заборе круг, большой надувной мяч. Расстояние от малыша до цели вначале 50-60 см, а затем 100-125 см. Хорошо иметь несколько одинаковых мишеней, чтобы 2-3 детей одновременно могли выполнять упражнение.

Метание в даль дети выполняют охотно. Чаще всего они используют бросок от плеча и направляют снаряд резким движением вниз. Обучению плавильному способу метания вперед-вверх помогает зрительный ориентир, ветка дерева, цветная ленточка. Став на черту, находящуюся от ориен­тира ближе 1 м, дети перебрасывают через него мяч и постепенно овла­девают умением придать мячу правильную траекторию полета.

Упражнения и игры длядетей 2-3 лет

Прокати мяч. Дети садятся в полукруг, воспитатель, держа мяч в руках, встает напротив. Он катит мяч каждому по оче­реди. Ребенок останавливает мяч и катит его воспитателю. Де­ти могут держать ноги врозь или сидеть по-турецки.

Правила: ловить мяч руками, не прижимать; отталкивать его пальцами рук.

Усложнение: дети стоят, а воспитатель катит мяч любому, вынуждая детей быть внимательными.

Бери мяч. Дети стоят в кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель дает мяч (диаметр 12-15 см) и предлагает передавать его двумя руками в правую (левую) сторону соседу. Подсказывает детям, кому передать мяч, на­пример «Света, дай мяч Антону».

Правила: передавать мяч, поворачиваясь.

Брось и догони. 5-6 детей встают на исходную линию на расстоянии шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. Де­ти бросают мячи по сигналу двумя руками снизу, догоняют их, берут и встают за вторую черту (на расстоянии 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к ис­ходной линии и передают мячи следующим детям.

Правила: бросать всем вместе по сигналу воспитателя; до­гнав мяч, поднять, встать на вторую линию и ждать сигнала к повторному броску.

Усложнение: бросать мяч от груди двумя руками, предвари­тельно согнув их; бросать мяч из-за головы также двумя ру­ками.

Скати с горки. На куб или детский стульчик кладут доску с низкими бортиками по краям. 5-6 детей с мячами или шари­ками в руках подходят, скатывают мяч и бегут за ним. Догнав, возвращаются.

Правила: скатывать мяч по очереди; ждать, когда первый догонит мяч. Можно использовать горку или естественный зем­ляной бугорок, пологий склон.

Лови мяч. Дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на расстоянии 1 м. Называя ребенка, воспита­тель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспита­телю, стараясь точно его направить.

Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок; бро­сать мяч двумя руками одновременно снизу или от груди.

Поймай - прокати. Дети стоят полукругом, воспитатель на­против, бросает детям мяч. Поймав мяч, ребенок приседает или наклоняется и катит мяч обратно к воспитателю. Если не поймал, бежит за мячом.

Правила: ловить мяч пальцами рук, стараясь не прижимать его к груди; отталкивать энергично в нужном направлении.

Мячи в корзине. На землю ставят корзину, ящик или вы­кладывают круг из шнура, шишек, камешков. На расстоянии 1 м от цели очерчивают круг. За ним располагаются 6-8 детей на расстоянии одного шага друг от друга. У каждого два мяча (мешочки, шишки). По сигналу бросают мяч в корзину одной, затем другой рукой. Поднимают по два мяча или достают их из корзины, передают следующим.

Правила: бросать по сигналу; обязательно правой и левой рукой.        

Брось через веревку. На высоте примерно 1 м от земли на­тягивают веревку. На расстоянии 1-1,5 м перед ней чертится линия или кладется шнур. Около него лежат 3-4 мяча (диа­метр 12-15 см). 3-4 детей подходят к шнуру, берут двумя руками мячи и бросают их из-за головы через веревку. Дого­няют их и возвращаются обратно.

Правила: бросать всем одновременно по сигналу воспитате­ля и также бежать .за мячами; пробегая под веревкой, накло­ниться, чтобы ее не задеть.

Попади вкруг. На уровне глаз ребенка подвешивают верти­кальные цели (фанерные круги, большие надувные мячи). На расстоянии 80-100 см от цели чертят круги, в них стоят ведер­ки с предметами для метания (маленькие мячи, мешочки с пе­ском, шишки и т. п.). Воспитатель называет детей, они встают в круги, берут предметы и бросают их в цель, чередуя метание правой и левой рукой. Выполнив все броски, собирают мячи в ведерки и приносят их в круги. Метают следующие дети.

Правила: бросать по два раза правой и левой -рукой; соби­рают мячи те, кто бросал, или кто будет бросать.

 

Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию

 

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с. мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча». Дома взрослые должны чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом. Хорошо подвесить большой надувной мяч на высоте поднятых вверх рук ребенка и предложить отталкивать мяч одновременно обеими руками. Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое-пятеро и играет с ними. Небольшие игровые подгруппы дают возможность педагогу активизировать всех детей, уделить каждому необходимое внимание с учетом его индивидуальных двигательных умений.

Воспитатель чаще играет с вновь поступившим ребенком, не имеющим навыка действий с мячом. В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно об­хватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мя­чом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее пра­вильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение - катить мяч в опре­деленном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь,.чтобы он не уклонялся в сто­рону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Посте­пенно'увеличивается расстояние - с 1 м в младшей группе, до 2 м — в средней- В старшей и подготовительной к школе груп­пах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Тол­чок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.

Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направ­ление его полета, а при броске сочетать необходимое направ­ление с силой броска (см. рисунок). Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.                                                                                                                                

При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросить мяч, воспитатель помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх. Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены.

В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски, бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.

 

Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.

Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч (см. рисунок).Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстником, надо ловить не прижимая к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях - сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание ц ловлю с бегом.

Воспитатель должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на
месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, что-бы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выпол­няется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кру­гом, обруч, большой мяч, дерево и т. п. В зависимости от харак­тера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается спо­соб метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шиш­ку - одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. При этом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.

В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Ма­леньким детям воспитатель помогает взять мяч или другой пред­мет указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку ма­лыша и направляет затем его движение. Старшие дети долж­ны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.

Организация упражнений в метании проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят ведерки или ко­робки с равным числом мячей или мешочков (2-3 в каждом), которые ребенок берет правой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом пере­кладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как пра­вой, так и левой). Воспитателю надо внимательно контролиро­вать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.

Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, разма­шистые, энергичные. Малыши, так же как и при метании в цель, чаще метают предмет движением руки от плеча, предва­рительно согнув руку и не выпрямляя ее при броске. Часто бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5-1 м). Детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом пони­мают, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка (см. рисунок).Млад­шие дети располагаются на расстоянии 1 м от веревки, стар­шие отходят дальше, примерно на 2—3 м. Сам воспитатель дол­жен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ре­бенка, умеющего хорошо метать. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу сверху, сбоку.

Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки; у водоема дети с увлечением бросают в воду мелкие камешки «кто дальше»; в лесу, на лугу используют длинные травинку метая их, как копье. Мягкие и мелкие предметы - мячи, желуди, каштаны - можно метать снизу с заданием «кто бросит выше». Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска (рисунок). Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 50-60 см, средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать от земли или стены. Хранят запасные мячи в прохладном помещении, в группах мячи разме­щаютвдали от отопительных приборов.

Проведение упражнений в катании, бросании и ловле воз­можно в условиях группы, в ненастное время метание в цель проводится в зале. Однако для этих движений наиболее удо­бен участок, спортивная площадка, где можно не опасаться по­пасть в окно. Упражнения в метании вдаль проводятся только на участке. Особенно полезно организовывать упражненияи игры с мячами на прогулке за пределами участка, когда ис­пользуются разнообразные природные материалы: еловые и сосновые шишки, каштаны, желуди, камешки, прутья, дро­тики и др.

Катание, бросание и ловля, метание

 

Действия с мячом занимают большое место в работе по фи­зической культуре, используются всеми детьми в самостоятель­ных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, спо­собствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают лов­кость, ритмичность и точность движений.

Маленький ребенок уже в 8-10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая игрушку кистью. Это движение доставляет малышу удовольствие. Бросив из манежа или коля­ски погремушку, он всем своим видом, а порой и криком про­сит подать ее и лишь затем, чтобы сразу же снова бросить иг­рушку. Эти действия ребенок может повторять неоднократно. При этом он бросает игрушку то.одной, то другой рукой, а те одновременно и двумя руками, если предмет большой, напри­мер надувной мяч. Бросок может быть направлен по-разному: вниз, вверх, в сторону. Выпустив предмет из рук, ребенок сле­дит за ним, ищет место падения для того, чтобы взять самому или показать взрослому.

Маленькому ребенку в начале второго года жизни, неуве­ренно удерживающемуся в вертикальном положении, удобнее бросать предметы из положения сидя. С появлением устойчивой ходьбы становится возможным бросок из положения стоя. Сде­лав слишком энергичное резкое движение, малыш может поте­рять равновесие. Но под влиянием частых упражнений бросок выполняется все более уверенно, дальше летит мяч.

С удовольствием дети катают мячи, забрасывают их в  ящик, корзину. Эти движения нравятся ребенку ,своей доступностью. Они не требуют точно зафиксированного способа выполнения. Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием, в любом направлении (высоко, в сторону, далеко). Его можно поймать любым, удобным для каждого способом, одной или двумя руками, сразу же или от отскока от земли. Бросать можно мячи большие и маленькие, шишки, снежки, камешки, мешочки с песком.                                                                                                   После бросания появляется собственно метанье. Эти движения отличаются друг от друга. Бросание в любом направлении выполняется относительно небольшими движениями; рук, причем туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Поэтому и доступно бросание сидящему или неуверенно стоящему ребенку.

Любое метание (вдаль, в цель, разными способами— сверху, сбоку, из-за спины через плечо) характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в, сочетаний со столь же широким движением руки, метающей предмет.

На втором году жизни большое место в развитии движений малыша занимает катание мяча. Чаще выполняется оно из положения сидя, большой мяч отталкивают двумя руками в прямом направлении. Дети катают мяч воспитателю, друг другу, прокатывают под дугой, в воротики, сделанные из кубиков, палочек.

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether