Понедельник, Декабрь 11, 2017

Оформление. Плакаты "Чай кипит, уходить не велит", "Каковы гости, таков и пир" и др. Столы сто­ят так, чтобы участникиЧай кипит, уходить не велит образовали две команды; на столах самовары и угощение к чаю (готовят мамы); на сцене журнальный столик, оформленный как уголок для чаепития.

Оборудование. Товары коробейников, самова­ры, картинка с изображением чайного куста, кос­тюмы для инсценировок, чай, травы, ведра, газеты, книги про чай, посуда, угощение к чаю.

Ход праздника

Организационная часть

Родители проходят в класс друг за другом.

Ведущий. Дорогие гости! Как говорится - Милости просим В нашу светлицу. Не нужно платы И робеть не надо. Всем, чем богаты, Тем вам и рады.

Гости проходят в класс. Их встречают коро­бейники. За мелочь гости покупают у них раз­личные предметы: шары, ленты, салфетки, коробейникиле­денцы и т.д. Главное, чтобы все покупки были двух цветов. Сделав покупки, гости по предло­жению ведущего (учителя) садятся за разные столы. Так образуются две команды.

Ученик 1. Не стесняйтесь, проходите В нашу горницу, друзья, И улыбки захватите - Ведь без них никак нельзя.

Ученик 2. От души признаться надо, Что давно вас в гости ждем. Вы своим приходом радость Принесли в наш светлый дом.

Ученик 3. Здесь, без всякого сомненья, Чай душистый всех вас ждет, Несколько сортов варенья, Пироги, ватрушки, торт.

Ученик 4. Мир вам, гости долгожданные, Что явились в добрый час. Встречу теплую, желанную Мы готовили для вас.

Ученик 5. Хлебосольством и радушием Знаменит наш русский край. Для гостей и песни русские, И медовый каравай.

Ученик 6. И места для вас приметные За обеденным столом.., Пусть с гостями радость светлая Входит в наш просторный дом.

Ведущий. В знак признанья и отличия Нам приятно в этот час По старинному обычаю Хлебом-солью встретить вас!

Дети садятся за столы рядом со своими ро­дителями. Исполняется песня "Приходите, гос­ти" (можно на мотив "Жили у бабуси"). Дети поют запев, а родители отвечают. (Слова для родителей заранее написаны на листах.)

Дети. Приходите, гости, Приходите все к нам. Вам дадим похлебки, Киселя нальем вам.

Родители. Нет, нет, не хотим, Мы и так посидим!

Дети. Проходите, гости, Проходите, наши. Мы нальем вам супу И дадим вам каши.

Родители. Нет, нет, не хотим, Мы и так посидим.

Дети. Посидите, гости, Мы вас приглашаем. Самовар поставим, Напоим вас чаем.

Родители. Мы идем, мы идем, И чайку мы попьем.

Праздничная часть

Ведущий. Традиции чаепития в разных странах не похожи друг на друга. Например, в Японии это ритуал, где до мелочей продумана каждая деталь и каждое движение что-то означает. Попробуй сде­лать неверный жест - и разрушишь всю чайнуючайная церимония церемонию, а то и, того хуже, станешь хозяину вра­гом.

Ученик 7. На Руси чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашает расслабиться и вести долгие заду­шевные беседы.

Ученик 8. За нашу любовь к чаю нас называли водохлебами. Похрустывая крендельками, гости и хозяева незаметно выпивали до десяти стаканов чаю. Приглашая "пожаловать на чай", хозяева пред­лагали гостям чувствовать себя свободно, "без це­ремоний".

Ученик 9. Москвичей дразнили чаехлебами. В отличие от Петербурга, где "пили кофий", в Москве с утра до вечера "чаи гоняли".

Ученик 10. Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его на­стоящего вкуса.

Стихи читают родители.

Родитель 1. На завалинке, в светелке Иль на бревнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели, Кое-где и при свечах, Говорили, песни пели И, конечно, пили чай. Пироги, баранки, сушки Были очень хороши! Словом, эти посиделки Были праздником души.

Родитель 2. Быт людей отмечен веком, Поменялся старый мир. Нынче все мы - по "сусекам" Личных дач, домов, квартир. Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить, Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить.

Ведущий. А вы посмотрите вокруг! У н лая горница, на столах самовары, столы от ния ломятся, хозяева гостеприимные, гармо! личный. Чем не посиделки?!

Родитель 1. Только одно условие: на посиделках запрещается скучать, разрешается петь, плясать, шутить.

Родитель 2. А по какому поводу посиделки.

Ведущий. Угадайте! Листья салата, петрушки, укропа, капусты люди едят. А есть такое растение, листья которого есть нельзя, а все-таки их каждый день на стол. Что это за растение?

Дети. Чай.

чайный кустВывешивается картинка с изображением чайного куста.

Ведущий. Так вот, на посиделки нас всех ня собрал чай. Это очень чудодейственный ток. Он и лечит, и компанию веселит, и cnocof ет задушевной беседе. А вы знаете, откуда пс ся чай, где его родина? Об этом нам расскажет фессор чайных наук Цейлон Китаев.

Профессор. Культура чая - древнейшая, ей несколько тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом - Индия, а по последней версии - Вьетнам. На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово "ча" означает "молодой листок"

Ведущий. Это очень интересно, профессс как чай к нам на русскую землю попал?

Профессор. А вот на этом надо останови подробнее. Наберитесь терпения, лекция моя считана на два часа. Вы не торопитесь?

Ведущий. Заскучают наши гости от лекций. Может, как-то по ускоренной технологии попробовать об этом узнать?

Профессор. Если хотите побыстрей, да по интересней, сходите в театр на спектакль "Сказ о русском чаепитии".

Инсценировка пьесы.

Картина 1

Три девицы прядут и поют песню "То не ветер ветку клонит".

Ведущий. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.

Ученица 1. Кабы я была царица,

                    То на весь крещеный мир

                    Приготовила б я пир.

Ученица 2. Кабы я была царица,

                  То на весь бы мир одна

                   Наткала б я полотна.

Ученица 3. Коли буду я царицей,

                     Так я батюшке царю,

                     Пачку чая подарю!

Ученица 1. Господи,сестра, изволь,

                     У тебя, похоже, боль,

                     В голове или в зубу,

                    Говоришь ты ерунду.

Ученица 2. Ишь, придумала какое!

                    Я в ней спесь-то успокою!

Ведущий. Ой, сестрицы дорогие! Разошлись вы не на шутку, Успокойтесь на минутку. Я вам сказку расскажу, Про глубоку старину.

(Смотрит на третью ученицу) А сестрица-то, похоже, Эту сказку знает тоже.

Картина 2

На сцене трон, а на нем надпись "Царь". От­крывается надпись: "1638 год. Михаил Федоро­вич Романов".

Царь. Вы, послы мои, идите, К Алтын-хану попадите, Одарите соболями, Чернобурыми лисами, Да каменьев драгоценных захватите непременно.

Ведущий. Послы с приказом согласились, И с поклоном удалились. Царь же стал, как всем понятно, Ожидать послов обратно.

Царь. Много ценных я диковин, Алтын-хану приготовил. Чем ответит Алтын-хан? Что же мне пришлет он в дар?

Ведущий. Дни и месяцы прошли... Возвращаются послы. Царь их кормит, и поит, И ответ держать велит.

Царь. Чем ответил Алтын-хан? Что же мне прислал он в дар?

Послы. В чужих странах мы бывали, Много дива повидали, Посетили Алтын-хана. Вроде все в нем без изъяна. Но с чудинкой он, однако... Вот смотри подарок, на-ка!

С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью "Чай".

Ведущий. Как увидел царь-отец, Что принес ему гонец, В гневе начал он чудесить, И послов хотел повесить.

Царь. Посмотрите вы, бояре! Ведь смеется хан над нами! Ах, насмешник он какой! На него пойду войной!

Посол. Но, смягчившись на сей раз, Слугам дал такой приказ: Чудо-листья заварить Да боярам подносить.

Царь. Чтоб не страшно было вам, Перву чашу выпью сам.чаепитие

Ведущий. Глотнул раз... Потом второй... Вкус понравился.

Царь. Крутой!

Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.

Царь. Если только жив я буду, Буду устали не знать, Каждый день чаи гонять.

(Выходит третья ученица.)

Ученица 3. Ой вы, гостюшки честные, Люди вы мои родные! Коли лгу, пусть Бог простит, Но история гласит, Что без чая с той поры, Жить не могут на Руси.

Ведущий. Это было первое чаепитие на Руси. Понравилось ли вам наше представление? Тогда отведайте наше угощение. Налейте в чашки не­много чаю, попробуйте медленно пить и, может быть, впервые задумайтесь, что для вас значит пить чай?

Выслушиваются ответы родителей.

Профессор. А вы знаете, что есть две леген­ды, которые говорят о том, как люди узнали секрет чая? Нет?! Тогда мои ученики расскажут вам об этом.

Ученик 1. Согласно одной легенде, чай - бод­рящее, прогоняющее сон питье. А открыли это ки­тайские пастухи, которые заметили, что животные, обглодав кусты, становились необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в ко­телок с водой и пить напиток.

Ученик 2. Группа людей прогуливалась на при­роде вдали от города. Они сварили еду и оставили ее, чтобы она немного остыла, а сосуд с едой на­крыли веточками с куста, который рос рядом. Ког­да через некоторое время они пришли, чтобы по­обедать, то увидели, что листочки с этих веточек опали и попали в еду. Затем люди обнаружили, что еда необычайно разварилась и размягчилась, при­обрела своеобразный вкус, который им очень по­нравился. Тогда люди сообщили об этом знахарям, которые лечили травами. Те стали присматривать­ся к чаю и изучать его.

Конкурсы.

Ведущий. Да, чай - это сила! И недаром в наро­де чай почитают. Очень много пословиц и поговорок есть про чай. Вот сейчас мы узнаем, кто у нас будет называться почетным чаевником. Вы сидите так, что разделены на две команды. Сегодня одна из команд будет победительницей. Каждому члену победившей команды будет присво­ено звание "Знаток чая", а вся команда получит приз.

Конкурс 1. Пословицы о чае.

Команды называют пословицы о чае.

Ведущий. Молодцы, очко получает команда... Профессор, у меня есть один сюжет. Не желае­те посмотреть? Это как раз чая касается.

Профессор. Что ж, посмотрим, посмотрим.

Разыгрывается сценка "Чай по-английски". За столом сидит английский лорд.

Англичанин. It's five o'clock already! Would you like a cup of tea? (Итс файв о клок олреди! Вуд ю лайк э кап оф ти?)

Переводчик. О, уже пять часов! Не пожелаете ли чашку чая?

Подают чашку с одной заваркой (одни лис­тья), а сверху - кусочек масла.

Англичанин. What is this? (Вот из зис?)

Переводчик. Что это?

Официант. Excuse те, sir. It's tea. (Экскьюз ми, сир. Итс ти.)

Переводчик. Извините, сэр. Это чай.

Ведущий (берет блюдце с содержимым). Как вы это объясните, профессор?

Профессор. Это очень просто, и объяснить это сможет любой из моих учеников.

Ученик. Так готовили чай английские домохо­зяйки в XVII веке. Моряки присылали своим семь­ям чай. Хозяйки, поломав голову над странной трав­кой, в конце концов отваривали ее в кастрюльке, сли­вали воду, а гостей угощали... чайными листьями с маслом.

Профессор. Да уж, из-за чая могло еще и не то случиться. Вот послушайте!

Ученик. Россия, например, расплачивалась за чай с Китаем мехами и золотом. Чай в Москву при­возили за 11 тысяч километров. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался при­вилегией знати.

Ведущий. Зато теперь чай стал нашим нацио­нальным напитком. А вот и доказательство (пока­зывает на самовар). Лучшую в мире "чайную ма­шину" изобрели в России. Это самовар.самовар

Профессор. Да, чаю все рады. Хотя бывает и такое, что... Но сами посмотрите и все пой­мете.

Исполняется песня-инсценировка "Чай ты мой золотой" на мотив песни "Когда б имел зла­тые горы". Поют девочка и мальчик.

Девочка 1. Когда б имел златые горы И реки, полные вина?

Мальчик. Все отдал бы за чашку чая И выпил бы ее до дна.

Девочка 2. А коли я пришла бы в гости И красотой пленила б вдруг?

Мальчик. Я б напоил тебя чаечком, Да так, чтоб захватило дух.

Девочка 3. А если б я сказала: "Здравствуй, Гулять я к реченьке иду"?

Мальчик. А я, пожалуй, соглашуся, Вот самовар лишь захвачу.

Девочка 4. А если б я сказала: "Саша, Ну, покажи глаза свои..."

Мальчик. Я б на тебя смотрел, Светлана, И пил без устали чаи.

Девочка 5. Ну, все! Прощай! Мы расстаемся! Прощенья даже не проси!

Мальчик. Ты заходи ко мне почаще, Варенья к чаю приноси.

Ведущий. Да, есть и такие любители чая. Пе­сен о чае не так уж много, а вот о напитках вообще песен пребольшое количество. Вы наверняка эти песни знаете. Следующий конкурс так и называет­ся - "Песенная перекличка".

Команды поочередно называют или запева­ют песни, в которых упоминаются какие-либо напитки.

Ведущий. Все молодцы! Жюри подводит итоги. Раз уж разговор коснулся песен, То признаюсь вам, друзья: Мир без песен был бы  скучен, Без песни нам никак нельзя. Родитель (желательно, чтобы владел гитарой). Горит костер, И чай в котле кипит, И песня под гитару о вечном говорит.

Исполняется песня "Ах, ароматы чая" на мо­тив "Изгиб гитары желтой".

Изгиб гитары желтой, Ты обнимаешь нежно.

Сидим у самовара, Дымок уходит ввысь.

В беседе задушевной, Вдруг кто-то тихо скажет:

"Как здорово, что все мы здесь, Сегодня собрались!"

Ах, ароматы чая! И, знаешь, неслучайно

Веселье, песни, шутки, В душе моей зажглись.

Отступят все заботы, И вот воскликнул кто-то:

"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"

Радушные хозяйки накрыли стол богато:

Пирог, блины, печенье и сладости нашлись.

Мы выпьем чашку чая, все вместе дружно скажем:

"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"

Ведущий. Песня у костра хорошо поется, а чай у костра лечебный пьется.

Конкурс 2. "Доктор Айболит"

Перед участниками (по одному от команды) ставятся плошки с травами, с которыми можно заваривать чай. Надо назвать эти травы.

Конкурс 3. "Родниковая водица"

Ведущий. Для хорошего чая и вода должна быть отличной. Сейчас ребятам надо наносить воды из родника (из ведра) в чайник. Кто до окончания про­слушивания музыки больше наберет воды (учени­ки носят воду ложками), тот и победил. Команды выполняют задание.

Ведущий. Ну как? Нравится вам на нашем праз­днике?

Гость доволен, значит, все в порядке! - Выше счастья и не пожелать. А сейчас народные загадки Я вам предлагаю отгадать.

Конкурс 4. "Загадки"

Загадки обо всем, что хоть как-то относит­ся к чаю (сахар, гармонь, блины, чайник, души­ца, крыжовник, малина, молоко, пирог, колодец, самовар, смородина, чай и т.д.).

Жюри подводит итоги

Ведущий. Молодцы!

Конкурс следующий не нов -

Это конкурс плясунов. Никого мы не обидим,

Но хотим, друзья, сказать: На обычном стуле сидя,

Надо что-нибудь сплясать. Все движенья хороши!

Сядь покрепче и пляши.

Пляшут всей командой, сидя на стульях. Жюри оценивает команду в целом, но выбирает лучше­го плясуна каждого танца.

Руки согнули, прямее спинку,

И-давай пляши лезгинку...

Ну, а вы не трусьте-ка

Да спляшите русского...

Музыка неброская - "Яблочко" матросское....

Этот танец - просто класс! А ну "Цыганочку" для нас!

Жюри подводит итоги, а ведущий раздает призы.

Ведущий.

За такой прекрасный миг

Вам из Грузии шашлык...

Ну, а вам, сударыня, Кренделек за "Барыню"...

Вам, плясунчик-папочка, Яблочко за "Яблочко"...

Ну, а сей гражданочке - Рубль за "Цыганочку"...

Теперь отгадайте загадку.

"В этом доме печь стоит, Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда - Не метет он никогда.

Уважают в доме жар, А хозяин в доме - пар."

Дети. Баня.

Ученик. В народе говорится: напарился, намыл­ся - так иди скорей чайку попей. И это очень даже правильно с медицинской точки зрения. В бане про­исходит обильное потоотделение, и вода из организ­ма быстро испаряется. Немедленное возмещение потери воды очень важно для внутренних органов, прежде всего для почек. Поэтому после бани обя­зательно надо выпить чаю, лучше всего с шиповни­ком или лимоном.

Ведущий. Позвольте объявить следующий кон­курс - "Русская баня".

Кто попариться желает,

Кто парную уважает,

Приходи скорей сюда 

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Папы из обеих команд "парятся" вениками из газеты.

Ведущий. Побеждает только тот, кто веник бы­стро обобьет.

Жюри. Мы сообщаем зрителю: Решить здесь нелегко. Веник - победителю, Второму - молоко!

Ведущи  й. Да разве можно все рассказать про чай! Вот если бы книга была про чай дома, я бы ее с удовольствием почитал.,

Слышится мелодия песни "Коробейники". Вы­ходит коробейник (мальчик) и поет песню.

Ой, полным-полна коробушка, Есть и ситец, и парча.

А еще привез я книжицу Исключительно про чай.

Цену сам платил немалую. Не торгуйся, не скупись,

Спой лишь мне про чай частушечку, Бери книжку и Садись.

Ведущий. Веселей берись за дело, Так, чтоб все вокруг запело! Пусть частушки звонко льются, А призы-то всем найдутся.

Конкурс 5. "Частушка к чаю"

Исполнители получают в подарок книги про чай и очко для команды.

Ведущий. Жюри подводит окончательные ито­ги. Наградой для всех будут чай и угощения на сто­лах.

Ученик 1. Мы отдохнули все на славу, И победители по праву Похвал достойны и награды. Мы напоить вас чаем рады!

Ученик 2. Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех,

                    За огонь соревнованья, Обеспечивший успех.

Ученик 3. Скажем к слову, без усмешки,

                  Вывод есть у нас один -

                 Эти чайные потешки Заменяют витамин.

Ведущий. Знайте, что с великою охотой Рады мы всегда приветить вас. А сейчас торопят вас заботы - Говорят не зря: "Потехе час"! Мы не скажем: "Скатертью дорога!" - Пожелаем доброго пути! Чтоб в сердцах своих могли вы долго Радость доброй встречи пронести.

Ученик 4. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говорим вам: Все.

До свиданья! До счастливых новых встреч!

Ведущий. Не обходите нашего порога, Коль мимо будет дорога! В добрый путь, Да к нам почаще будь!

Исполняется песня на мотив "Будьте здоровы".

Дети.  Сейчас в нашем классе веселье и шутки, Так пусть же для лени не будет минутки.

           Пусть наш самовар для гостей закипает, О нашем радушье пусть каждый узнает.

Родители. Путь к вашему дому мы знаем прекрасно И вас обещаем наведывать часто - То просто заедем, то чаю напиться. Хотим, чтобы вами могли мы гордиться. Все.

Так будьте здоровы, живите богато,

Мы все уезжаем до дому, до хаты.

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не видали мы праздника краше!

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС