В славянской мифологии собирательный образ умерших предков. Вероятно, первоначально навиями называли умерших, плывших в царство мертвых на погребальной ладье. Навии невидимы и всегда враждебны человеку. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как полчища невидимых навий напали на Полоцк; тогда там разыгралась эпидемия, унесшая множество жизней.
Связанный с навиями праздник, называвшийся Навский велик, отмечался в первый вторник после пасхальной недели, а также в начале осени. Считалось, что в этот день навии выходят из могил и отправляются к своим потомкам на поминальную трапезу.
Для навий готовили специальное угощение, которое ставили на стол в комнате, потом открывали окна. Чтобы не мешать навиям, категорически запрещалось выходить на улицу после захода солнца.
С течением времени культ навий связался с почитанием Рода, и даже сам праздник получил название Радуницы.
Против навий использовалась особая сберегательная обрядовость. Если навии наносили вред, следовало разрыть могилу усопшего и вынуть из нее «навью косточку» — единственную не разложившуюся от времени кость усопшего. Косточку полагалось сжечь, а пепел бросить обратно в могилу. Тогда навия исчезнет и перестанет беспокоить живых.
Южные и западные славяне полагали, что навии могут определить судьбу ребенка. Считали, что невидимые навии собираются у постели роженицы и решают, будет ли ребенок жить или же умрет. Обреченному на смерть навии ставили невидимый «навий знак».
Образ навий широко использовался в русской литературе, в частности, в творчестве Ф.Сологуба «Капли крови» (роман «Навьи чары») и в некоторых рассказах о детях.