Вторник, марта 19, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Нарушила было этот вековой обычай кукушка, попробо¬вав завить себе гнездо, и за это горько наказана была тем, что никогда не будет иметь своего родного гнезда и принуждена класть свои яйца в чужие гнезда. Только одни воры стараются в этот день заворовывать, чтобы иметь удачу в своем постыдном ремесле круглый год.

благовещениеГлубоко вкоренившаяся вера в величие этого праздника, в который, как и на св. Пасхе, радость объемлет и грешников, освобождаемых на этот день от мучений ада, выражается в некоторых обычаях, неизменно сохраняющихся до наших дней и заключающих в себе некоторые прадедовские приемы, возникшие, конечно, благодаря тому, что с этого дня земледельческий народ, проснувшись от зимнего долгого сна, мучительно ждет страдной поры засевания и урожая, стараясь предугадать удачу или неудачу своих трудов. По погоде того дня, считая дождь благоприятным предзнаменованием, по морозу или же по оттепели, по снегу на крыше дома стараются угадать, каков урожай будет, каким лето будет:«на благовещенье дождь, родится рожь». Если на Благовещенье будет красный день, то предположительно, что в тот год пожарымного бед принесут, если же дождик пойдет, то будет год «грибной», если же будет морозно, то надо ждать еще сорок утренников, хотя, это уж не зима, как и Покров не лето. Сильно прибыл день, днем и вечером светло, и не надо уже раздувать огня. Много еще где, сохранилось верование в огонь, через него в этот день скачут, чтобы избавить себя от призора; окуриваютсвои платья для того, чтобы предостеречь себя от «обаяния», и сожигают свои соломенные туфяки, чтобы истребить болезни. Плохой хозяин не положит кусок целой просфоры в сусек  и в клети, чтобы было в нем на будущуюосень хлеба больше.

Люди, придерживающиеся старины, советуют печь «мирские (из общей муки) благовещенские просвиры» и освящять их к обедне («вынимать за здравие»). Принеся домой такую просфору, ее кладут вначале под божницу, а затем — в закром с овсом, оставляя ее там до первого ярового засева. Высеивая яровину, сеятель берет с собой ее из закрома, привязывает к сеялке и носит ее с собою во все время посева. Думая оградить посевы от всякого «гнуса полевого» (для хлебов вредных насекомых) и заручиться благой надеждою на больший урожай, соблюдают этот обычай. Если у кого в избе есть образок «праздника», то ставятего на Благовещеньевдень с яровым зерном в кадку, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:

Мать Божья! Гаврил-архангел! Благовестите, Благоволите, Нас урожаем благословите: Овсом да рожью. Ячменем, пшеницей

И всякого жита сторицей! и так далее.

Пожилые женщины пережигают в этот день соль в печи. Соль эта, согласно поверью, оказывает чудеса и помощь в болезнях разных, поэтому ее добавляют при выпекании небольших булок, называемые «бяшки» и предназначаемые для лечения скотины.

В Малороссии по поверьям, Бог благословляет все растения в этот день, и все там верят, что, какова погода задастся в Благовещенье, такова она будет и на Пасху. В этот день существует симпатичный обычай, среди всеобщих пожеланий благоденствия, выпускать изловленных в сети и тенеты перелетных божиих пташек на волею. Так отмечается приход весеннего тепла, победившего зимнюю студеную стужу, и одновременно принося бескровную жертву природе.

В малорусских губерниях можно еще услышать в народе сказаниео том, как Богоматерь засевает все поля земные с высоты небесной. По сказанию этому, Гавриил-архангел соху водит, с запряженным в нее конем белым, а «Мать Пресвятая Богородица» разбрасывает из кошницы золотой пригоршнями всякое жито, одновременно «устами безмолвными, сердцем глаголящим» моля Господа Сил о благословения ниспослании на урожай будущий.

Значимость праздника Благовещения, средь великопостных дней, видно и из обихода в жизни царей московских, строго соблюдавших все правила поста и церковные уставы. Каждую неделю, по  понедельникам, средам и пятницам готовились пирожные с оливковыммаслом и кушанья рыбные.

 В посты же Успенский и Великий готовилиськапуста сырая, сырые или гретые рыжики, и кушанья из ягод, но без масла. Оно разрешалось только в Благовещеньев день в одинаковой степени как для царевичей, так и для царицы. Малолетним же царевнам и царевичам разрешалось во все посты пирожные и блюда рыбные на масле из того, «что им еще в молодых летах посту держати не мочно». Кто же не желал поститься, упивалсявином,ел рыбy, того «смиряли,  унимали и отлучали власти и от церкви Божией попы и налагалиэпитемию». В дни именинные царицы и детей,кроме Благовещения, государю разрешалось приправа разная, когда на всех обедах полагаются заздравные чаши включительно до монастырей. Сделано было исключение в XVI веке как нововведение,в Благовещеньев день, наравне с днем Христова Рождества,  во время богослуженияраздавалисьмирянам и монастырской братии свечи, как в неделю Ваий, в последние дни недели Страстной и в день. Пасхи Святой.

В старинной Москве совершался особенный, теперь уже забытый и оставленный, «чин хлеболомления», за бдением всенощным при благословении пшеницы да хлебов, елея  и вина. Сходство такого обычая, так же совершавшегося и в Новгороде, заключается в том, что святейший патриарх московский как и святитель новгородский, предназначалик раздаче, в эту ночь, благословенные «благодарные» хлебы и виновсем во храме предстоящим. Пшеницу, от всенощной, в Новгороде ссыпали в житницы, а хлеба раздавали святители в дома на благословение. В Москве патриарх подносил часть, а то и целый хлеб, государю, которыйобязательноприсутствовал на храмовом празднике своего домовогособорав честь Благовещения Богоматери, строительство которого началось в 1397г., Василием, сыном Дмитрия Донского. Каждому из царских бояр и церковных властей, Патриарх давал по хлебу целому,толстыми ломтями«укрутами», и вина по целой стопе. Такие же укруты с немного вина получал простой люд. Патриарх с ближним боярином посылал такое же угощение, стольники несли хлеб и вино в кубках, для царицы со всем семейством царским.

В Благовещение литургию, как в Москве патриарх, так и в Новгороде святитель, совершали согласно уставу, несмотряна дни великого поста. Чествование Благовещения всегда выделяется как обязательное и самостоятельное. Так, например, если оно случалось в неделю Ваий и совпадало с так называемым «Вербным воскресением», то в Новгороде совершались 2 службы праздничные со бдением и было 2 величания, но не рядом, одно за другим. Если Благовещение выпадало на Страстную пятницу, то на литургии читали первым Евангелия о Благовещении Марии Деве Архангела, а затем евангельское повествование о страданиях Христовых. Только на один этот день в году делалось исключение в том, что на Благовещение не полагалось совершения литургии. Если Благовещение совпадало с днем Св. Пасхив Новгородебыло так, что в царских дверях Евангелие на утрени читал протоиерей, а после прочтения подносил владыке для целования. Этот, во время пения «Господи воззвах», действовал с дьяконами проскомидию, а священники совершали ее в алтаре. По первой паремии (в отличие от Москвы) святитель кадил с тройноюсвечею, как на преждеосвященной литургии, хотя литургия была Златоустова. Великий день придворного храмового праздника Московский царь, как добрый хозяин, в своих покоевых хоромах, т.е. в комнате и передней, кормил нищих, собиравшихся, кроме того, на Аптекарском дворе — под надзором дьяка Тайного приказа, жаловал деньгами (по 2 и по 1 рублю). Кормил сытно и сладко: ухой из живой рыбы, окунями в рассоле да жареными карасями. В 1644 г. этого народу накормлено было разом 682 человека, получившегосверх того денежную дачу: кто по шесть денег, кто по две, нищие и убогие люди расходились с трапезы благовещенской, унося с собою и разнося по всей Москве славу о добротах и щедротах государевых.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether