Февраль - рог зиме сшибает
Этот месяц, рассекающий зиму и весну, в русском народе издревле называли сеченем.
Есть и другое толкование. В старину наши предки-земледельцы в феврале секли, подсекали лес, освобождая землю под будущую пашню. Название "февраль" этот месяц получил от Византии, которая наследовала его от Древнего Рима. У римлян был бог Фебруус — владыка подземного царства. Февраль они посвящали покаянию в грехах и памяти усопших.
Русские люди так мрачно этот месяц не воспринимали.
Февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли лютенем, снеженем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: «бокогрей», «свадебник». Традиционно свадьбы на Руси справлялись после Святки и до Масленица.
Февраль сшибает рог зиме.
Он скачет по великим русским просторам в образе сказочного Студинец-богатыря. Всевозможные чудеса, как считали в народе, происходят в феврале. Наши предки верили, что именно в это время они наиболее близки к подземному миру, что именно в феврале выходят на свет божий мелкие духи, всякая нечисть, нечистая сила.
10 февраля — Кудесы.
Этот день был целиком посвящен домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом. Домовой считался самым добрым духом изо всей нечисти — духом дома. Много добрых примет связано с домовым: коснется ночью своей мохнатой рукой — к добру, начнет скакать — к радости, будет подыгрывать на гребешке — жди свадьбы. Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого. Если в обычные дни он мягко наваливался на грудь спящим, то в Кудесы начинал душить, если домовой плакал — к покойнику, если гремел посудой — будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы — опасайся семейного раздора. В Кудесы его задабривали гостинцами, подарочками. Хозяйки, например, ставили на загнетку сладкую кашу, поминали перед сном добрыми словами.
Домовой —любитель кудесничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, змею или лягушку.
14 февраля
читали заклинание против мышей. К февралю в уже полупустых амбарах они становились напастью. К концу февраля кончались корма, начинался коровий мор. Простые люди верили, что 18 февраля пробегает по земле заморенная коровья смерть: руки граблями, рожа страшная. Чтобы уберечь появляющихся в это время телят, к рогам коров привязывали хлеб и молились святой Агафии.
15 февраля — Сретение.
В день Сретения Господня пролегает граница между зимой и летом: зима идет обратно, а лето — навстречу. Все душевные силы русского человека были направлены на приманивание весны. Дети еще до восхода всем селом просили солнышко показаться: «Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Выгляни, ясное!» Если оно выходило, значит, весна откликнулась и первая встреча с ней прошла благополучно. Если этого не случалось, ожидали строгих власьевских морозов.
28 февраля
день «оклички звезд»; выносили под звезды пряжу и зорнили ее на утренней заре.
29 февраля
день Касьяна, который несет тьму нечистой силы. В этот день были особенно осторожными. «Наш Касьян на что ни взглянет — все вянет» — говорили старики.
24 февраля — Власьев день
день мученика Власия, который в народном сознании заменил языческого бога богатства, скота, хозяина зверей — Белеса. На старинных иконах Власий сидит на камне, а вокруг него пасутся лошади, коровы. В этот день со всего села сгоняли к церкви скотину и окропляли ее святой крещенской водой. Женщины перед Вла- сьевым днем совершали обряд опахивания. В полночь они выходили с кочергами и метлами и три раза опахивали деревню или село. Распорядительница обряда била в сковородку, а остальные размахивали кочергами и метлами. Так они чествовали Велеса и помогали ему отогнать коровью смерть от скота. Власий напоминал о приближающейся Масленице: «у Власия борода в масле» или «прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги». В феврале начинали гулять самый веселый русский народный праздник — Масленицу. После праздничной недели наступали семь недель Великого Поста.
Февраль — месяц многих примет.
В Макарьев день 1 февраля ясная погода предвещает раннюю весну, солнце 2 февраля подтверждало ранний приход весны. За снегом следили 4 февраля: чем больше снега, тем выше урожай зерновых. В день Аксиньи Полузимницы (6 февраля) старики напоминали: «Какова Аксинья, такова и весна». В день Кудесы (10 февраля) подмечали, каков ветер: если сильный — год будет сырым; 15 февраля — «пошел снежок — весной дожжок»; холод 19 февраля — будут бурная весна и жаркое лето.
Январь—первенец зимы
По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда явственно от одного дня к другому «разгорается» солнце.
В январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снег становится тоже будто бы синим. Не случайно народное название этого месяца — просинец. Название месяца «январь» заимствовано из латинского языка и происходит от имени двуликого римского божества — Януса, или Януария, который был богом дверей, ворот, охранителем семейного покоя и богатства.
В народном представлении первая декада этого месяца завершала Солнцеворот. Позади оставался темный Карачун. В первую неделю января гадали, «гоняли черта» (всевозможные игры и потехи на снегу), играючи собирали снег на поля, в огороды, в сады.
Все приметы января связаны с морозом. Например,
«на лучине нагар — на дворе холода», «красный огонь в печи — в окна мороз стучит», «дрова трещат, ярко горят — мороз сулят», «уголье на загнетке само разгорается — будет крепким мороз на дворе».
После введения Петром I светского календаря стали говорить: «Году начало — зиме середка».
Существовала народная примета: на Новый год тепло и снег — лето теплое и дождливое.
1 января — в христианском календаре посвящен святому мученику Вонифатию — целителю от пьянства. Согласно житию Вонифатий определил меру употребления вина. Но некогда первый день января посвящался памяти былинного героя Ильи Муромца, испившего чашу от «калик перехожих» и обретшего способность двигаться и бороться за справедливость. Этот могучий богатырь земли русской знал меру не только в вине, но и во всех воинских и крестьянских делах.
Сохранилось народное заклинание-молитва этого дня:
Земля-матушка, прими тяготы мои, изыми души болесть, дай тепла и света. Супротив тебя ноне стоит моя Вера и Совесть.
В день 1 января жили с думой о родной земле, поклонялись ей, учили молодежь: «Вражий след на родной земле — в печи стыть головне да золе», «С родной земли умри, но не сходи».
2 января отмечался как семейный домашний праздник.
По церковному календарю в этот день — день Игнатия Богоносца — сначала служили молебен, затем обносили иконы крестным ходом вокруг села, чтобы уберечь и предохранить добро от всякой напасти.
В народе считали, что на Игнатьев день появляется особая нечисть — шуликаны. Это слово происходит от древнерусского «шуй», что означает «левый», «плохой». Начиная с этого дня и на протяжении всех Святок по народному поверью шуликаны невидимыми бегают по улицам, чтобы «закрючить и сжечь» грешников. Пытаются они проникнуть и в дом. Ими пугали детей, их остерегались подвыпившие взрослые и воры. Оберегались от шуликанов крестом, слепленным из мякоти хлеба. Однако лучшим средством считалась чистота на улице и в доме.
Как выглядели в народном представлении шуликаны? Ростом с кулачок или чуть более, ноги с копытцами, голова заострена, изо рта вырывается огонь, бегают по улицам с горячими угольями на железной сковородке и с каленым крючком в руках. Чем-то они напоминают кельтских гномов. В христианском мировоззрении это — некие чертенята. Для защиты от чертенят-шуликанов хозяйка втыкала в притолоку серп, хозяин к вечеру вгонял в порог топор, тем самым заслоняя дом от зла. В народе верили, что сила острого серпа или отточенного топора передается двери и порогу и защищает вход в дом, домашнюю утварь и домочадцев.
К 6 января, т. е. к Рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями.
В навечерие Рождества Христова соблюдали пост: ели капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево (например, компот из яблок и груш). От названия обрядовой еды и происходит народное название праздника — Сочельник. Готовились к рождественскому разговенью: затирали пироги, ставили блины, затевали «прикуску», т. е. печенье, месили тесто для пышек.
С первой вечерней звездой начиналось колядование: «По Сочельникову мосту едет Коляда из Новгорода». Поскольку колядующие олицетворяли явившихся на землю предков, на стол обязательно ставилась кутья (поминальная еда). Кутьей потчевали Мороза (деда Мороза, домового, дворового, банника).
Самый старший в доме должен был выйти на крыльцо или высунуться в окно и предложить Морозу ложку сочева или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!» Под Рождество среди двора жгли навоз. Этот обряд назывался «греть родителей».
С Рождества — 7 января по Крещение — 19 января на Руси праздновались Святки. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января — святые вечера, посвященные колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям; с 15 по 19 января — страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь «каженников». Этим словом называли порченых, поврежденных людей, тех, кого летом в лесу «обошел леший». Считалось, что каженника можно образумить 16 января.
Святки издревле считались колдовским, волшебным временем. Их начало совпадало с православным праздником Рождества Христова. По воззрению наших предков, в ночь на Рождество открываются врата в вечную жизнь. В народе сохранялось глубокое убеждение, что в святочные вечера, особенно в ночь на 7-е, открываются врата в добрую семейную жизнь. Отсюда и святочные гадания о суженом-ряженом, о будущем муже и будущей семейной жизни. Женитьба и замужество на Руси считалось делом очень важным и ответственным. Вспомним поговорку: «Трижды человек дивен бывает: рождается, женится и умирает».
Святочные гадания были очень популярны в России. Чаще всего девушки гадали о своем суженом. Эти гадания были разнообразны: с зеркальцем и свечой, на воде с воском, по пеплу, по полену, по отпечатку на снегу, с гребнем, положенным на ночь нод подушку, с петухом.
Некоторые гадания были очень незатейливы, например гадание по полену. Из поленницы наугад вытаскивали полено. Если оно оказывалось суковатым, муж будет плохим, если гладким — хорошим, если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.
Или, например, гадание с петухом. На полу разбрасывали различные предметы и пускали петуха. К чему он подойдет — таким достоинством или недостатком будет обладать супруг. Например, подошел к золе — муж будет курящим, к зерну — богатым, к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком.
Но вернемся к традициям празднования Рождества.
В ночь на Рождество смотрели, сколько звезд на небе. Если много, то лето будет изобильным, будет много грибов и ягод. Утром совершали обряд «обсеивания избы». Три раза бросали из горсти овес или пшеницу со словами: «На живущих, на плодущих, третье — на здоровье».
Еда на Рождество была особой. На рождественское разговенье все должны были вкусно поесть. Готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень, заливное из поросенка. Из пшеничного теста пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и особенно петухов. Ими украшали и стол, и окна, их дарили колядующим. В святочные дни стол не должен быть пустым. На нем обязательно лежал обрядовый калач и все, чем угощали колядующих.
В народе считали, что на рождественский ужин в дом приходят души умерших предков, что требовало особого поведения за столом, «гостей с того света» ждали и верили в их невидимое присутствие за улейном рядом с живыми, в рождественскую ночь стол оставляли неубранным до утра. Любой гость в Сочельник и на Святки считался священным. Благодаря ему по ряду примет узнавали о будущем. Если он приходил, то считали, что куры будут хорошо сидеть на яйцах. На Рождество приглашали на ужин и различных зверей: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!» Возможно, в них видели воплощенных предков.
С 13 на 14 января — Васильев (щедрый) вечер. Это — канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причем с таким обилием печеного, чтобы глава семьи мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: «Детки, видите ли меня?» Девушки последний раз гадали о замужестве, жены и мужья — об урожае грядущего лета. В народе существовала легенда, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, поэтому наблюдали небо: «Васильевская ночь звездиста — лето ягодисто».
14 января — Васильев день, который считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае: Уроди, Боже, Всякого житу по закрому, На весь крещеный мир.
По обычаю в этот день на стол ставили голову поросенка, произнося такие слова:
Не чиста животинка свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь опалит, а Василий зимний освятит.
По церковному календарю — это день одного из виднейших отцов церкви —Василия Кесарийского, или Василия Великого. Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благословил и случайно подвернувшегося поросенка, поэтому в народе Василию Великому молились о плодовитости свиней.
19 января Крещение господне, или по народному календарю — Водокрещи, а накануне — 18 января отмечается Крещенский сочельник - один из ярких народных и религиозных праздников.
Крещенский сочельник — праздник снега и чистоты. По древнему обычаю на Руси вечером этого дня и на следующий день собирали снег, считая, что вода из него может исцелить многие недуги. В народе бытовало поверье: «Огненного змея можно отогнать кре- хценским снегом». Были и приметы на этот день. Например, если пойдет обильный снег, то жди богатого урожая хлеба. В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо открывается и вода, колыхаясь в небесных волнах, становится святою. Этой водой кропили дома, хозяйственные постройки.
Водокрещи завершали длительный цикл праздничных Святок.
Начинались свадебные недели, продолжавшиеся весь февраль до празднования Масленицы. Издревле существовало правило, по которому те, кто принимал участие в колядовании, играх ряженых, гаданиях, должны были очиститься крещенской водой, а если грех был серьезным, то очищались купанием в проруби. Родители крестили детей в этот день, поскольку считалось, что крещенный в Крещение будет счастливым человеком.
25 января — Татьянин день, или бабий кут, т. е. угол у печи. С XVIII в. Татьянин день — праздник московских студентов, так как в этот день в 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Об этом дне в народе говорили: «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет!»
31 января —Афанасий. Считалось, что в этот день по земле ходит Афанасий с ледяной оглоблей и бьет всякого, кто под руку попадет. Отсюда и поговорки: «Афанасий-ломонос: береги нос!», «Афанасий да Ки- рило забирают за рыло», «Афанасий-ломонос пробирает до слез».
На Афанасия знахари выгоняли из деревень ведьм, заговаривали печные трубы, чтобы ведьмы в них не влетали, рассыпали золу из семи печей. Вокруг домов обходили с огнем, очищая свое жилье от нечисти.
Декабрь — вершина года
В народном представлении декабрь был переломным временем года, своеобразной его вершиной в дни зимнего солнцестояния (Солнцеворота), разделяющим его на темную и светлую половины. Верили, что с этой «вершины» открывается человеку вид на весь годовой круг, а главное — на будущие события.
В языческую эпоху волхвы и чародеи в декабре предсказывали события, ожидающие людей летом. Магическими обрядами и всевозможными таинствами, проводившимися «всем миром», т. е. соборно, коллективно, буквально пронизан весь декабрь.
Исконно русское название этого месяца — студень, называли его также хмуренем, стужалой.
Декабрь считали полночью года, волчьим временем.
Не случайно в воображении русских людей объединялся этот месяц с образом волка. В древности думали, что чародеи-колдуны могут превращаться в волка, т. е. становиться оборотнями, волкодлаками, нанося людям вред, что именно волки-оборотни съедали солнце и луну, являлись виновниками сокращения светового дня.
В декабре остерегались справлять свадьбы, потому что оборотни, по древнему поверью, могли превратить свадебный поезд в волчью стаю. В первую декаду декабря говорили: «Волк к деревне жмется», а во вторую: «На Зачатье волки сходятся, а после Крещенья разбегаются».
Давно исчезли волхованье и чародейство, но и ныне в декабре по различным приметам предсказывают в народе летние дни.
Если вы взглянете на годовой круг народного календаря, то обратите внимание, что дни, симметрично расположенные на окружности, могут многое сказать друг о друге. Вот некоторые народные приметы: если 3 декабря пошел снег, то 3 июня будет дождь; если 6 декабря брызнет снеговая морось, то 6 июня ожидай северный ветер и мелкий дождь; если Никола зимний (19 декабря) морозный, то Никола вешний (22 мая) жаркий.
Первые дни декабря указывают на характер всей зимы.
Например, о дне первого декабря говорили: «Платон и Роман кажут зиму нам». В середине декабря, особенно 13 числа, ходили ночью к реке или озеру, рубили прорубь и «слушали» воду: тихая вода — к хорошей зиме, а если слышится шум, то быть стужам и метелям. Во второй половине месяца примечали, как выглядит солнце: если от солнца как бы «ноги» отходят — к холоду, а если «хвост» — к вьюге.
Декабрь богат народными знаменательными датами и праздниками.
Конечно, не все можно использовать в воспитательном процессе в современных условиях, здесь нужен творческий подход, учет возрастных особенностей, местных традиций, погодных условий и т. д.
1 декабря — праздник народных зимних игр и забав, праздник начала зимы под девизом: «Каков Платон и Роман — такова и зима нам!» По народному обычаю распорядитель праздника одет в медвежью шубу, стучит палицей, приглашает всех к общему веселью: «Дай Бог в честь да в радость, в лад да в сладость».
В старые времена праздники-справляли поочередно во всех деревнях округи.
В «очередную» деревню на «веселье» съезжались со всех окрестных деревень. Длился праздник несколько дней. Празднование начала зимы продолжали и в дни Прокла (3 декабря), когда «на Прокла всякую нечисть проклинают», и в Введенье (4 декабря). В Введенье (Введенские ворота) на Руси и в России начинались зимние торги, ярмарки и, конечно, зимние гулянья. На площадях ставили шатры, вели веселые торги, одаривали друг друга подарками. Каждый должен был пройти сквозь веселые Введенские ворота. Считалось, что если на Введенье мороз, то все зимние праздники будут морозными. Весельем, состязаниями, торгами приманивали тепло и хорошую зиму. Вот какую песенку распевали в этот день:
Введенье пришло,
Зиму в избу привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Малых ребят,
Красных девчат
На сани усадило,
По ледянке с горки прокатило.
В этот день отмечается и большой православный праздник — «Введение во храм пресвятой Богородицы».
Народное представление о борьбе света и тьмы, о помощи светлым силам совпало с высоким праздником православной церкви, праздником духовной чистоты и целомудрия.
5 декабря - день Прокопа.
На Руси в этот день выходили домами, а то и целыми селами расчищать дороги: «Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступает—дорогу копает». С давних времен это был трудовой праздник детей и молодежи. Уборка снега организовывалась взрослыми как веселая потеха: ребятишкам раздолье и поработать, и в сугробах поваляться.
7 декабря — день Екатерины-санницы.
Катеринин день стал одним из любимейших народных праздников с XVIII в., когда он организовывался самой императрицей Екатериной Великой.
Главное действие этого дня — катание на санях. Считалось, что все заботы и тяготы слетят с души, если промчишься с горки на санках. Иногда сани заговаривали на заветное имя, чтобы обрести друга по сердцу.
Особенно любили совершать этот обряд девушки. В Катеринин день девушки начинали гадания о своем суженом, разгар которых приходился уже на следующий месяц, на Святки.
9 декабря — Юрьев день или день Егория Холодного, посвященный святому Георгию Победоносцу — покровителю нашего отечества, которого в народе звали Егорием Храбрым.
Это один из основных праздников декабря, отмечавшийся на русской земле с языческих времен, когда славили Сварога и его сына Сварожича — борцов против семиглавого Змея. В Юрьев день служили молебен святому Георгию, призывая его к борьбе с темными силами.
В русской истории этот день отмечен пословицей: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», связанной с печальным событием в жизни народа — закреплением крестьян за помещиками, т. е. с крепостным правом.
До XVII в. за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него крестьяне могли свободно переходить от одного помещика к другому. Царь Борис Годунов в 1607 г. отменил эту свободу.
13 декабря — день Андрея Первозванного в народе отмечали по-разному.
Чаще всего это был девичий праздник, когда невесты гадали и молились о хороших женихах. Считалось, что девичья молитва в этот день легко достигает неба. Парни также молились о суженой: «Андрюшко, батюшко, покажи невесту».
В народе верили, что если девушка обойдет дом кругом, осыплет свой путь зерном и споет: «Я святый Андрию, Конопельку сию. Дай же, Боже, знати. С кем веселье грати!» -то во сне ей приснится ее жених.
В представлении русских людей Андрей Первозванный — русской церкви камень. Он был первым учеником Христа.
Будучи апостолом, как говорят летописи, дошел до Днепра и пристал к киевским холмам, поставив на самом высоком холме крест и предсказав распространение христианства на русской земле. Благодаря этому преданию он был особо любим на Руси.
14 декабря — день Наума Грамотника, который был покровителем ребят — учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум».
Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики.
Обучение на Руси начиналось осенью — в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, ему дарили подарки. Иногда согласно древнему обряду это был горшок каши, густо усыпанный монетами.
17 декабря — день памяти преподобного Иоанна Дамаскина по церковному календарю, а по народному — Варварин день. Старики в этот день любили повторять поговорку: «Трещит Варюха, береги нос и ухо». Присматривались к дымовым трубам: если дым тянется столбом — к морозу, а если виснет коромыслом — к оттепели.
19 декабря — знаменитый Никола зимний, Николин день. Мороз в этот день особенно силен: «Никола гвоздит!», «Никола зимний и лошадь на двор загонит!». В прежние времена икона Николая Чудотворца была в каждом доме. Этот православный святой пришелся по сердцу русскому человеку: «Нет за нас поборника супротив Николы Угодника».
Историки считают, что культ святого Николая сменил языческий культ обожествленного первопредка Рода. В этот день чествовали стариков, старших в роду. На Николу в складчину наваривали пива, браги и напекали пирогов.
25 декабря - празднование зимнего Солнцеворота.
По астрономическому календарю день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря (Анна — темная, или зимняя, Анна), но по народному представлению переломным днем между мраком и светом является день Спиридона-Солнцеворота, т. е. 25 декабря.
Перед этим днем внимательно наблюдали за небесными явлениями, стараясь увидеть межень Солнца. Начинали обряды славления Солнца, встречая на высоких местах, красных угодьях первые солнечные лучи:
Солнце светозарное,
Как ходишь ты по белым уступам света...
Рисовали круги и косые кресты, соединяя их в знак известный как Перуна, пекли круглые хлеба и помечали знаком солнца, помогали солнцу окрепнуть, силы для борьбы с Карачуном набраться.
Разгони, Сварог, потемь! Верни на Русь красный день!
Карачун в народном представлении — особый «шагающий день», когда восстает злой дух, сокращающий жизнь, когда он в полной силе. Кажется, что солнце одряхлело, что оно вот-вот умрет, будет проглочено Карачуном. Своими обрядами, играми, чародействами, добрым волшебством русские люди помогали Солнцу оживиться, возродиться, «повернуть на весну», к новому лету.
Одно из древнейших ритуальных действий в помощь Солнцу — обряд поедания чеснока. Однако чеснок должен был быть не простым, а таким, который расцвел в полночь на Ивана Купалу (6—7 июля), в разгар летнего праздника Солнца—Ярила. По народному поверью такой чеснок обладал особой силой, способной оградить от нечисти.
26 декабря — Лукин день. По святцам — день мученицы Лукии.
Однако в звучании этого имени слышали слово «лук», а лук был вторым после чеснока зимним лечебным овощем. В образе лука славилось возрождающееся солнце: «С Лукина дня солнце прибавило на ладонь».
29 декабря - загадывали о приближающихся Святках — святых днях.
Считалось, если воздух зябнет, инеем сеет на ветви деревьев, то Святки будут теплыми, если сильный мороз, то быть ему до Крещения. В этот день распевали магические песенки:
Новый год пришел, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять!
30 декабря — Данилов день.
Старики говорили: «Даниил декабрь поторапливает». В христианской Руси в этот день совершали «Пещное действо», т. е. театрализацию библейского рассказа о Данииле-пророке и трех отроках, вошедших в печь (пещь) огненную и вышедших из нее невредимыми. Ряженные в «халдеев», воины, одетые в красное платье, вводили отроков в «печь», а потом пели, призывая спасти их. Затем «дверцы печи» открывались и «спасенные чудом» отроки выходили. Этот образ обновления, рождения в новом огне, скорее всего, восходит к временам еще дохристианской Руси.
31 декабря. Заканчивается студеный месяц, начинается время «разгорания солнца».
Огонь в этот день должен был неизменно гореть. Современные свечи и огоньки на елках — это новый «живой» огонь наших предков. В старые времена последний день декабря завершали стихами-заклинаниями. Вот одно из них:
Новая година, Будь деловита, Из радостей сшита. Добром покрыта, Горем не разбита.
В этот день по преданию нечистая сила, выпущенная на волю Карачуном, справляет свои последние потехи. От этой нечисти нужно защищаться.
Известна примета: не оставляй пустых банок или чашек открытыми, иначе в них непременно проникнет нечистая сила. Нальешь в такую банку воды, выпьешь — и она войдет в тебя. Хоть соломинкой, да прикрой.
От нечистой силы оберегались следующим образом: стегали хворостиной и произносили заговорные слова.
Вот текст такого старинного заговора:
Схлестываю порчи да озевы, Гоню мороки. Стень-постень, и ты, всякая нежить, Пойдите под гнилую колоду, Где добрые люди не хаживают! Будьте вы, мои слова, крепки да восстры, Острей острого ножа!
Если «лукавый» забавлялся, прятал какую-либо нужную вещицу (клубок ниток, например), поиски приостанавливали и произносили: «Луконька, лу- конька, поиграй да отдай!»
И еще один русский обычай под Новый год.
Дети залезали под стол, когда все собирались для застолья, и опутывали ему ножки лыковой веревкой. При этом о столе говорили так: «В дом пришел — всех вокруг собрал». Смысл обычая — в заклинании хорошего будущего года, чтобы и дети, и взрослые не разлучались в новом году.
Сохранились и некоторые новогодние гадания.
В блюдце или неглубокую миску наливали воду, заговаривая ее такими словами:
Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть — новолетье держи, о грядущем скажи!
Миску оставляли на красном крыльце на всю новогоднюю ночь. Утром разгадывали: лед вздыбился — год будет добрым, лед застыл ровно — год будет спокойным, лед застыл волнами — будут и горе, и счастье, вымерзла вода лункой — год будет плохим.
Под Новый год особым образом заговаривали квашню, чтобы тесто поднялось на удачу и радость:
Над квашней сижу, пятерней вожу, будь, как я скажу! Родись, квашня, в гору, в Новый год, на здоровье дыши, Сыть и Быть держи!
Интересные обычаи встречи Нового года есть у народов Востока.
Например, в Китае в новогодние праздники устраивали театрализованные представления, рассказывающие об истории семьи, рода, проводились маскарадные шествия, напоминающие нашу Коляду. Непременным элементом было ритуальное изгнание нечистой силы, всего злого и темного. Как и на Руси, новогодний праздник на Востоке считался общим — детским и взрослым. Новогодняя китайская картинка — пара смеющихся близнецов (хэ-хэ) символизирует мир, довольство и согласие в семье. Огонь — также обязательный признак новогоднего праздника в Китае, где по древней традиции во дворе зажигался семейный костер.
В Японии в новогодние дни ходили ряженые, которых по традиции угощали. Детям в канун Нового года уделялось особое внимание.
Новогодний праздник у всех народов — особое священное время. В Англии и поныне существует традиция приходить в дом сразу после удара часов. Визитер должен быть темноволосым мужчиной с кусочком угля для камина и веткой зеленой омелы, означающей долголетие.
Действующими лицами Нового года в Шотландии обязательно были гномы. В масках гномов и с тонкими круглыми овсяными лепешками (символ солнца) в качестве подарка приходили, как правило, мужчины и поздравляли с Новым годом. Считалось, что такой визит приносит удачу в дом. Приход женщины означал несчастье.
В петровской России 31 декабря под ночь, когда дети уже утомились, родители на их вопросы:
— Скоро ли придет Новый год?
— Где он теперь?
отвечали:
— Близко, совсем близко...
— Вон там, за лесом уж... Вот как уснете, он и придет.
и
— Скоро уже спать?
На этот вопрос отвечали фразой, сегодня совсем непонятной: «А вот поедим свиные ножки — и спать».
Дело в том, что в Васильев вечер, т. е. накануне Нового года по старому стилю, за ужином издревле ели вареные свиные или овечьи ножки. Из длинных косточек ребята делали «жужалки». Из какого времени пришел этот обряд — неизвестно, но смысл его понятен: новогодний вечер должен быть особенным, запоминающимся своей таинственностью как для взрослых, так и для детей.
ЗИМУШКА-ЗИМА
Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода.
В народном сознании издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко — волшебного богатыря-кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются бревна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена — Трескун и Студенец. Живет он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться, кто совестлив и энергичен по присловью: «Зима лодыря морозит». Отсчет зиме в народе вели с первых заморозков и до первой капели.
Часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое, целое.
Всем известно веселое приветствие: «Сколько лет, сколько зим!». В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, что отразилось в русских пословицах и поговорках: «Много снега — много хлеба», «Зима лето строит», «По зиме ложится лето», «Снег на полях — хлеб в закромах», «Зимнее тепло — летний холод», «Холодная зима — жаркое лето». В то же время зима резко противопоставлялась лету. Она представлялась сном природы, лето — бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, «ни то ни се»: осень — засыпание, а весна — пробуждение.
Яркими словами в народе называли зимнее время. Они будто пронизаны холодом и мраком. Вот некоторые из них: ознобень, заморозь, тянуча, люто- вей, ледостав, рекостав и др.
В обрядах, играх, праздниках зимнего времени обыгрывались смерть природы и будущее ее воскрешение весной. Главная идея любого традиционного зимнего народного праздника — это обновление мира через его гибель. В данном случае — гибель солнца и рождение нового солнца.
Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса — колеса времени. Оно то возносится к зимнему Солнцевороту, прямо в небо, то падает в глубину года, на макушку лета — в день летнего Солнцеворота.
Таким образом, зимний обрядовый цикл — это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее Солнце. Канун праздника — смерть миропорядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, победить.
Но как? Чем? Только весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания воспринимались как обновление времени, как его движение.
В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил. В пантеоне языческих богов стоял идол Семаргла, олицетворявший собою зиму. Скорее всего, Семаргл восходит к древнему образу Змея — Семиглава. В русских сказках семиглавый Змей самый сильный и страшный враг всего живого. Именем Карачун называли самое злое и темное время года — день зимнего Солнцеворота. Не случайно в русском языке словом «карачун» обозначали гибель, смерть.
Но были и добрые зимние божества. Это, прежде всего, Сварог, бог-кузнец, покровитель огня, ремесел, искусств, семьи. Его сын Сварожич считался покровителем домашнего очага, семейного тепла и уюта, был небесным помощником людей в борьбе с Семарглом, с Карачуном.
Сварог представлялся воином в пурпурных одеждах, на белом коне и с копьем в руке. Совершенно не случайно он напоминает Егория Храброго (Георгия Победоносца). Имел он и другие имена, связанные с огненной, световой стихией: Радогост, Свентовит, Святовит, т.е. святой, священный борец за правое дело, за светлую половину года.
Как известно, Георгий Победоносец на русских иконах изображался всадником на белом коне, побеждающим змея— дракона. Так образно представлялась победа светлого над темным в природе и человеке.
Вспомним еще об одном языческом боге — Коляде.
По воззрениям наших предков, Коляда был богом мира, земным божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нес людям из райских стран плоды, дары, счастье. В виде игры до наших дней дошел отголосок древнего обряда: водят двух Коляд — богатого и бедного; затем их закрывают пологами, и «хозяин» должен выбрать. Коляда, которого выбирает «хозяин», поет свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный — беды.
Народный календарь дает житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоническое целое.
Церковный православный календарь в своих знаменательных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, как борьбу света и тьмы, Бога и дьявола внутри человека. Исторический календарь показывает картину борьбы двух сил в обществе, в социальной сфере.