ЗИМУШКА-ЗИМА
Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода.
В народном сознании издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко — волшебного богатыря-кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются бревна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена — Трескун и Студенец. Живет он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться, кто совестлив и энергичен по присловью: «Зима лодыря морозит». Отсчет зиме в народе вели с первых заморозков и до первой капели.
Часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое, целое.
Всем известно веселое приветствие: «Сколько лет, сколько зим!». В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, что отразилось в русских пословицах и поговорках: «Много снега — много хлеба», «Зима лето строит», «По зиме ложится лето», «Снег на полях — хлеб в закромах», «Зимнее тепло — летний холод», «Холодная зима — жаркое лето». В то же время зима резко противопоставлялась лету. Она представлялась сном природы, лето — бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, «ни то ни се»: осень — засыпание, а весна — пробуждение.
Яркими словами в народе называли зимнее время. Они будто пронизаны холодом и мраком. Вот некоторые из них: ознобень, заморозь, тянуча, люто- вей, ледостав, рекостав и др.
В обрядах, играх, праздниках зимнего времени обыгрывались смерть природы и будущее ее воскрешение весной. Главная идея любого традиционного зимнего народного праздника — это обновление мира через его гибель. В данном случае — гибель солнца и рождение нового солнца.
Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса — колеса времени. Оно то возносится к зимнему Солнцевороту, прямо в небо, то падает в глубину года, на макушку лета — в день летнего Солнцеворота.
Таким образом, зимний обрядовый цикл — это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее Солнце. Канун праздника — смерть миропорядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, победить.
Но как? Чем? Только весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания воспринимались как обновление времени, как его движение.
В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил. В пантеоне языческих богов стоял идол Семаргла, олицетворявший собою зиму. Скорее всего, Семаргл восходит к древнему образу Змея — Семиглава. В русских сказках семиглавый Змей самый сильный и страшный враг всего живого. Именем Карачун называли самое злое и темное время года — день зимнего Солнцеворота. Не случайно в русском языке словом «карачун» обозначали гибель, смерть.
Но были и добрые зимние божества. Это, прежде всего, Сварог, бог-кузнец, покровитель огня, ремесел, искусств, семьи. Его сын Сварожич считался покровителем домашнего очага, семейного тепла и уюта, был небесным помощником людей в борьбе с Семарглом, с Карачуном.
Сварог представлялся воином в пурпурных одеждах, на белом коне и с копьем в руке. Совершенно не случайно он напоминает Егория Храброго (Георгия Победоносца). Имел он и другие имена, связанные с огненной, световой стихией: Радогост, Свентовит, Святовит, т.е. святой, священный борец за правое дело, за светлую половину года.
Как известно, Георгий Победоносец на русских иконах изображался всадником на белом коне, побеждающим змея— дракона. Так образно представлялась победа светлого над темным в природе и человеке.
Вспомним еще об одном языческом боге — Коляде.
По воззрениям наших предков, Коляда был богом мира, земным божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нес людям из райских стран плоды, дары, счастье. В виде игры до наших дней дошел отголосок древнего обряда: водят двух Коляд — богатого и бедного; затем их закрывают пологами, и «хозяин» должен выбрать. Коляда, которого выбирает «хозяин», поет свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный — беды.
Народный календарь дает житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоническое целое.
Церковный православный календарь в своих знаменательных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, как борьбу света и тьмы, Бога и дьявола внутри человека. Исторический календарь показывает картину борьбы двух сил в обществе, в социальной сфере.