Январь—первенец зимы
По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда явственно от одного дня к другому «разгорается» солнце.
В январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снег становится тоже будто бы синим. Не случайно народное название этого месяца — просинец. Название месяца «январь» заимствовано из латинского языка и происходит от имени двуликого римского божества — Януса, или Януария, который был богом дверей, ворот, охранителем семейного покоя и богатства.
В народном представлении первая декада этого месяца завершала Солнцеворот. Позади оставался темный Карачун. В первую неделю января гадали, «гоняли черта» (всевозможные игры и потехи на снегу), играючи собирали снег на поля, в огороды, в сады.
Все приметы января связаны с морозом. Например,
«на лучине нагар — на дворе холода», «красный огонь в печи — в окна мороз стучит», «дрова трещат, ярко горят — мороз сулят», «уголье на загнетке само разгорается — будет крепким мороз на дворе».
После введения Петром I светского календаря стали говорить: «Году начало — зиме середка».
Существовала народная примета: на Новый год тепло и снег — лето теплое и дождливое.
1 января — в христианском календаре посвящен святому мученику Вонифатию — целителю от пьянства. Согласно житию Вонифатий определил меру употребления вина. Но некогда первый день января посвящался памяти былинного героя Ильи Муромца, испившего чашу от «калик перехожих» и обретшего способность двигаться и бороться за справедливость. Этот могучий богатырь земли русской знал меру не только в вине, но и во всех воинских и крестьянских делах.
Сохранилось народное заклинание-молитва этого дня:
Земля-матушка, прими тяготы мои, изыми души болесть, дай тепла и света. Супротив тебя ноне стоит моя Вера и Совесть.
В день 1 января жили с думой о родной земле, поклонялись ей, учили молодежь: «Вражий след на родной земле — в печи стыть головне да золе», «С родной земли умри, но не сходи».
2 января отмечался как семейный домашний праздник.
По церковному календарю в этот день — день Игнатия Богоносца — сначала служили молебен, затем обносили иконы крестным ходом вокруг села, чтобы уберечь и предохранить добро от всякой напасти.
В народе считали, что на Игнатьев день появляется особая нечисть — шуликаны. Это слово происходит от древнерусского «шуй», что означает «левый», «плохой». Начиная с этого дня и на протяжении всех Святок по народному поверью шуликаны невидимыми бегают по улицам, чтобы «закрючить и сжечь» грешников. Пытаются они проникнуть и в дом. Ими пугали детей, их остерегались подвыпившие взрослые и воры. Оберегались от шуликанов крестом, слепленным из мякоти хлеба. Однако лучшим средством считалась чистота на улице и в доме.
Как выглядели в народном представлении шуликаны? Ростом с кулачок или чуть более, ноги с копытцами, голова заострена, изо рта вырывается огонь, бегают по улицам с горячими угольями на железной сковородке и с каленым крючком в руках. Чем-то они напоминают кельтских гномов. В христианском мировоззрении это — некие чертенята. Для защиты от чертенят-шуликанов хозяйка втыкала в притолоку серп, хозяин к вечеру вгонял в порог топор, тем самым заслоняя дом от зла. В народе верили, что сила острого серпа или отточенного топора передается двери и порогу и защищает вход в дом, домашнюю утварь и домочадцев.
К 6 января, т. е. к Рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями.
В навечерие Рождества Христова соблюдали пост: ели капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево (например, компот из яблок и груш). От названия обрядовой еды и происходит народное название праздника — Сочельник. Готовились к рождественскому разговенью: затирали пироги, ставили блины, затевали «прикуску», т. е. печенье, месили тесто для пышек.
С первой вечерней звездой начиналось колядование: «По Сочельникову мосту едет Коляда из Новгорода». Поскольку колядующие олицетворяли явившихся на землю предков, на стол обязательно ставилась кутья (поминальная еда). Кутьей потчевали Мороза (деда Мороза, домового, дворового, банника).
Самый старший в доме должен был выйти на крыльцо или высунуться в окно и предложить Морозу ложку сочева или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!» Под Рождество среди двора жгли навоз. Этот обряд назывался «греть родителей».
С Рождества — 7 января по Крещение — 19 января на Руси праздновались Святки. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января — святые вечера, посвященные колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям; с 15 по 19 января — страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь «каженников». Этим словом называли порченых, поврежденных людей, тех, кого летом в лесу «обошел леший». Считалось, что каженника можно образумить 16 января.
Святки издревле считались колдовским, волшебным временем. Их начало совпадало с православным праздником Рождества Христова. По воззрению наших предков, в ночь на Рождество открываются врата в вечную жизнь. В народе сохранялось глубокое убеждение, что в святочные вечера, особенно в ночь на 7-е, открываются врата в добрую семейную жизнь. Отсюда и святочные гадания о суженом-ряженом, о будущем муже и будущей семейной жизни. Женитьба и замужество на Руси считалось делом очень важным и ответственным. Вспомним поговорку: «Трижды человек дивен бывает: рождается, женится и умирает».
Святочные гадания были очень популярны в России. Чаще всего девушки гадали о своем суженом. Эти гадания были разнообразны: с зеркальцем и свечой, на воде с воском, по пеплу, по полену, по отпечатку на снегу, с гребнем, положенным на ночь нод подушку, с петухом.
Некоторые гадания были очень незатейливы, например гадание по полену. Из поленницы наугад вытаскивали полено. Если оно оказывалось суковатым, муж будет плохим, если гладким — хорошим, если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.
Или, например, гадание с петухом. На полу разбрасывали различные предметы и пускали петуха. К чему он подойдет — таким достоинством или недостатком будет обладать супруг. Например, подошел к золе — муж будет курящим, к зерну — богатым, к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком.
Но вернемся к традициям празднования Рождества.
В ночь на Рождество смотрели, сколько звезд на небе. Если много, то лето будет изобильным, будет много грибов и ягод. Утром совершали обряд «обсеивания избы». Три раза бросали из горсти овес или пшеницу со словами: «На живущих, на плодущих, третье — на здоровье».
Еда на Рождество была особой. На рождественское разговенье все должны были вкусно поесть. Готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень, заливное из поросенка. Из пшеничного теста пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и особенно петухов. Ими украшали и стол, и окна, их дарили колядующим. В святочные дни стол не должен быть пустым. На нем обязательно лежал обрядовый калач и все, чем угощали колядующих.
В народе считали, что на рождественский ужин в дом приходят души умерших предков, что требовало особого поведения за столом, «гостей с того света» ждали и верили в их невидимое присутствие за улейном рядом с живыми, в рождественскую ночь стол оставляли неубранным до утра. Любой гость в Сочельник и на Святки считался священным. Благодаря ему по ряду примет узнавали о будущем. Если он приходил, то считали, что куры будут хорошо сидеть на яйцах. На Рождество приглашали на ужин и различных зверей: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!» Возможно, в них видели воплощенных предков.
С 13 на 14 января — Васильев (щедрый) вечер. Это — канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причем с таким обилием печеного, чтобы глава семьи мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: «Детки, видите ли меня?» Девушки последний раз гадали о замужестве, жены и мужья — об урожае грядущего лета. В народе существовала легенда, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, поэтому наблюдали небо: «Васильевская ночь звездиста — лето ягодисто».
14 января — Васильев день, который считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае: Уроди, Боже, Всякого житу по закрому, На весь крещеный мир.
По обычаю в этот день на стол ставили голову поросенка, произнося такие слова:
Не чиста животинка свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь опалит, а Василий зимний освятит.
По церковному календарю — это день одного из виднейших отцов церкви —Василия Кесарийского, или Василия Великого. Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благословил и случайно подвернувшегося поросенка, поэтому в народе Василию Великому молились о плодовитости свиней.
19 января Крещение господне, или по народному календарю — Водокрещи, а накануне — 18 января отмечается Крещенский сочельник - один из ярких народных и религиозных праздников.
Крещенский сочельник — праздник снега и чистоты. По древнему обычаю на Руси вечером этого дня и на следующий день собирали снег, считая, что вода из него может исцелить многие недуги. В народе бытовало поверье: «Огненного змея можно отогнать кре- хценским снегом». Были и приметы на этот день. Например, если пойдет обильный снег, то жди богатого урожая хлеба. В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо открывается и вода, колыхаясь в небесных волнах, становится святою. Этой водой кропили дома, хозяйственные постройки.
Водокрещи завершали длительный цикл праздничных Святок.
Начинались свадебные недели, продолжавшиеся весь февраль до празднования Масленицы. Издревле существовало правило, по которому те, кто принимал участие в колядовании, играх ряженых, гаданиях, должны были очиститься крещенской водой, а если грех был серьезным, то очищались купанием в проруби. Родители крестили детей в этот день, поскольку считалось, что крещенный в Крещение будет счастливым человеком.
25 января — Татьянин день, или бабий кут, т. е. угол у печи. С XVIII в. Татьянин день — праздник московских студентов, так как в этот день в 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Об этом дне в народе говорили: «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет!»
31 января —Афанасий. Считалось, что в этот день по земле ходит Афанасий с ледяной оглоблей и бьет всякого, кто под руку попадет. Отсюда и поговорки: «Афанасий-ломонос: береги нос!», «Афанасий да Ки- рило забирают за рыло», «Афанасий-ломонос пробирает до слез».
На Афанасия знахари выгоняли из деревень ведьм, заговаривали печные трубы, чтобы ведьмы в них не влетали, рассыпали золу из семи печей. Вокруг домов обходили с огнем, очищая свое жилье от нечисти.