Декабрь — вершина года
В народном представлении декабрь был переломным временем года, своеобразной его вершиной в дни зимнего солнцестояния (Солнцеворота), разделяющим его на темную и светлую половины. Верили, что с этой «вершины» открывается человеку вид на весь годовой круг, а главное — на будущие события.
В языческую эпоху волхвы и чародеи в декабре предсказывали события, ожидающие людей летом. Магическими обрядами и всевозможными таинствами, проводившимися «всем миром», т. е. соборно, коллективно, буквально пронизан весь декабрь.
Исконно русское название этого месяца — студень, называли его также хмуренем, стужалой.
Декабрь считали полночью года, волчьим временем.
Не случайно в воображении русских людей объединялся этот месяц с образом волка. В древности думали, что чародеи-колдуны могут превращаться в волка, т. е. становиться оборотнями, волкодлаками, нанося людям вред, что именно волки-оборотни съедали солнце и луну, являлись виновниками сокращения светового дня.
В декабре остерегались справлять свадьбы, потому что оборотни, по древнему поверью, могли превратить свадебный поезд в волчью стаю. В первую декаду декабря говорили: «Волк к деревне жмется», а во вторую: «На Зачатье волки сходятся, а после Крещенья разбегаются».
Давно исчезли волхованье и чародейство, но и ныне в декабре по различным приметам предсказывают в народе летние дни.
Если вы взглянете на годовой круг народного календаря, то обратите внимание, что дни, симметрично расположенные на окружности, могут многое сказать друг о друге. Вот некоторые народные приметы: если 3 декабря пошел снег, то 3 июня будет дождь; если 6 декабря брызнет снеговая морось, то 6 июня ожидай северный ветер и мелкий дождь; если Никола зимний (19 декабря) морозный, то Никола вешний (22 мая) жаркий.
Первые дни декабря указывают на характер всей зимы.
Например, о дне первого декабря говорили: «Платон и Роман кажут зиму нам». В середине декабря, особенно 13 числа, ходили ночью к реке или озеру, рубили прорубь и «слушали» воду: тихая вода — к хорошей зиме, а если слышится шум, то быть стужам и метелям. Во второй половине месяца примечали, как выглядит солнце: если от солнца как бы «ноги» отходят — к холоду, а если «хвост» — к вьюге.
Декабрь богат народными знаменательными датами и праздниками.
Конечно, не все можно использовать в воспитательном процессе в современных условиях, здесь нужен творческий подход, учет возрастных особенностей, местных традиций, погодных условий и т. д.
1 декабря — праздник народных зимних игр и забав, праздник начала зимы под девизом: «Каков Платон и Роман — такова и зима нам!» По народному обычаю распорядитель праздника одет в медвежью шубу, стучит палицей, приглашает всех к общему веселью: «Дай Бог в честь да в радость, в лад да в сладость».
В старые времена праздники-справляли поочередно во всех деревнях округи.
В «очередную» деревню на «веселье» съезжались со всех окрестных деревень. Длился праздник несколько дней. Празднование начала зимы продолжали и в дни Прокла (3 декабря), когда «на Прокла всякую нечисть проклинают», и в Введенье (4 декабря). В Введенье (Введенские ворота) на Руси и в России начинались зимние торги, ярмарки и, конечно, зимние гулянья. На площадях ставили шатры, вели веселые торги, одаривали друг друга подарками. Каждый должен был пройти сквозь веселые Введенские ворота. Считалось, что если на Введенье мороз, то все зимние праздники будут морозными. Весельем, состязаниями, торгами приманивали тепло и хорошую зиму. Вот какую песенку распевали в этот день:
Введенье пришло,
Зиму в избу привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Малых ребят,
Красных девчат
На сани усадило,
По ледянке с горки прокатило.
В этот день отмечается и большой православный праздник — «Введение во храм пресвятой Богородицы».
Народное представление о борьбе света и тьмы, о помощи светлым силам совпало с высоким праздником православной церкви, праздником духовной чистоты и целомудрия.
5 декабря - день Прокопа.
На Руси в этот день выходили домами, а то и целыми селами расчищать дороги: «Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступает—дорогу копает». С давних времен это был трудовой праздник детей и молодежи. Уборка снега организовывалась взрослыми как веселая потеха: ребятишкам раздолье и поработать, и в сугробах поваляться.
7 декабря — день Екатерины-санницы.
Катеринин день стал одним из любимейших народных праздников с XVIII в., когда он организовывался самой императрицей Екатериной Великой.
Главное действие этого дня — катание на санях. Считалось, что все заботы и тяготы слетят с души, если промчишься с горки на санках. Иногда сани заговаривали на заветное имя, чтобы обрести друга по сердцу.
Особенно любили совершать этот обряд девушки. В Катеринин день девушки начинали гадания о своем суженом, разгар которых приходился уже на следующий месяц, на Святки.
9 декабря — Юрьев день или день Егория Холодного, посвященный святому Георгию Победоносцу — покровителю нашего отечества, которого в народе звали Егорием Храбрым.
Это один из основных праздников декабря, отмечавшийся на русской земле с языческих времен, когда славили Сварога и его сына Сварожича — борцов против семиглавого Змея. В Юрьев день служили молебен святому Георгию, призывая его к борьбе с темными силами.
В русской истории этот день отмечен пословицей: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», связанной с печальным событием в жизни народа — закреплением крестьян за помещиками, т. е. с крепостным правом.
До XVII в. за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него крестьяне могли свободно переходить от одного помещика к другому. Царь Борис Годунов в 1607 г. отменил эту свободу.
13 декабря — день Андрея Первозванного в народе отмечали по-разному.
Чаще всего это был девичий праздник, когда невесты гадали и молились о хороших женихах. Считалось, что девичья молитва в этот день легко достигает неба. Парни также молились о суженой: «Андрюшко, батюшко, покажи невесту».
В народе верили, что если девушка обойдет дом кругом, осыплет свой путь зерном и споет: «Я святый Андрию, Конопельку сию. Дай же, Боже, знати. С кем веселье грати!» -то во сне ей приснится ее жених.
В представлении русских людей Андрей Первозванный — русской церкви камень. Он был первым учеником Христа.
Будучи апостолом, как говорят летописи, дошел до Днепра и пристал к киевским холмам, поставив на самом высоком холме крест и предсказав распространение христианства на русской земле. Благодаря этому преданию он был особо любим на Руси.
14 декабря — день Наума Грамотника, который был покровителем ребят — учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум».
Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики.
Обучение на Руси начиналось осенью — в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, ему дарили подарки. Иногда согласно древнему обряду это был горшок каши, густо усыпанный монетами.
17 декабря — день памяти преподобного Иоанна Дамаскина по церковному календарю, а по народному — Варварин день. Старики в этот день любили повторять поговорку: «Трещит Варюха, береги нос и ухо». Присматривались к дымовым трубам: если дым тянется столбом — к морозу, а если виснет коромыслом — к оттепели.
19 декабря — знаменитый Никола зимний, Николин день. Мороз в этот день особенно силен: «Никола гвоздит!», «Никола зимний и лошадь на двор загонит!». В прежние времена икона Николая Чудотворца была в каждом доме. Этот православный святой пришелся по сердцу русскому человеку: «Нет за нас поборника супротив Николы Угодника».
Историки считают, что культ святого Николая сменил языческий культ обожествленного первопредка Рода. В этот день чествовали стариков, старших в роду. На Николу в складчину наваривали пива, браги и напекали пирогов.
25 декабря - празднование зимнего Солнцеворота.
По астрономическому календарю день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря (Анна — темная, или зимняя, Анна), но по народному представлению переломным днем между мраком и светом является день Спиридона-Солнцеворота, т. е. 25 декабря.
Перед этим днем внимательно наблюдали за небесными явлениями, стараясь увидеть межень Солнца. Начинали обряды славления Солнца, встречая на высоких местах, красных угодьях первые солнечные лучи:
Солнце светозарное,
Как ходишь ты по белым уступам света...
Рисовали круги и косые кресты, соединяя их в знак известный как Перуна, пекли круглые хлеба и помечали знаком солнца, помогали солнцу окрепнуть, силы для борьбы с Карачуном набраться.
Разгони, Сварог, потемь! Верни на Русь красный день!
Карачун в народном представлении — особый «шагающий день», когда восстает злой дух, сокращающий жизнь, когда он в полной силе. Кажется, что солнце одряхлело, что оно вот-вот умрет, будет проглочено Карачуном. Своими обрядами, играми, чародействами, добрым волшебством русские люди помогали Солнцу оживиться, возродиться, «повернуть на весну», к новому лету.
Одно из древнейших ритуальных действий в помощь Солнцу — обряд поедания чеснока. Однако чеснок должен был быть не простым, а таким, который расцвел в полночь на Ивана Купалу (6—7 июля), в разгар летнего праздника Солнца—Ярила. По народному поверью такой чеснок обладал особой силой, способной оградить от нечисти.
26 декабря — Лукин день. По святцам — день мученицы Лукии.
Однако в звучании этого имени слышали слово «лук», а лук был вторым после чеснока зимним лечебным овощем. В образе лука славилось возрождающееся солнце: «С Лукина дня солнце прибавило на ладонь».
29 декабря - загадывали о приближающихся Святках — святых днях.
Считалось, если воздух зябнет, инеем сеет на ветви деревьев, то Святки будут теплыми, если сильный мороз, то быть ему до Крещения. В этот день распевали магические песенки:
Новый год пришел, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять!
30 декабря — Данилов день.
Старики говорили: «Даниил декабрь поторапливает». В христианской Руси в этот день совершали «Пещное действо», т. е. театрализацию библейского рассказа о Данииле-пророке и трех отроках, вошедших в печь (пещь) огненную и вышедших из нее невредимыми. Ряженные в «халдеев», воины, одетые в красное платье, вводили отроков в «печь», а потом пели, призывая спасти их. Затем «дверцы печи» открывались и «спасенные чудом» отроки выходили. Этот образ обновления, рождения в новом огне, скорее всего, восходит к временам еще дохристианской Руси.
31 декабря. Заканчивается студеный месяц, начинается время «разгорания солнца».
Огонь в этот день должен был неизменно гореть. Современные свечи и огоньки на елках — это новый «живой» огонь наших предков. В старые времена последний день декабря завершали стихами-заклинаниями. Вот одно из них:
Новая година, Будь деловита, Из радостей сшита. Добром покрыта, Горем не разбита.
В этот день по преданию нечистая сила, выпущенная на волю Карачуном, справляет свои последние потехи. От этой нечисти нужно защищаться.
Известна примета: не оставляй пустых банок или чашек открытыми, иначе в них непременно проникнет нечистая сила. Нальешь в такую банку воды, выпьешь — и она войдет в тебя. Хоть соломинкой, да прикрой.
От нечистой силы оберегались следующим образом: стегали хворостиной и произносили заговорные слова.
Вот текст такого старинного заговора:
Схлестываю порчи да озевы, Гоню мороки. Стень-постень, и ты, всякая нежить, Пойдите под гнилую колоду, Где добрые люди не хаживают! Будьте вы, мои слова, крепки да восстры, Острей острого ножа!
Если «лукавый» забавлялся, прятал какую-либо нужную вещицу (клубок ниток, например), поиски приостанавливали и произносили: «Луконька, лу- конька, поиграй да отдай!»
И еще один русский обычай под Новый год.
Дети залезали под стол, когда все собирались для застолья, и опутывали ему ножки лыковой веревкой. При этом о столе говорили так: «В дом пришел — всех вокруг собрал». Смысл обычая — в заклинании хорошего будущего года, чтобы и дети, и взрослые не разлучались в новом году.
Сохранились и некоторые новогодние гадания.
В блюдце или неглубокую миску наливали воду, заговаривая ее такими словами:
Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть — новолетье держи, о грядущем скажи!
Миску оставляли на красном крыльце на всю новогоднюю ночь. Утром разгадывали: лед вздыбился — год будет добрым, лед застыл ровно — год будет спокойным, лед застыл волнами — будут и горе, и счастье, вымерзла вода лункой — год будет плохим.
Под Новый год особым образом заговаривали квашню, чтобы тесто поднялось на удачу и радость:
Над квашней сижу, пятерней вожу, будь, как я скажу! Родись, квашня, в гору, в Новый год, на здоровье дыши, Сыть и Быть держи!
Интересные обычаи встречи Нового года есть у народов Востока.
Например, в Китае в новогодние праздники устраивали театрализованные представления, рассказывающие об истории семьи, рода, проводились маскарадные шествия, напоминающие нашу Коляду. Непременным элементом было ритуальное изгнание нечистой силы, всего злого и темного. Как и на Руси, новогодний праздник на Востоке считался общим — детским и взрослым. Новогодняя китайская картинка — пара смеющихся близнецов (хэ-хэ) символизирует мир, довольство и согласие в семье. Огонь — также обязательный признак новогоднего праздника в Китае, где по древней традиции во дворе зажигался семейный костер.
В Японии в новогодние дни ходили ряженые, которых по традиции угощали. Детям в канун Нового года уделялось особое внимание.
Новогодний праздник у всех народов — особое священное время. В Англии и поныне существует традиция приходить в дом сразу после удара часов. Визитер должен быть темноволосым мужчиной с кусочком угля для камина и веткой зеленой омелы, означающей долголетие.
Действующими лицами Нового года в Шотландии обязательно были гномы. В масках гномов и с тонкими круглыми овсяными лепешками (символ солнца) в качестве подарка приходили, как правило, мужчины и поздравляли с Новым годом. Считалось, что такой визит приносит удачу в дом. Приход женщины означал несчастье.
В петровской России 31 декабря под ночь, когда дети уже утомились, родители на их вопросы:
— Скоро ли придет Новый год?
— Где он теперь?
отвечали:
— Близко, совсем близко...
— Вон там, за лесом уж... Вот как уснете, он и придет.
и
— Скоро уже спать?
На этот вопрос отвечали фразой, сегодня совсем непонятной: «А вот поедим свиные ножки — и спать».
Дело в том, что в Васильев вечер, т. е. накануне Нового года по старому стилю, за ужином издревле ели вареные свиные или овечьи ножки. Из длинных косточек ребята делали «жужалки». Из какого времени пришел этот обряд — неизвестно, но смысл его понятен: новогодний вечер должен быть особенным, запоминающимся своей таинственностью как для взрослых, так и для детей.