Понедельник, Декабрь 11, 2017

 

Сценарий для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Оформление вала

На центральной стене краси­выми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за стеклами которого - осенний пейзаж. Возле окна - стол, накрытый вышитой скатертью, сервированный деревянной расписной посудой, само­вар, пряники и баранки. Возле стола с обеих сторон - скамьи. На них - вышивки, вязания, клубки с шер­стью, у самой стены - прялка. По обеим сгпоронам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле.

Дети свободно входят в зал и садятся на стулья, поставленные, как в кон­цертном зале, с проходом между левой и правой поло­виной.

Ведущая (музыкальный руководитель, в русском сарафане, с кокошником на голове или в русском цветастом платке): Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаю вас... Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц - грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит». Много интересного о наших осенних праздниках узнаете вы сегодня на наших русских осенних посиделках... Что это? Никак еще гости...

Под русскую народную мелодию «Коробейники» (аудиозапись) в зал входят два скомороха. В руках у них корзинки, коробки, мешки. Ходят они по залу и говорят призывно, нараспев.

1-й  скоморох:  Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

2-й  скоморох:   Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И Веселых прибауток!

1-й  скоморох:   Сел сверчок на шесток,

Таракан в уголок,

Сели, посидели,

Песенки запели!

2-й  скоморох:  Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали-калачи и попрыгали с печи!

Да давай подпевать,

Да давай танцевать!

В зал под музыку «Русская лирическая» (аудиозапись) входят восемь русских девушек-красавиц. Не вхо­дят- вплывают, заводя хоровод, и танцуют, выполняя следующий танцевальный рисунок на хороводном шаге:

-   движение по кругу, положив правую руку себе па левое плечо, а левую - на плечо впереди стоящей девочки;

-   поднимают сомкнутые руки над головой и пере­носят их вовне, двигаясь по кругу, спиной в центр;

-   меняют руки, поворачиваясь лицом в центр круга, продолжая идти в том же направлении по кругу;

-   сужают круг, двигаясь в центр, и расширяют его, отходя назад;

-   образуют два круга, двигаясь в них противоходом;

-  выполняют движение «солнышко» - девочки из внешнего круга проходят в центр через «воротца», об­разованные сомкнутыми руками девочек из внутрен­него круга.

Движения могут быть повторены несколько раз, можно использовать их в любых комбинациях, глав­ное - все должно быть ритмично и лирично.

В конце танца девочки выполняют низкий рус­ский земной поклон, стоя полукругом перед зритель­ным залом.

Ведущая (держа в руках хлеб-соль):Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом да солью (низкий поклон, девицы принимают хлеб-соль.)

1-я девица: Не красна изба углами, а горячими пирогами.  Л

2-я   девица: Баранками да сушками.

3-я   девйца: Да самоварами блестящими.

Ведущая:     Ой вы, девицы-красавицы!

Душеньки-подруженьки,

Проходите, гости милые,

В нашу горницу, во светлицу...

(Девицы проходят к столу, садятся на скамьи и сра­зу начинают свое рукоделие: кто шьет, кто вяжет, кто вышивает, кто пряжу мотает.)

Ведущая: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник - Кузьминки. Праздник этот ремесла да домашнего очага,

Праздник не безделья.
Праздник рукоделья.

А как шили-вышивали,
Так и песню напевали,
Пели, правда, от души,
Но и песни хороши...

(Девицы поют песню «Лучинушка» под аккомпанемент гитары.)

Ведущая: Есть такая народная примета - если девочка родилась на Матренин день (22 ноября), то становится она искусницей: может старое платье починкой в новое превратить, а иголочка в ее руках с белой ниточкой не расстается, совсем так, как в хороводе «Ниточка с иголочкой».

(Русские танцевальные вариации под русскую народную мелодию исполняют дети старших групп, роль Иголочки играет Ведущая.)

1-й скоморох:   Эй, девчоночки-подружки, веселушки, хохотушки,

Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,

Веселее попляшите, всех гостей повеселите!

(Исполняются плясовые импровизации на музыку Е. Кузнецова «Русские узоры» (в записи). Садятся на стульчики.)

2-й скоморох:   Будем кругом ходить, дружну пляску заводить,

Развеселая гульня всех зовет за ворота!

Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей,

Это верно совершенно, что картошка без костей!

(Девочки берут, в руки шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещотки, катушки, стиральную доску и встают в круг. Песня "У нас нонче суббота") Исполняется с танцевальными вариациями.

1-й   скоморох: Это только присказка,

а сказка будет впереди,

Приготовься и гляди!

2-й  скоморох:  Вдоль улицы во конец

Шел удалый молодец,

Не товар продавать,

Себя людям показать!

1-й   скоморох: У нашего Якова - товару всякого:

                            Нитки, катушки, Селедочные кадушки.

                            Красивые платочки, Мелкие гвоздочки!

2-й  скоморох:  Посуда наша для щей и каши,

Не бьется, не ломается,

Порче никакой не подвергается!

1-й   скоморох: Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

2-й  скоморох:   Пряники печатные! Конфеты сахарные!

                             Как куснешь - так уснешь,

                             Как вскочишь - так ещё захочешь!

1-й  скоморох:   У нас без обману,

Товар без изъяну!

2-й  скоморох: Шелк, атлас, канифас,

Весь девичий припас!

(Дети выбирают себе шумовые музыкальные инст­рументы, платочки, ленточки, выходят в центр и на­чинают петь песню А. Филиппенко *Вот какие чуде­са». После пения импровизируют: играют на инстру­ментах, девочки танцуют с платочками и лентами.)

2-й скоморох: Что за славный денек! Собирайся, куманек,

                          Будем шутки шутить, Да гостей веселить.

1-й скоморох: Погоди, честной народ,

                          Отдохни немножко,

                           Василиса к нам идет, Поразвлечь немножко...

(Входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках.)

Василиса: Я весною на завалинке посиживаю, а зимою в горнице полеживаю. Сижу, на народ смотрю, все всегда запоминаю и в корзинку собираю. Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей - погляжу!

(Садится на скамейку, достает из корзиночки карточки, читает.

В избе - изба, на избе - труба, 

Зашумело в избе, загудело в трубе, 

Видит пламя народ, А тушить не спешит

                                                             (Печь)

Стоит бычок, подбочеаивши бочок, 

Шипит и кипит, Всем чай пить велит.

                                                     (Самовар)

В брюхе - баня, в носу - решето, 

На голове- пупок, Одна рука и та на спине.

                                                         (Чайник) 

Всегда во рту, а не проглотишь.

                                                            (Язык)

Василиса: Девицы-красавицы, много ль вы знае­те пословиц и поговорок? Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу - подарю.

Девицы: «Долог день до вечера, коли делать нече­го»; «Труд человека кормит, а лень пор­тит»; «Умелые руки не знают скуки»; «Зем­лю красит солнце, а человека - труд».

Василиса: Молодцы девицы-рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли, кто когда в ноябре именинник?

Девицы: «Коль на Якова (5 ноября) мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет» ; «Если на Дмитрия (8 ноября) оттеплеет, то всей матушке-зиме быть с теплинами»; «С Ераста (23 ноября) жди ледяного наста».

Василиса: Спасибо вам, девицы-красавицы! Поте­шили вы нас, да и корзиночку мою попол­нили. А за это подарю я вам вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я их подарила вам в ноябре - подумайте- погадайте!

(Девицы начинают шептаться, спорить.)

Ведущая: Василиса, я знаю, почему ты подарила нам сегодня молоточек да наковаленку. На Кузьминки отмечался день кузнецов Кузьмы и Демьяна. В старину кузнецов еще по- другому называли. Может, кто из детей знает, как ласково называли кузнеца рань­ше?

(Дети исполняют песню «Ковалечек».)

Ведущая:     Раздайся, народ!

Меня пляска берет!

Пойду, попляшу,

Всех на пляску приглашу!

(Девицы берут в руки шумовые музыкальные инст­рументы и образуют малый круг, дети встают в круг большой. Взрослые поют русскую народную песню«Во кузнице». Все импровизируют на припев, танцуя в цен­тре зала. По окончании пляски девицы вносят в зал большие сладкие пироги по количеству присутствую­щих на празднике детей. Девицы несут пироги в сто­ловую, провожая туда детей. Заканчивается представ­ление чаепитием.)

 

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС