Среда, апреля 24, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

1.   Приносят в комнату петуха. А перед тем ставят на пол: зеркало, воду, хлеб и кольцо. Если петух клюнет коль­цо — выйти замуж, если будет пить воду — муж будет пьяница, посмотрит в зеркало — щеголь муж будет, а хлеб клюнет — крепким хозяином будет.


2.   Раскладывают на полу: кольцо, как знак замужества, хлеб, как знак зажиточности, уголь, как знак бедности, и мел, как знак могилы, а в середину пускают с нашеста ку­рицу или петуха, и что первое попадется ей под клюв, по тому и судят о своей будущности.


3.     Приносят кур из курятника, насыпавши прежде крупы или зерен, и поставят воды. Если курица станет прежде клевать крупу, то гадающей жить будет благопо­лучно; а если бросится к воде, то муж ее будет жестокий Пьяница и буян, и жить они будут очень бедно.


Приносят курицу в избу; ставят пред ней воду и сыплют зерна овса или пшеницы. Если курица начнет пить воду, то муж будет пьяница, если станет есть зерна и торо­питься — будет непременно обжора, если же будет есть умеренно — хороший муж.


4.   На полу углем круг очерчивают; ячменю кучку на­сыпают, кладут туда кольца; чье кольцо петух или курица выбросит, та выйдет в том году замуж.


5.   Гаданье с петухом. Гадают девушки. Приносят в из­бу петуха, на полу в избе рассыпают зерна овса, очерчивают зерна углем чертой кругом, кладут в разброску среди зерен кольца гадающих и становятся вкруг петуха со словами:

Петушок, петушок!

Скажи, не утай —

Выйду ли я нонешней год замуж(3 раза).

Петух клюет зерна, иногда он схватит и кольцо. Если петух чье-либо кольцо клюнет и выбросит его за черту, та девушка в этот год выйдет замуж.


6.   Петуха сажают под решето. Около него на каждую девку кладут кучку: печину (часть глины от печки), кольца и хлебец. Решето закруживают, потом снимают. Если в кучке клюнет кольцо — за щеголя выйдет, если хлеб — за богатого, если печину — за бедного.


7.   Крадут овес у священника (когда собирает он хлеб по деревне), чертят круг на Полу углем, кладут овес и кольцо, приносят петуха; и если петух кольцо выбросит, выдадут замуж.


8.  Насыпают на сковороду овса, кладут в него кольцо и пускают к овсу курицу. В которую сторону курица выбро­сит кольцо, в ту сторону и выдадут владелицу кольца за­муж. Если же кольцо остается невыброшенным, значит, не бывать ей сей год замужем.


9.      Кормят курицу счетным зерном. Кучка зерен пред­варительно пересчитывается. После того как курица по­клюет, вновь зерна считают: если окажется, что остаток «парный», т.е. делится на двое, девушка в том году «па­рой» будет — выйдет замуж.


10.  Петуха и курицу садят под квашню, невестящаяся девушка малое время сидит на квашне, потом как снимут — коли сваты приедут, так они в сутки (место у печи) пойдут, заразговаривают между собой будто сватья, а если нет, так в куть пойдут, либо драться зачнут.


11.   Зажимают глаза, идут к наседалу и выбирают ку­рицу; если выберут белую курицу, жених будет блондин, если черную — черный, рябую — рябой и т.д.


12.  Выводят из конюшен лошадей не иначе как через оглоблю, или через какую-нибудь жердь. Если лошадь за­цепит за оглоблю или жердь ногами, то для девушки муж сердитый и несчастная жизнь. Когда же лошадь удобно перешагнет, не зацепив жердь или оглоблю, то для девуш­ки предстоит житье со смирным, ласковым мужем.


13.    Кормят мохом лошадь. Если лошадь станет мох есть, так выйдет та девушка, на которую гадают, замуж, наоборот — если не будет есть — останется гадающая в том году в девках.


14.  Пока жених сидит за чаем, когда приедет свататься (лошадь женихова в это время ставится обязательно на «по­вить» — сарай, устроенный сверх стойла скота, куда име­ется въезд), в это время любопытные обходят вокруг лоша­ди три раза и кормят лошадь мохом. Если таковая будет мох есть, то сосватается; а если не будет, то не сосватается.


15.   Гаданье, известное и в Костромской губернии (в Нерехтском уезде), состоит в том, что гадающий, обыкно­венно девушка, выводит в полночь из стойла (или, как здесь говорят, со двора) лошадь без узды за гриву (у кре­стьян лошади стоят на дворе без узд и недоуздок), садится на нее верхом (по-мужски) и переезжает шагом через ог­лобли саней или телеги (посреди их длины), опущенные передними концами на землю. Если лошадь перешагнет через оглобли, не задев их ногой, тогда задуманное сбудет­ся, если же заденет, то нет.

В других местах придается зна­чение не задеванью, а ноге, которою конь переступит через оглоблю первою. Если ею окажется правая, — быть Удаче, левая к неисполнению.


17.    В избе на лавке кладут рюмку (или стакан), сто­лешник и повойник и прикрывают их кашниками (небольшими глиняными горшками) в отсутствии гадаю­щего лица. Гадающий пятится к ним задом и открывает один из горшков. Если откроется рюмка (или стакан), зна­чит, жених (или невеста) будет пьяница; если откроется столешник — к смерти; если повойник откроешь — зна­чит, замуж пойдешь (или женишься).


18.   Берутся два стакана; под один кладут косоплетку (т.е. ленту из косы), а под другой повойник и кольцо. Если кто возьмет косоплетку — дома сидеть, а кто откроет коль­цо с повойником — замуж выйдет (или женится).

Пред выбором парню или девушке завязывают глаза.


19.  Ставят на стол две крынки. Под одну из них кладут повойник, так чтобы девушка не знала под которую. Если девушка возьмется за другую, ту, под которой лежит збор- ник, то выйдет замуж.


20.  Пекут булки. В одну из них кладут крест и, смешав их, раскладывают: одну на порог, одну на лавку, одну на полку у образов. Если крест окажется на пороге, так то ли­цо, о котором гадают, скоро вернется, у образов — совсем, не вернется.


21.    По крестам: в среду 4-й недели поста пекутся из теста кресты по числу членов семейства. В одном скрыто кладется копейка, две, три медью или 5, 10, 15 копеек се­ребром. Кому достанется, счастье будет.


22.   В среду Крестопоклонной недели пекут «кресты», запекая в них кольца, крест и деньги. Нашедший кольцо при еде женится или выйдет замуж, крест — умрет или тяжело жить будет, а деньги — к богатству.


23.  В перелом Великого поста (в среду, а иные в четверг на крестной неделе) запекают в кресты из теста горошину, бумажку, щепку и деньгу. Потом кресты испеченные раздают всем семейным. Кому достанется горошинка — плакать бу­дет, бумажка — учиться будет (надо тому идти в город сча­стья искать), щепка — умрет (гроб), деньги — к богатству.


24.   В Великий четверг режут хлеб кусочками (неболь­шими «побольше немного ногтя»), и каждый кусочек за­мечается на члена семьи (зарубкой или вырезкой) и кла­дется за окошко на волю (на подоконник); чей кусок пропадет, тот человек , из семьи убудет (возможно, умрет). Кусочков режется столько, сколько человек в семье. Неко­торые сообщали несколько иначе: когда садятся ужинать, то берут ломти хлеба и первый «кус» (т. е. что откусишь) кладут за окно, причем каждый «кус» посыпается жженой солью. (Только одна крестьянка сообщила, что на кусочки гадают в Благовещенье, но все остальные определенно го­ворили, что гадают в Великий четверг.)


25.  Одно лицо после ужина, незаметно для всех, берет для каждого члена семьи по кусочку хлеба, выносит в сени на полку, замечая, который кусок которого члена семьи. Утром, вставши раньше всех, смотрит — если куски все це­лы, убыли не будет; если же чьего куска нет, тот в новом году обязательно помрет.


26.  Около полночи идут в гумно к стогу ржаной соло­мы, обскакивают три раза на левой ноге против солнца во­круг стога, приговаривая: «Чертово место — черт с тобой», и вытаскивают из стога три соломинки, каждую со слова­ми: «Скажи не солги, скажи не утаи, за кого я, девушка, выйду замуж: за богатова, али среднева, али беднова?»

Если выдернешь соломинку с колоском, а в колоске окажется зерно — то выйдешь замуж за богатого, если со­ломинка будет только с колосом, а зерна в колосе не бу­дет .— выйдешь за среднего, если соломинка окажется без колоса — выйдешь за бедного.

Наш во все три раза выдернешь разные соломинки — последняя самая верная. Перед уходом домой развораживаются.


27.  Пятятся задом к омету, выдергивают одну соломин­ку: если вытащится соломина с колосом — муж (или жена) будет хлебный, богатый; если без колоса — муж бедный.


28.   Не смотря, берут колос обмолоченный. Если в ко­лосе есть несколько зерен, то значит — будет жить богато; если без зерен, то — бедно.


29.  Когда рожь цветет, срывают в цвету колос, продер­гивают меж пальцами (сбивают цвет) — и что надо, заду­мывают. Если вновь расцветет — к хорошему, если нет — к худу.


30.   Девушки идут ночью к поленнице дров; берут по полену и несут в избу, и если полено окажется гладкое, то и жених будет гладкий, а если суковатое, то и жених будет корявый.


31.  Подходят к поленнице и из середины вытаскивают одно полено; если полено гладкое, без сучков — муж кра­сивый, если с сучками — корявый. (Это же гаданье объяс­няют и иначе: если полено гладкое, ровное — муж добрый, покладистый (или жена); если сучковатое — муж вспыль­чивый, злой- Есть и еще объяснение: сколько на вытащен­ном полене сучков, столько и детей будет.)


32.   Подходят к поленнице задом и берут полено без выбора. На Введенье — по поленья, на Знаменье — по ка­менья. Какое полено возьмешь, такой будет и жених. Ка­мень на Знаменье нужно взять из проруби или из бани с каменки, какой попадется, и смотреть по форме и окраске, такой будет и суженый.


34.    Подходят к проруби и достают камень со дна и смотрят на него: если камень беленький и гладкий — муж будет чистый, красивый, если камень шершавый — муж корявый; если камень синий, темный — муж будет с ли­цом «буроватым» и т.д. (у молодцов — тоже про невесту).


35.  На камнях гадают: набирают камешков, кидают их в воду и потому, какой стороной кверху лягут (гладкой, горбатой и в каком порядке) судят, что будет с человеком.


36.  Написать несколько разных имен на отдельных за­писках (должны быть свернуты) и положить во время службы в киот местной церковной иконы; сделать три земных поклона и, подходя с молитвою «Господи наставь», вынуть один билетик, который укажет имя будущего же­ниха или невесты.


37.  Ложки кладут в большое блюдо с водой. Воду по­том разбалтывают кругом. Чья ложка откатится, та замуж выйдет.


38.  В кадку наполненную водой девушки опускают за­меченные ложки, болтают воду мутовкой и чья ложка от­стает от края кадки, ту девушку непременно выдадут в этом году.


39.   В кадку бросают ложки и мешают мутовкой. Как ложки сойдутся, то быть свадьбе.


40.  В кадку с водой спускают три ложки и задумывают одного парня и двух девок. А затем сучат воду мутовкой. Если ложка за ложкой бегает, то значит — парень любит девку.


41.  Бросают башмаки через ворота, загадавши, в кото­рой стороне быть замужем, и куда носком ляжет башмак, то в той стороне и быть ей замужем.


42.   На «кресте» сбрасывают с ноги сапог; куда носом сапог глядит, с той стороны жених будет или невеста у мо­лодца.


43.Снимается с ноги валеный сапог и кидают его через избу (через конек). Куда валенок голенищем упадет, в ту сторону замуж выйдешь (или с той стороны невеста будет).


44.  Через ворота топор кидают — в которую сторону носом ляжет, туда и выдадут.


45.  Бросают топор на перекрестке. Смотрят: воткнется или черенком упадет, или тыльем. Поэтому и судят — сбудется что или нет.


46.  Серпы бросают, который отлетит — замуж, в сол­датство, к смерти.


47.  Вопрос о долгой или короткой жизни решает серп, бросаемый по окончании жатвы в землю, если воткнется — скорая смерть.


48.    Свернутую юбку девушки бросают через голову. Куда юбка упадет борами, в той стороне и жених.


49.   Девицы или парни берут солонку, нагребают из снега четыре кучи и в одну из них кладут эту солонку, по­том по очереди чекают ногой эти кучки, и кто вычекнет солонку — выйдет замуж или женится.


50.    Квашню за ворота выносят. Девушке завязывают глаза. Должна в квашню головой попасть.


51.   Девушка с завязанными глазами должна отыскать на дороге квашню, а потом бросить ее в сторону. Если квашня покатится к воротам — выйдет в том году замуж.


52.   На дворе (на одворице) ставят квашонку. Завязы­вают девушке глаза и повертывают ее к квашонке задом. Вот и должна она дойти до квашонки, пятясь, да сести. Ся­дет — замуж, значит, выйдет, а мимо пройдет — не выйдет; так бывало в Костроме гадали.


53.    Хоронят квашню в снег; гадающему завязывают глаза, и он ищет ее. Если гадающий найдет, то женится (или замуж выйдет, если гадает девица); не найдет — дома сидит.


54.  Снег полоть. Кладут кольцо в снег. Загадывают, что кому нужно узнать. Одна берет решето и, закрывши глаза, черпает снег решетом в том месте, где положены кольца и просевает. Если чье кольцо попадет в решето, загаданное, значит, исполнится.


55.   Выходят на дорогу, бросаются на снег и катятся от дороги к вереям (или воротам двора). Если прикатится к вереям лицом — дома жить; если лицом к дороге (т.е. к ве­реям затылком) — то замуж выйдет (или женится, если га­дает молодец).


56.  Подкатывается под ворота девица. Если подкатится лицом к воротам, быть за женихом.


57.    Гадают, подкатываясь к воротам. Если подкаты­вающаяся окажется лицом к воротам, то желание испол­нится, если спиной — то нет.


58.  Девушка ложится на пол у передней лавки и катит­ся до дверей. И если прикатится лицом к дверям, то ее вы­дадут замуж, а если спиной, то не выдадут.


59.  Бывало так ворожились: подойдем к верее и вертим пяткой по снегу, а потом из-под пятки горсть снежку в из­бу внесем и смотрим, как растает снег, какие волоски в ру­ке окажутся: коли черные — муж черноволосый будет, коли белые — белокурый, красные — рыжий.


60.    Девки берут на дороге снегу, тают, если вытают длинные конские волосья, то лен будет высок, и наоборот.


61.   Ходят задом до проруби, берут ртом воду из нее и несут домой тоже задом.


Если донесет, не проглотит, то значит — выйдет за­муж, а если не донесет, то не выйдет.


62.  Ходят к реке за водой, достают прямо ртом и несут эту воду, не выпуская изо рта в избу и обливают печной столб. При этом говорят слова заклинания, кто как сумеет. В деревне, где так проделывается, уже обязательно должны быть сваты. Это называется «заворожить женихов».


63.   Подходят к колодцу, зачерпывают воды, забирают ее в рот и задом пятятся к избе или в беседу, где и выпры­скивают ее изо рта на заслон в печи; если вода останется на заслоне или на шестке — дома сидеть; если на пол попа­дет — замуж выйдешь (или женишься). Некоторые пере­давали гадание это и так, что к колодцу тоже нужно задом идти. Когда идет обратно с водой во рту, обязательно нуж­но не смеяться, как бы ни смешили. Некоторые сообщили, что воду в рот можно брать с проруби.


64.   Берут ртом из проруби воды, несут в нем ее в бесе­ду; выливает каждая на сковороду, скручивает клочок льняной кудели, кладет на воду и зажигает. Если вода за­колышется, закипит, то означает злую свекровь, если при гореньи клока вода оставалась спокойной, то и свекровь будет мирная.


65.  Наливают в миску воды, а кругом миски кладут би­летики с именами, пускают по воде скорлупу от грецкого ореха и в нее ставят огарок свечки. Затем идут на реку, на­бирают в рот воды и, возвратившись в избу, выливают воду в чашку. После этого забираются на полати, ставят перед собой воду и зеркало... Идти за водой на реку и обратно надо задом.


66.   Берут лучину ночью и пятятся с лучиной (с неза- жженой) до самой проруби, мочат ее в реке, а дома ее мок­рую зажигают; и если загорится, то девица выйдет замуж, а больной выздоровеет.


67.  Зажженную лучину быстро погружают в воду; если она быстро же погаснет — бедно жить; если же огонь пе­рейдет выше — жить богато.


68.   Гаданья со спичкой. Гадают парни и девушки на беседе. Зажигают обыкновенную спичку и быстро втыкают ее горящим концом в носок валеного сапога, пламя под­нимается вверх и охватывает всю спичку. Иногда еще во время горенья спичка или уголек от нее после горенья на­клоняются в какую либо сторону; куда наклонится спичка или уголек, туда и выйдешь замуж.

69.   Зажигают спичку или лучину с одного конца, дру­гой втыкают в щель стола и смотрят, куда она, сгоревши, упадет — с той стороны и жених будет.

70.  Жгут бумагу, паклю над тарелкой или сковородой, а то над заслонкой потом рассматривают контур тени, ко­торый выйдет от остова бумаги.

71.   Берут бумаги, кудели или смолья, сжигают и судя по тени пепла, очерченной довольно прихотливо и при­чудливо на стенке выбеленной печи, узнают о своей судьбе.

72.    Мнут бумагу, кладут ее на блюдечко, или на же­лезный лист, или на сковороду и жгут. Когда бумага про­горит, подносят ее к стене и смотрят на тень. Если выйдет на стене карета — замуж выйдешь (или женишься), если стог — дома сидеть; если гроб или могила — к смерти.

73.  Скомкав в руке бумагу, кладут ее на левую сторону сковороды, после чего жгут, по контурам тени остатка су­дят о грядущем.

74.    Жгут солому, свернувши ее пучком, и на тени смотрят, на какой предмет похоже вышло и по этому судят о будущем.

75.    На масленице на шесты снопы втыкают и с за­жженными бегут от перекрестка, на котором горит масле­ница. У кого дольше прогорит сноп, тот дольше жить будет; то же делают с венками.

76.  Жгут куделю; если обгорелые частицы ее полетят вверх, то ту девушку выдадут замуж; если вся останется на месте, то не выдадут.

77.  Гадание с охлопком от кужля кудели. Гадают пре­имущественно девушки на беседе. Кладут охлопок (так на­зывается небольшой остаток от кужля льна или кудели) кужля (так называется приготовленный для пряжи лен или куделя, столоченный, привязанный к пряхе) на пол или стол или лавку, задумывают какое либо желание и поджи­гают охлопок. Если охлопок при горенье поднимется квер­ху, то желание исполнится.

78.  Через брус жгут косоплетку, которая вплетена в ко­су. Куда дым повалит, в ту сторону и замуж выйдет.

79.    Распространено гаданье при помощи топленого воска, который капают в блюдо с водой и гадают, судя по фигурам, получающимся из воска.

80.   Льют олово, свинец или воск в воду, загадывая о суженом или о другом чем-либо.

Судьбу узнают по тому изображению, какое выльется: если выльется гроб, то значит умереть, если венец, то вый­ти замуж (или топят воск и олово и льют в снег, потом смотрят, что выходит на тени).

81.  Белыш от яйца в воду пущают: церьква выйдет — замуж, чаща — нет.

82.      Гадают так: в стакан воды выпускают яйцо (желток), получается фигура, напоминающая церковь с главами. По количеству глав судят о том, в какую волость выдадут девушку, так как известно, в какой волости в церкви сколько глав.

83.     Образок старинный от Соловецких в воду пускают на того, кто хворает — если светлой (после воды будет) — тому жить, тусклый — умереть.

84.      В Троицын день девицы бросают в реку сплетен­ные накануне венки из прутьев березы. Если венок пото­нет — умрешь, поплывет — замуж выйдешь, на месте останется — не выйдешь замуж.

В Семик девки за реку с яичницей ходят (в Под- горновской волости, Ветлужского уезда), завивают вьюнки (на стоячей березке прутья вьют вьюночком и связывают ленточками) и поют:

Вью, вью колечко на барашка, Другое колечко на матушку, Третье колечко сама на себя. Четвертое колечко на своего старика (жениха).

А в Троицу ездят смотреть, который поблек, если ба- рашкин или матушкин — то помрут, если на себя завянет — замуж выйдет.

85.     В Семик перед Троицей завивают венки, на каждо­го члена семьи по венку и кидают их в рожь. А в день Троицы венки вытаскивают изо ржи и кидают в речку. Ес­ли чей венок утонет, — тот член семьи умрет.

86.     В Семик, т.е. в четверг перед Троицыным днем де­вицы завивают березку, плетут венки, которые одевают на нее и варят общую кашу, причем после каши кидают через березку ложки, и куда та упадет черенком, оттуда и суже­ный. Примета еще: кто сядет под тень завитой березки, тот обязательно выйдет замуж.

87.     В Семик бросают в воду венки; успех гаданья зави­сит от того, тонет венок или нет. А если венок завянет еще на дереве (их завивают за несколько дней прямо на дереве, чаще на березе, а в Семик срезают и носят на реку), то это плохое предзнаменование — несчастье и даже смерть.

88.      Перед Троицыным днем молодежь ходит вьюнки завивать — на березе завивают ленточкой. Пред завивань- ем вьюнков собирают яйца, масло и угощаются. Затем в Духов день вьюнки развивают и бросают на воду. У кого утонет вьюнок, тому предвещают смерть, у кого поверху плавает, тот будет жить.

89.     у сильно больного пальцем, обмакнутым в меду, проводят на лбу крест. Если почернеет — то умрет, а если нет — будет жив.

90.      «Способ гадать об отсутствующих. Взяв пять поя­сов, в средине завязывают их узлом; потом на обеих сторо­нах оставив по одному концу незавязанными, прочие

четыре завязывают по два вместе, потом, развязав завязан­ный в средине узел, раскидывают все пояса по полу. Если окажется, что все пять поясов составляют род веревки, то примечают, отсутствующий находится в дороге; а если из сих пяти поясов один выпадает завязанным в петлю, то по­читают, что он еще в дорогу не отправился».

91.     В рождественский сочельник первым огарком (т. е. огарком, которым первый раз засвечен был в этот день в избе огонь) обчерчивают в избе круг такой величины, только чтобы поместилась курица. Когда обчерчивают, то говорят: «Бес в кругу, Бог по-за-кругу!» В этот круг кладут курице кольца и хлеба. Чьи кольца выкидает курица из круга, те, значит, выйдут замуж.

92.         В последнее время стали гадать посредством «билетиков» с написанной самими гадающими на них судьбой, которые кладут в шапку и по очереди вынимают.

93.       Накануне Рождества на клочках бумаги пишут имена, кладут их к образам (в ящик киоты), а затем на утро по вынутому судят об имени суженого(ой).

94.      На святках девицы, а также и парни собираются в какой-нибудь избе и начинают гадать — приносят курицу (обязательно черную), насыпают на пол овса или ячменя, потом снимают с рук кольца и зарывают их в этот овес, от­пускают курицу и смотрят, как она клюет. И если курица выкинет чье-нибудь кольцо, то значит — эту девицу или парня скоро выдадут или женят.

95.      В Костромской губернии о святках холостые пар­ни и девицы ходят в курячьи хлева, и, зажмурив глаза, снимают курицу с насести (наседала), — какого цвета ку­рица, такого будет, по примете, суженый.

96.      На святках на усталую лошадь с завязанными гла­зами садятся без узды. Куда она пойдет, туда и выйти за­муж или оттуда взять.

97.       На святках девки берут из омета горстью пучок соломы и в избе, где беседки, бросают каждая свой пучок в потолок вверх сечкой: у которой соломинка воткнется в Щель али паз — та выйдет замуж: если колос плохо вымо­лочен — за богатого, если хорошо — за бедного.

98.      «В целок во снег во святки сколь семья велика на каждова ставят поленце — к ноце — если утром которое упадет, тот человек году не переживет».

99.     Ходят на святках под Новый год на прорубь с завя­занными глазами макать лучину в воду. Нужно перешаг­нуть через прорубь, обмакнуть лучину, принести домой и зажечь ее. Если она будет гореть ярко, так за богатым быть, а если тускло — за бедным или жизнь будет скучная.

100.На святках: девушке завяжут глаза платком, а ква- шонку катают по улице, как изловит, замуж выйдет.

101.  В святки катаются к воротам, если лицом к воро­там подкатится, так мирно с мужем жить будет, если спи­ной — так несовестно жить будут.

102.В святки ворожба: навертывают на лучину кудель­ки, втыкают лучинку в щель в полу, поджигают у полу, и куда лучинка упадет, в той стороне жених.

103.На Новый год и сочельник выводят кобылу, обер­тывают ее три раза и садятся на нее верхом задом наперед и завораживаются: «Куды кобыла пойдет, там и мой суже­ный живет». Потом кобылу понукают, и куда пойдет, там, думают, и суженый.

104.    (Под Новый год). Кладут девушки каждая по кольцу в зачерченный круг с овсом, засыпают кольцо ов­сом, приносят курицу, которая клюет овес, и чье первое кольцо она выбросит из круга, та, значит, замуж в этот год выйдет. Случается и так, что овес бывает склеван весь, а кольца остаются — поэтому никому из гадающих в этом году замуж не выйти.

105.Накануне Нового года кладут в нежилой избе ку­сочки хлеба по числу домочадцев; чей кусок пропадет, тот в новом году умрет.

106.   Если желают девицы знать, что случится в сле­дующем году, то взявши три вещи — зборник, т. е. голов­ной женский убор, часть хлеба и штучку дерева, закрывают их горшком с разными приговорами. Та деви­ца, которая желает узнать свою участь в настоящем году, закрыв себе глаза, подходит к горшку и берет себе попав­шуюся вещь. Зборник значит — замужество, часть хлеба —

сиденье в девках, а штука дерева — гроб. Так делается у поселян Костромской губернии.

107.   Девушки ночью на Новый год отправляются к омету, из которого вытаскивают, не глядя, вставши к омету спиной, соломинку. Если окажется соломинка с колоском, и особенно если в нем зерно найдется — к богатству, без колоска — в бедности жить.

108.Гадают на Варварин день; срывают ветку малины, сажают ее в голбец, закрывают тряпочкой и до нового года на нее не смотрят. В Новый год посмотрят: если ветка ожи­ла, то будет перемена в жизни, если же все такая — пере­мены не будет.

109.На Новый год гадать и когда хочешь. Загадать и в стакан положить шесть ложек воды, и поставить на ночь: по утру смотрит — если прибавится воды, то хорошо, сбу­дется, а убавится — не сбудется.

110.  Берут дров по числу членов (семьи), ставят около стены, замечая — чье полено. Если утром видят, что кото­рое-нибудь полено упало, то заключают, что тот обяза­тельно умрет.

111.На Новый год в ночь на волоковое (т. е. задвижное, а не раскрывное) окошко снаружи избы кладут на каждого из семьи по кусочку хлеба и замечают, на кого какой. Если какой пропадет на утро, не пережить тому году.

112.Некоторые гадают накануне Нового года — все ли проживут наступающий год? Для этого берут столько ку­сочков хлеба, сколько в семье человек, причем замечают, кому какой кусок положен; потом эти кусочки уносят в се­ни, ставят, не благословясь, на полку, а затем утром смот­рят: которого кусочка нет, значит — тот и не переживет года.

113.Гаданье на Новый год. Могут гадать все. Вечером в сенях на полке или подоконнике кладут столько кусочков хлеба, сколько человек в семье, причем каждый кусок на­значают определенному лицу. Утром в новый год кусочки осматривают. Чьего кусочка не окажется, тот умрет в этот год, а если этот кусок девушки, то она выйдет замуж.

114.Под Новый год кидают через матницу ворот сапог

с правой ноги и если в которую сторону ляжет голенищем, туда в ту сторону и замуж выйдет.

115.  Вечером против Нового года девушки собираются у колодца и прямо с ноги перекидывают через очеп сапог, и куда он упадет носком, туда кинувшая выйдет замуж.

116.  Таскают на Новый год камешки из реки, смотрят: какой будет жених — корявый или гладкий.

117.   За икону кладут записки с надписью: «счастье», «несчастье» и пустой билетик. На утро вынимают.

118.  Пишут записочки: «счастье», «несчастье», «посред­ственность» и кладут под подушку.

119.  На Новый год ищут хлебных зерен под столом и по тому какое количество найдут, определяют урожай.

120.  В Новый год ищут зерен хлеба в переднем углу на полу, и если найдут, то значит будет хороший урожай.

121.   Выносят в Новый год на ночь куделю, если она покроется инеем, то будет хороший урожай льна.

122.  В ночь на Новый год бабы выносят в сени куделю, привязанную к пряхе, и вот если куделя покроется инеем, то льняное волокно будет белое, а нет, то серое.

123.    В новогоднюю ночь пишут на клочках бумаги свои желания. При первом ударе часов зажигают бумажку и если она успеет сгореть до последнего удара часов — же­лание исполнится.

124.  Втыкают на улице в стену дома гребень, и какой волос упадет на него — черный или белый — такой и же­них будет. Это гадают на Новый год.


125.   Под Новый год, поздно вечером, берут курицу, приносят в дом, на полу делают углем круг обязательно левой рукой и в левую сторону, этим призывают на по­мощь чертей. В круг насыпают кучку овса, украденного у священника во время рождественской славы, и кладут в овес кольца те, кто хочет узнать свою судьбу. Загадывают, чье кольцо курица выбросит из круга, тот или выйдет за­муж, или уйдет, или умрет и т.д.

Соблюдается полная тишина. Случается, что курица действительно выбрасывает кольца по выбору и исполня­лось загаданное. Иногда кольцо выбрасывается, и вновь его курица приносит в круг. Это значит, что задуманное дело разладится.


126.  То же гаданье производится на Крещенье. Круга не очерчивают, но девушки садятся кругом петуха.


127.   Насыпают перед каждым гостем овес и пускают петуха, к кому он подойдет, тому идти замуж или жениться.


128.  (Гаданье на крещенский вечер). Гадают повойни­ком. Под опрокинутые горшки кладут повойник, вожаку завязывают глаза; если он находит повойник, то его «песен­ка спета».


129.  Гаданье с сарафаном (на Крещенье): девушки вы­ходят на перекрестку дороги, бросают на дорогу сарафан по очереди, и куда он ляжет проймами, в ту сторону и за­муж выйдет.


130.  В крещенский вечер гурьба ребят и девок выкаты­вают квашонку, катают ее в разные стороны, ловят ее с за­вязанными глазами. Кто поймает квашонку, тот непремен­но женится или выйдет замуж.


131.  При крещеньи опускают в купель соску. Если она потонет, то младенец скоро умрет, а если не утонет, то значит — младенец проживет долго.


132.  Под крещенский сочельник растапливают олово в печке и выливают в чашку с водой. После того как олово остынет, его вынимают и держат рукой против света лампы так, чтобы тень падала на стену. И что окажется на стене, то и в будущем у гадающего. Точно также гадают и на бумаге.


 

 

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether