В течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы) любой прихожанин мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Поэтому в некоторых местностях первую неделю после Пасхи называли звонильной. Пасхальные торжества начинались с крестного хода. Процессия прихожан во главе со священнослужителями, выходила из церкви и обходила ее по часовой стрелке. Они несли специальные зажженные фонари и хоругви. Когда процессия возвращалась к церковному порогу, священник объявлял о Воскресении Христовом. После этогоучастники крестного хора входили в храм, где продолжалась праздничная служба. Она заканчивалась уже под утро. Выходя из храма, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами.
Считалось, что время пасхальной службы благоприятно для совершения определенных магических действий. Воры в эту ночь «заворовывали», старались незаметно украсть что- нибудь, чтобы удача сопутствовала им весь оставшийся год.
При возгласе священника «Христос воскресе»! охотники стреляли в воздух, полагая, что их ружья будут в дальнейшем стрелять без промаха. Рыбаки говорили: «У меня рыба есть». Они полагали, что, выполняя подобные обрядовые действия, обеспечивают себе хороший улов. Известны также гадания девушек, обращавшихся к Богу с просьбой послать хороших женихов.
В пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу. Считалось, что если прийти в церковь в новой одежде, то во время богослужения (пения херувимской) можно увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю, а также опознать ведьму по хвосту, неожиданно ставшему видимым. Спрятавшись в церкви во время крестного хода, можно было также увидеть покойников, пришедших на богослужение. Правда, оказавшийся вцеркви человек рисковал жизнью, ибо умершие могли ослепить его или наслать смертельную болезнь. Считалось, что если взять зажженную во время заутрени свечу и подняться с ней на чердак, то можно увидеть домового.
После окончания заутрени участники обряда отправлялись на кладбище, чтобы известить умерших родственников о воскресении Христа. Обратный путь участники стремились преодолеть как можно быстрее, чтобы в течение года быть первыми во всех делах.
Светлое воскресенье открывалось домашним завтраком. Он начинался с того, что хозяин разрезал крашеное яйцо и делил его по числу домочадцев. Магические свойства также приписывались остаткам пасхальных блюд. Считалось, чтоосвященные яйца и даже их скорлупа могли помочь погасить пожар или найти заблудившуюся скотину. Поэтому освященные яйца клали в зерно,предназначенное для посева, поглаживали ими корову перед первым выгоном в доле и даже закапывали яйца в поле, чтобы уберечь посевы от ненастья.
Утром в день светлого воскресенья молодежь начинала обходить деревню, исполняя специальные волочебные песни. Волочебниками руководил починалыцик, приветствовавший хозяина и произносивший припев песни, обращенный к хозяину и хозяйке. В песне обязательно содержались обращения к святым: Юрию, заботившемуся о коровах; Николе, опекавшему коней; Илье, зажинавшему «обильное жниво». Одновременно обращались к праздникам, выступавшим как антропоморфные существа: Богородицу просили хорошо засевать, а Покров — собирать урожай. В песне рефреном произносились слова «Христос воскресе!»
Вместе с группой волочебни- ков ходил мехоноша. Часто участников сопровождали музыканты, игравшие на гудке и дуде.
Обряд можно считать своеобразной разновидностью весеннего колядования. Волочебни- ки желали хозяину дома хорошего урожая, обильного приплода у скота и семейного благополучия:
Живи здорово, живи богато!
Дай тебе Боже пива варить,
Пива варить, сынов женить,
Горелку гнать — дочек выдавать!
Христос воскрес на весь свет.
Кроме волочебников дома обходил священник, его сопровождали притч и нескольких прихожан, несших иконы. Они служили в доме пасхальные молебны, получая соответствующее вознаграждение.
Светлое воскресенье завершалось особыми пасхальными развлечениями: катанием крашеных яиц по земле или по специальным лоткам. Обычно побеждал тот, чье яйцо катилось дальше.
Вторая пасхальная игра называлась «битки». Она заключалась в том, что два человека брали в руки по крашеному яйцу и ударяли ими друг о друга, побеждал тот, чье яйцо оставалось целым после третьего удара.В день Пасхи также водили хороводы, обряд сопровождался исполнением песни «Мы просо сеяли, сеяли».
Иногда исполнялись особые любовные песни, в которых назывались имена будущих супругов. Пасхальные игры продолжались в течение целой недели, заканчиваясь на Красную горку.