Понедельник, Декабрь 11, 2017

В канун Масленицы православные поминают усопших. Этот день называется Родительская суббота. Люди поминают своих родителей. Ввел в обиход этот день князь Владимир, когда было введено христианство на Руси. Очень поэтично описал этот праздник французский писатель Жюль Жанен. Вот как он его увидел: «Масленица дочь мороза, вероятно, она родилась на Севере. Ее увидели прячущейся за сугробом снега, а законодатель призвал на помощь человеку в самое суровое и печальное время года. И она явилась с коварным глазом, с румяными щеками и грудьюобнаженной, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Заставив позабыть о зиме, разогревает озябшую в жилах кровь, схватит за руки и пустится до обморока в пляс».

Все дни Масленицы имели свое название.

Понедельник, первый день, — широкая боярыня.

С утрадети строили снежные горы, скатывались с них, приговаривали: «Приехала Масленица, приехала широкая!» Зажиточные люди посещали друзей. Свекор и свекровь отправлялина день к отцу и матери невестку, а вечером сами приходили в гости к сватам. Там же за угощением договаривались, как проводить праздник, когда кататься по улице, кого в гости звать. К первому дню устраивались горки, качели, балаганы и карусели, столы со сладкими блюдами. Не веселиться, не кататься на горках, над скоморохами не потешаться - значит, жить в беде, по-горькому, как считали наши предки.

Люди по-богаче начинали блины печь с понедельника, а бедныес четверга или с пятницы. В старые времена первые блины угощения Масленицыотдавались нищенскому народу, на помин души. Накормить «странниц» и «странников»,  блаженных, убогих, сирот считалось большой честью, просили их помолиться за души умерших родственников.

Выставляли первые блины на окна, рядом ставили святую воду. Это предназначалось для умерших родственников. Опару для блинов хозяйки ставили из снежной талой воды. Выходили во двор ко времени появления месяца. Приговаривали: «Месяц золотой, золотые рожки, выгляни в окошко, подними опару».

Некоторые готовили опару на звезды. Нельзя было спрашивать у стряпухи: «Куда идешь?» А если и слышала такой вопрос, то отвечала: «На Кудыкину гору» и три раза, через левое плечо, плевала. Приготовление опары окутывалось глубокой тайной. В канун Масленицы об этом не говорили: «Нечистый подслушает».

Если молодые жили без свекрови и свекра, встречаясвою первую Масленицу, женина мать (теща) должна была прийти в канун Масленицы учить дочку блины печь со всем снарядьем: сковородами, таганом (таган (татар.) — круглый или долгий обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставят на него варево, треножник), половником, кадкою (кадка — обручная посуда в виде обреза, пересека, полубочья весьма большого объема), в чем замешиваютблины. А тесть, насчет мукии, коровьего масла, распоряжался. Зять должен быть особенно уважителен к теще, слушая ее наставления без пререканий. Иначе обида на всю жизнь, вражда.

 «Заигрыши», праздновали во вторник. Тут, уж вступаламолодежь в свои права на забавы и веселье. Но был и другой затаенный смысл этих гульбищ - все такие удовольствия клонилиськ сватовству, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу на Красной Горке, новую семью создавать. В домах богатых, братьядля сестриц устраивали снежные горки среди двора. С самого утра матушка посылала подростков - позываток по дворам и по соседям, где знатные женихи водились, «У нас, мол, и блины выпечены, и мед-масло на столе, и горки готовы». Позыватоквстречали с уважением, угощали блинами, велели кланяться хозяйке с хозяином, всем домочадцам. Говорили: «Деток своих к вечеру пришлем». Значило это, что в смотринах заинтересованы. А если отказывали, то говорили: «У нас, мол, и гости прошены, и горы свои состроены». Означало это: «Нечего свататься, другого прочим». На это не обижались: «На нет и суда нет». Встречали гостей у ворот, принимали в образной (образная — комната с иконами, т.е. образами, предназначенная для моления). Поили вином, кормили блинами, отпускали покататься во дворе. Будущие женихи и невесты друг на друга посматривали. Гам, шум, шутки, да прибаутки. Не дай Бог, если кто-либо из братьев одуреет от хмеля. Это считалось позором. А если кто-либо выругается неприличным словом, того выгоняли с горок.

На среду-лакомку, теще отводилась главная роль. Созывались все родные. Она должна была напечь знатных блинов. К зятю проявить всяческую заботу и уважение.

Чуж-чуженин, а стал семьянин (семьянин, дитя суженое — зять).

Одно дитя роженое (дитя роженое — дочь), другое — суженое.

Пожалуйста, зятек, съешь пирожок!

Зять да сват у теши — первые гости.

Не зять бы был, как бы на сырной тещу не навестил.

У тещи для зятя и ступа доит (т.е. доится).

Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да присест и съел.

Теша пышна, а против зятя не вышла. У тещи карманы тощи.

В широкий - четверг проходили народные гулянья, в пятницутещины вечерни, в субботу — золовкины посиделки, в воскресенье устраивались проводы Масленицы, на прощеный день одаривали кумовьев подарками. В чистый понедельник начинались будни трудовые с их ежедневными заботами.

Угощение на масленицеМы Масленицу проводили, Свят— вечера проиграли,

Рождественский пост пропряли, Дорогая наша Масленица,

Свет ты наш подруженька,Неумытая, незабытая,

Где ж ты ночку ночевала? Под кустами по дорожке

Ехали скоморошки, Заболели ножки,

 Вырезали по прутку, Сделали по гудочку;

Вы, гудочки, не гудите, Масленицу не будите:

Пора перестать пить, есть, да спать.

Пора перед Богом встать!

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС