Понедельник, Декабрь 11, 2017

Это наиболее любимый праздник, рождение которого уходит в глубокую древ­ность, в вакханалии и сатурналии античного мира. В Западной Европе нашей Масленице родствен ита­льянский карнавал. Мир веселья и смеха с неви­данной силой раскрывался в эти дни. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снеж­ные дворцы и крепости, качели, балаганы для ско­морохов, шутов и циркачей, площадки для медвежь­ей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Старики говорили: «Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить!» Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами.Бытовало поверье: плохо справишь Масленицу, пошлет Белее (Власий) неурожайное лето.

 

Древним символом являются блины. Когда-то они были пер­выми пресными хлебами, их пекли круглыми, как солнце. Считалось, что румяными блинами примани­вали благодатное светило, помогая ему разгорать­ся. Первый блин клали на окошко и думали, что благодаря этому знаку внимания в мир мертвых про­никает солнышко, согревая ушедших. Славили Мас­леницу и оладьями. К блинам и оладьям полага­лась особая еда: сыр, масло, рыба, творожники. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем боль­ше гостей, тем больше счастливых дней в году.

Ласково называли Масленицу объедалой, блиноедой, круглой, румяной и белой. Не отпразднуешь ее сытно, не быть сытому и всему году.\ Каких только нежных слов не находили, обращаясь к Маслени­це: «Перепелиные твои косточки, бумажное тель­це, сахарные уста, сладкая твоя речь, ясочка, неточ­ка, касаточка, красная краса, русая коса, разгульная, широкая, веселая, честная...»
Как известно,
«Масленица — семь дней гуляет».

Масленица по церковному календарю называется «сырной неделей». Начинается она в понедельник. Каждый день праздника имеет свое название:

понедельник — «Встреча»,

вторник — «Заигрыши»,

среда — «Лакомка» («Перелом»),

четверг — «Разгу­ляй» («Широкий»),

пятница — «Тещины вечера»,

суббота — «Золовкины посиделки»,

воскресенье — «Прощеный день».

Первый день — встреча Масленицы.

К первому дню праздника изготовляли чучело Масленицы, на­поминая о давно забытой славянской богине, кото­рую звали Мара Моревна. Чучело Масленицы сжига­ли в последний день, считая, что тем самым симво­лически уничтожается смерть. Дети строили ледяные горки, взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин — нищим или для умерших на окошко. Праздник открывали дети, произнося скороговоркою приветствие Масленице:

Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные кос­точки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, серд­цем потешиться.
Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, ру­сая коса, тридцати братов сестра, сорока бабу­шек внучка, трехматерина дочка, неточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне в тесовый дом душою поте­шиться, умом повеселиться, речью насладиться...

После такой длинной зазывной речи одного из мальчишек все ребята сбегали со снежных горок и кричали:

«Приехала Масленица! Приехала Масле­ница!»

Второй день — «Заигрыши».

Начинались карнавальные шествия ряженых: «Масленица ставит молодых на показ». А по сути — это были смотри­ны невест. Масленицу зазывали:

«У нас горы снеж­ные готовы и блины напечены — просим жало­вать!»

В этот день любили одеться пострашнее: у кого богаче фантазия. Во второй день много пели, пляса­ли, состязались в лазанье по шесту, в русской борь­бе, проводились кулачные бои. Больше всего люби­ли катанье с ледяных горок: кто не скатился с гор­ки, тот обидел Масленицу. В народной памяти сохранились древние обряды, связанные с этим днем. С горок скатывали горящие колеса, считая, что так укрепляют солнце. Носили по улицам в клетке на шесте живого петуха — птицу, посвященную солн­цу. Не потешиться, не повеселиться от души в ши­рокую Масленицу — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

Третий день — «Лакомка».

Молодежь собиралась вечером в каком-нибудь доме, где плясали и пели, а в перерывах катались с ребятишками с ледяных го­рок. Степенные люди ходили в гости друг к другу. По старинному обычаю тещи в этот день приглаша­ли своих зятьев на блины, созывая и всех родных: «Блин не клин — живота не расколет».

Четвертый день — «Разгуляй».

Масленица наби­рала полную силу. Главное действо дня — взятие снежного городка. Из снега строили городок с башня­ми и двумя воротами. Мальчишки делились на две ватаги: конников и пехоту. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. Пехота была вооруже­на метлами и помельями. Когда конники прорыва­лись в ледяные ворота, городок считался взятым, а победителя, первым вошедшего в городок, награжда­ли ... купанием в проруби. Взятие снежного городка обычно организовывали взрослые. Продуманы были и правила: участники должны быть одного возраста, лежачего не бить, ниже пояса и в лицо не бить, на чужой территории противника не преследовать.

Пятый день — «Тещины вечера».

В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду:

«Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом».

Шестой день — «Золовкины посиделки».

Напом­ним, что золовка — сестра мужа. Невестка пригла­шала своих родных и подруг к себе и развозила го­стей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.


Седьмой день — «Прощеный день», или «Цело­вальник».

В это день весело прощались с Маслени­цей, устраивая забавные «похороны», причем Мас­леница умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.


Кроме того, в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год:

«Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою».

Затем целовались и низко кланялись.

По старинно­му обычаю в семье просить прощения подходили сна­чала к старшему. Происходило это после ужина пе­ред сном. Дети кланялись своим родителям и проси­ли прощения. В последний день Масленицы дарили подарки куме и куму, занимались благотворительно­стью, добрыми богоугодными делами.

По окончании Масленицы все шли в баню. Еду, оставшуюся после праздника, выбрасывали. Даже посуду тщательно мыли. На следующей, Федоровой, неделе справляли «тужилки по Масленице», пекли постные блины и очищались медом перед Великим Постом.

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС