Четверг, марта 28, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Коляда, воплощав­шая в себе вершину года, прекрасна своими песенками-щедровками (колядками). Считалось, что Ко­ляда приносит богатство. Магическая сила этого дей­ства высоко ценилась в русском народе. Может быть, поэтому еще и сегодня колядки поют и играют в не­которых российских деревнях.
Колядовали на Руси, как правило, дети, подрост­ки, юношество.

Суть обряда, как он дошел до нас, заключается в хождении по домам с песнями-щедровками.

Колядующие обычно наряжались в живот­ных: козу, медведя, коня и др. Сейчас трудно восста­новить глубинный смысл обряда. Скорее всего, ко­лядующие, или колядники, некогда представлялись тенями умерших, предками, вышедшими из подзем­ного мира, которые совершали доброе путешествие по земле, приносили живущим людям удачу, благо­получие, достаток.

Обычай наряжаться в козу свя­зан с древним представлением о козе как символе плодородия: «Где коза рогом — там жито стогом».
Были и другие действующие лица Коляды. На­пример:

Бука изображал подземного жителя: в вы­вернутой мехом наружу овчинной шубе, лицо в саже, голова с рогами, уши обернуты тряпьем, руки из со­ломы;

Баба-Яга в ступе, с костяной ногой, с помелом, которым заметает следы;

Cтарик с подкрашенным лицом, с поддельным горбом, с привязанной боро­дой. Старик иногда собирал дары, так как представ­лял умершего предка, которого следовало «задобрить» подарками. Он изменял свой природный голос, пу­гал. Старика чаще всего возили с мешком на санях.

В старину считалось, что если колядующие обой­дут какой-либо дом, то это принесет его обитателям несчастье.

Поэтому каждый хозяин заранее готовил для них гостинцы: печенье в виде коровок, бараш­ков и прочих козюлек, блестящие денежки, конфе­ты и зазывал веселую ватагу в свой дом. По тради­ции колядующие должны разбрасывать в домах зер­на, плясать, разыгрывать сценки и распевать свои песни-щедровки с разнообразными и уместными в доме пожеланиями на новое лето.

Например:

На счастье, на здоровье, на новое лето!
Родись жито, пшеница и всякая пашеница!

Если в доме была невеста — ей желали хороше­го жениха, если родители ждали сына-солдата, то пели о его счастливом возвращении.

В народе вы­соко ценилось сильно и к месту сказанное слово, причем считалось, что с его помощью можно воз­действовать на реальные события. Колядки всегда сопровождались веселыми шуточными сценками, играми, плясками.
Колядующие исполняли и обыгрывали в пантоми­ме колядки-потешки, колядки-пожелания, величаль­ные песенки-щедровки. Вот одна из таких колядок:

Коляда-коляда, Соломенная борода! Ты, хозяин-мужичок, Открывай сундучок, Подавай пятачок.

Колядующие желали хозяевам, всей семье, всему дому счастья. Считалось, что в дни Карачуна и Свя­ток слова колядок имеют магическую силу:

А дай бог тому, Кто в этом дому: Ему рожь густа, Рожь ужиниста. Ему с колоса — осьмина. Из зерна ему — коврига, Из полузерна — пирог! Наделил бы вас господь И житьем, и бытьем, И богатством! И создай вам, господи, Еще лучше того!

Для тех, кто не отблагодарит колядующих, сочи­нялись злые колядки:

На Новый год— Осиновый гроб, Кол да могилу, Ободрану кобылу! В колядки вводились слова и целые фразы из хо­рошо знакомых детских сказок: Пришла Коляда Накануне Рождества! Дайте коровку Масляну головку. Кто не даст пирога — Мы корову за рога! Кто не даст нам яиц — Мы тому разгоним птиц!

Колядки чередовались присказками, прибаутками:


-    Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!
-    А чем помочь?
-    Весельем!
-    Смехом!
-    Шуткой!
-    Пословицей!
-    Прибауткой!
-    Солнце на лето, зима на мороз.
-    Кого захотим, рассмешим до слез!
-    Медведь в берлоге на другой бок поворачива­ется.
-    Для ватаги нашей карман выворачивается.

Особенно хороши детские колядки с пожелания­ми на Новый год:

Я маленький ершок,
Поел каши горшок,
Другого ожидаю,
Вас с Новым годом поздравляю!

Или:

Маленький вьюнчик Сел на стульчик, В дудочку играет, Новый год встречает.

Издавна колядки, исполнявшиеся детьми, были народной школой вежливости, «вежества природно­го», как говорили в старину, и «вежества ученого».

В христианскую эпоху колядки обогащались биб­лейскими сюжетами, включавшими прежде всего тему рождения Христа как духовного «солнца» и света. Слова щедровок-колядок произносили перед домом, под окнами, топотом колядующие сообщали хозяе­вам о своем присутствии. Они разносили по домам ветви, украшенные игрушками, крутили веревки и разноцветные ленты, вращали палку или полено, сея­ли зерна, щелкали бичами, разыгрывали всевозмож­ные сценки, стараясь не только оригинально поже­лать счастья обитателям дома, но и развеселить их.



В день зимнего Солнцеворота, помимо Коляды, проводились и другие обряды.

Особо отметим обряд славления Солнца.

В древности для этого старцы - волхвы трением дощечек священного дерева добы­вали новый «живой» огонь, которым зажигали двенадцать костров, горевших до самых Святок.
Наши предки верили, что этим огнем приближа­ли январь — месяц «разгорания солнца».

Вокруг ко­стров читали заклинания, гадали и обращали просьбы к богу Сварогу. В огне костров сжигали все темное, все плохое, очищая себя и мир вокруг от нечисти.
Волхование у священного огня сопровождалось различными заклинаниями и песнями. Например:

Спиридон-святоворот Стоит прямо у ворот, Колесо в руках несет, Красно солнышко зовет. По святой Руси везет... Разгорайся, солнце красно, Ты на свете не погасло.


«Живой» огонь горел двенадцать дней, то есть до самых Святок.

В древности считали, что в эти дни к огню сходятся все двенадцать месяцев года, что их видно, как поле, с вершины холма. Новый «живой» огонь был священным. От него зажигались домаш­ние очаги, русские печи. Наши предки считали себя детьми Солнца - Ярила, которые помогают ему воз­родиться в это темное декабрьское время. Веселой бесшабашной Колядой, огнем, колядками они побеж­дали Карачуна.

31 декабря и под Новый год по старому стилю, т. е. 14 января, в прежние времена молодежь ходила под окнами с пением вот такой колядки:
Колядующие:                                       Хозяева из окна
                                                                  отвечают: 

 Коляда, коляда!                                     — Дома!
Дома ли хозяин?

Коляда, коляда!
Пекли ли лепешки?                                 — Пекли!

Коляда, коляда!
Варены ли свиные ножки?                   — Варены!

Коляда, коляда!
Начинены ли свиные кишочки?           — Начинены! Коляда, коляда!

Готовы ли потчевать?                         — Готовы!

Коляда: «Подай, хозяин, кусок лепешки, свиную ножку...»

Известно, что современный новогодний праздник ведет свое начало от петровских преобразований, но есть в нем и народные черты. Обряд украшения елки, пришедший к нам из Германии в XIX веке, имеет и славянские корни.

Издавна на Руси считалось, что ель приносит в дом мир и счастье (не потому ли так прочно и прижился немецкий обычай). Иногда к Новому году выращивали цветущую ветвь яблони и украшали ею новогоднее застолье. Перед новогод­ним ужином в России на стол насыпали семена ржи, овса или пшеницы, пекли печенье в виде фигурок домашних животных, большой пирог (и для коля­дующих, и для семьи), ставили мед — старинный символ сладкой жизни.
Встречей Нового года но светскому календарю завершается первая половина праздничного време­ни — зимнего Солнцеворота
.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether