Вторник, марта 19, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Первая неделя

Эта неделя называется «тужилками по Масленице» и  наступает после завершения праздничной «седмицы» Масленицы. Неделя прощания с сытой пищей и обильным весельем. В народной педагогике это пора духовно-нравственного воспитания и физического воздержания, закаливания.

Первый день поста — чистый понедельник. Его открывают, как и Масленицу, дети. Для взрослых было важно, чтобы дети осознали и почувствовали всю важность наступившего времени, чтобы они осмысленно соединили свои души с настроением родителей, родных и близких. Период веселья завершен, в детском фольклоре это отражено в следующей присказке:

Мы Масленицу прокатали

Светлые вечера проиграли,

Мы рождественский пост попрятали.

Свет нашаМасленица, дорогая!

Где ты ночь ночевала?

Под кустом на дорожке.

Ехали скоморошки,

Вырезали по пруточку,

 Сделали по гудочку.

 И вы, гудушки, не гудите,

И вы Масленицу не будите.

Замолкали праздничные «гудушки», смолкали песни и шумные игрища. Масленицу будить было нельзя, поскольку зима могла вернуться. Для детей это объяснение вполне доступно, понятно. И стол домашний стал иным — нет сладостей, постные блинчики, хрен, редька, кислая капуста да квасок. Началось заговенье на весь Великий пост. Правила для детей просты: не говорить плохих слов, которые могут накликать болезни: лихорадку, ломоту, худосочие; не есть лишнего; ходить чистыми и опрятными; не баловаться, не шуметь; размышлять о добрых народных сказочных героях, православных святых. Воскресенье — «неделя православия», хорошо ввести детей в мир иконы, понимаемой как «оконце» в духовный, «горний» мир.

Вторая неделя

жемчугПо народному календарю — неделя рукоделия и ремесла. Девочки и девушки показывали своим матерям, каких успехов они достигли в рукоделии. Особенно важным в эти дни считалось научиться нанизывать жемчуг, как говорили в старину, «красоту свою обшивать». Мальчики также старались не отставать — мастерили красивые вещицы, например игрушки. Взрослые не вмешивались, не заменяли детей, но лишь немного помогали, когда что-либо у них не получалось. Так приучали к труду и самостоятельности, к красоте быта.

Третья неделя

В народе считали, что это неделя переломная, говорили: «Пост ломается». В среду в каждом доме пекли пироги с крестами по числу членов семьи. С детьми за столом играли: старшие незаметно от детей опускали ложки под стол и начинали ими стучать, выкрикивая: «Пост ломается! Пост ломается!» Это служило напоминанием о правилах поста, но и временным послаблением в еде, сказывающимся в большем разнообразии кушаний. Пятница называлась «обжорной». Особым яством этой недели был клюквенный или смородиновый кисель. Память народная сохранила такие поговорки по этому поводу: «Привел Бог киселем заговляться», «Киселем брюха не испортишь».

По церковному календарю воскресенье этой недели называли «крестопоклонением», поскольку в церквях осуществлялосьпоклонение кресту поклонение Честному Кресту. В ходе этой недели детям рассказывали о христианском символе — кресте. Поскольку в субботу — поминовение усопших, то рассказ связывали с хорошо известными детям над могильными крестами, как с церковными, простыми, так и со старообрядческими, домовинами. Напоминали, что в языческой древности крест являлся знаком солнца, добрым, оберегающим от бед символом, оберегом. В православии крест — символ Бога, одухотворенного человека, идущего по пути Господа к совершенству. Делать грязное чистым — это древнейшая добродетель во всех планах: телесном, душевном и духовном. В народной традиции — хранить со средокрестья обрядовые пироги или печенье с крестами как талисман от напастей. Известен обряд начала полевых работ с магического засева печеных крестов. Печеными крестами дети подкармливали птиц.

Четвертая неделя

По церковному календарю эта неделя завершалась службой Иоанну Лествичнику (Синайскому), православному святому, издателю любимой у русского народа книги «Лествица рая». Сообразно учению христианской церкви, в рассказах и беседах с детьми показывали на примерах жизнеописаний святых людей, что значит в жизни человека «идти по лестнице духовного самосовершенствования», достичь «духовной чистоты». Именно в эту неделю в простонародной среде выбеливали под весенним солнцем пряжу, что служило напоминанием о единстве телесной, душевной и духовной чистоты.

Пятая неделя

Эта неделя носит название – похвальной недели. Церковные икона похвалыслужбы велись перед иконой «Похвалы». У крестьян была в обиходепословица: «На Похвалу сорока яйцом похваляется».

Как правило, в это время весна вступает в полные свои права («щука хвостом лед разбивает»); в русских деревнях угощали всех женщин, девушек и девочек. На этой неделе, согласно обычаю, необходимо было выпечь рыбник, и только из щуки, другая рыба не принималась.. Детям уместно рассказать народные сказки про щуку, объяснить ее волшебные свойства как мифологического персонажа, как помощника героев русских волшебных сказок.

Шестая неделя

Наиболее известная и любимая, народно-педагогически насыщенная неделя Великого поста — вербная. Лазаревая суббота и Вербное воскресенье служат преддверием завершающей части «страстной седмицы», Великого поста. Согласно церковному календарю— это «седмица ваий», т. е. ветвей, «цветоносная» неделя. Для российских православных земель традиционны ветви вербы — первого цветущего нашего кустарника.

Издревле считалось, что достаточно трех зацветающих веток вербы, чтобы изгнать из дома всю нечисть. Верба действительно обладает дезинфицирующим свойством, она освежает воздух, ее кора впитывает в себя болезнетворный, «дурной» воздух. В вербарусских избах ветками вербы детвора обметала стены и подметала полы, участвуя в очищении своего жилища, тем самым, на собственном примере, приучаясь к чистоте, убирая сор, паутину и пр. Весь мусор выносили на задний двор, там его сжигали, а пепел развеивали на все четыре стороны света, разметая все напасти, создавая чистоту. Старшие члены семьи, прежде всего бабушки, наглядно показывали целительную силу вербовых золотых, пушистых сережек. Они разминали их в ладонях и прикладывали к лицу, приговаривая: «Сойдите морщинки, разгладься кожа». Повязывали платком ко лбу размятую веточку вербы, шепча: «Уймись, головная боль!» И ведь действительно — отступают недуги, возвращается свежесть к лицу и к голове ясность! Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством, которым лечили насморк и кровотечения; давали больному вдыхать вербный порошок. Изготавливали и отвар, добавляя к вербе лекарственные травы. Использовали и вербные почки, которые считались надежным средством от хвори и бесплодия.

На Вербную неделю, народные гулянья в России начинались с четверга и продолжаются до Вербного воскресенья. Праздник носил название «На Вербе», в эти дни, традиционно, на ярмарках продавали сладости и игрушки, поэтому он был радостен, особенно для детей, поскольку по давней, , искусно сделанные цветы и даже деревца. На санях или телегах возили по улицам города или села обвешенное плодами деревце, а дети, сопровождая «поезд», пели духовные стихи. Все они были по праздничному чисты и одеты в белые одежды. Этот обряд был прекращен в петровское время (XVIII в.).

В простонародной среде многие обычаи были связаны именно с вербой. Бытовала пословица: «Святой Лазарь за вербой лазал». Ветви вербыосвещались в церкви, хотя они и сами по себе считались магическими, волшебными,. Считается, что этими ветками можно легкими ударами отогнать от ребенка порчу: «Не я бью — верба бьет!» Порой, когда ребенок был не в меру шаловлив, то хлестали и посильнее, но опять-таки, не от себя лично, а от имени вербы: «Верба хлест, бей до слез!» Считали, что ребенок исправится, станет ласковее, душевнее, заботливее. Взрослые также хлестались освещенными вербами (и это видели дети, почему и не могли обижаться на «наказание»), что, как верили, было полезнодля здоровья как души, так и тела: «Не я бью — верба бьет!». Поскольку вербасимволизировала дерево жизни и плодородия, поэтому особо сильно хлестали молодых жен

Седьмая неделя

Эта неделя называется страстной как по церковному, православному, так и по народному календарю. Каждый день ее важен, глубоко прочувствован и осмыслен. «Страшным» называли понедельник: «Страшной понедельник во двор идет, всю дорогу вербой метет». От нечистой силы оберегались чтением Псалтыри. В церкви прочитывалась вся Псалтырь, а на часах — все Евангелие.

В Великий вторник оберегали от болезней скот. В этих целях поили, приготовленным из толченых конопляных и льняных семян,обрядовым молоком,«соченным». Ведь еще нет сочной травы и голодно скотине. Этим лекарством и люди лечили слабые желудки.

Великая среда по церковному календарю посвящалась нравоучительному воспоминанию предательства Иуды, который взял у первосвященников и книжников иудейских как плату за предательство тридцать серебреников. Этот евангельский рассказ, особенно в пересказе Льва Толстого, очень полезен и в наше время для детей, да и для взрослых.

Великий четверг, чистый (Четверток). Издавна, по традиции, русские люди мылись в бане, чтобы быть чистыми к пятнице. Считали, что даже ворон своих детей купает в этот день. Водой очищали тело, а покаянием — душу. Избегали в этот день недобрых дел, сквернословия и плохих поступков.

В народе почиталась «четверговая вода». Считали, что если в медную или серебряную чашу налить воду, то с неба в нее войдет сила божественная. Матери, этой водой, умывалисвоихдетей, оплескивали ей свои лица, давали отведать воды мужу, приговаривая: «Ото всякой скверны!» Старики также умывались этой водой.

апостолыЧетверг в православной церкви посвящался воспоминанию о Тайной Вечери, рассказывалось об апостолах — учениках Иисуса Христа, о таинстве Евхаристии (Причащение). Вполне уместно в этот день рассказать детям, как Иисус препоясался полотенцем, налил в сосуд воды и начал сам умывать ученикам ноги, отирать их полотенцем, объяснив им свои действия такими словами: «Знаете ли, что я сделал вам? Я дал вам пример, чтобы и вы поступали также, как Я», т. е., чтобы не гордились, не заносились перед своими воспитанниками, перед своими «чадами духовными», учениками, а видели в них предмет своей нежной заботы.

С древних времен, четверг посвящали Николаю Чудотворцу, который, как нам известно, былНиколай Чудотворец преемником роду — прапредку, прародителю. Великий четверг иногда называли«новьим» или мертвецким Великоднем. На Руси бытовала древняя легенда, что в полночь этого дня славные предки— мертвецы встают из земли и идут на богослужение в церковь, где службу ведет мертвец- священник. Если живой попадет в церковь в эту ночь, то возьмут его они с собой в навий (мертвый) мир. Даже баню в этот четверг топили как для живых, так и для дедов, т.е. умерших. В семьях по вечерам рассказывали детям их родословную, поминали добрым словом ушедших из жизни. Родословие — очень сильное воспитательное средство. В народной педагогике умели им пользоваться, приобщая ребенка к истории народа через образы его родных предков. В наши дни это требует возрождения, поскольку подчас мы не знаем судеб даже третьего-четвертого колена родословного древа.

В народной традиции существовали разные обычаи этого дня: прикармливание домового, сохранение как целебной, освященной в четверг соли, сохранение золы, сжигание денег (чтобы водились), прибережение страстной свечи (ею благословляли жениха и невесту) и т. д.

крашеные яйцаВ Великую пятницу (Пяток) — по обычаю красили пасхальные яйца. Яйцо издавна считалось символом Вселенной, мира. Обычно, яйца красили луковой шелухой. Считалось, что окрашенное таким образом яйцо приобретет целебную силу, поможетот всякихболезней и сглазов. Когда маленькие дети плохо спали, матери катали яичко по темечку, и у ребенка исчезали ночные страхи.

В этот день, в церкви, вспоминали крестные страдания и смерть Иисуса Христа, учили христианскому всепрощению, помня, что, когда Христа к кресту пригвождали, он молился за врагов своих и молвил: «Отче!Крестный ход Прости им, они не ведают, что творят».

В Великую субботу пекли пироги да куличи, делали творожные пасхи (пасхальный сыр),. Перед пасхальной заутреней поминали о погребении Иисуса Христа. В память этого евангельского события бывают и ныне вынос Плащаницы и Крестный ход.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether