Понедельник, Декабрь 11, 2017

Осень - пора свадеб, создания семей, проверка молодоженов на умение жить в супружестве, вести самостоятельное хозяйство. Вполне понятно, почему именно это время года было выбрано народом для свадебных торжеств: период страды завершен, зак­рома полны дарами природы, невесты, приглянув­шиеся в летнее время, выбраны.

Все русские народные праздники, включая свадь­бы, по своей природе соборные. Они никогда не про­ходили без участия детей: играми в свадьбу, шуточ­ными действиями дети по-своему благословляли мо­лодых на счастливый брак. В преддверии настоящих взрослых свадеб дети ра­зыгрывали шуточную свадьбу. Шуточная свадебка имела как магическую силу, оберегая настоящую свадьбу, так и воспитательную, в веселой игре зна­комя детей с серьезной обрядовой стороной взрос­лой жизни.

Для осуществления этого действия в современных условиях необходим просторный зал, где можно во­дить хоровод-хор, два стула для жениха и невесты, большой бело-синий платок. Часть зала оборудует­ся под типичную русскую горницу: стена с неболь­шим деревенским окошком, за которым осенний пейзаж, стол, расписная деревянная посуда, некото­рые предметы утвари: веники (два), еовки (два), бадьи с тестом (пластилин или другой подобный по­делочный материал). При усложнении игрового дей­ствия могут потребоваться и другие предметы сельского обихода.

Шуточная свадьба играется следующим образом: хор образует живой круг, внутри круга «молодые» - «князь» и «княгиня». В песнях в краткой и весе­лой форме обыгрывается ход свадебного обряда.

Вот примеры русской традиционной свадебной песни:

Как у свата на дворе

В колокол ударили.

Молодца поздравили

Со своей со будущей (женой),

С раздутой красной девицей!

Катился бел виноград да по загорью,

Красно солнышко да по залесью,

Дружка с князем да по застолью,

Сзади за ним посыпальная сестра,

Сыплет житом да хмелем;

Житом посыплет, чтоб жить хорошо,

Хмелем посыплет, чтоб жить весело!

По городу звоны пошли,

По терему дары понесли:

Дарила дары свет (имя невесты),

Принимал дары добрый молодец.

Дарил дары новобрачный князь (имя жениха),

Принимала дары лебедь белая.

Не гром гремит во тереме,

Не верба в поле шатается,

Ко сырой земле прислоняется 

Милое чадо благословляется

Ко златому венцу ехати!

В пении, как правило, участвуют все, а в игре - большей частью двое: «жених» и «невеста». Хор образует круг, в круг входит «жених». Все ходят по кругу и поют:

Молодец, молодец, Ты же молоденек!

Кого любишь, кого знаешь - Того выбираешь!

Таким образом имитируются смотрины. Каж­дой девочке хочется быть выбранной «невестой-княгиней». Ведущий поторапливает, приговари­вая: «Долго выбирать - женихом не бывать». Вариант выбора «невесты»: лица девочек закры­ты, и «жениху» надо отгадать, назвать по имени.

Выбор «невесты» состоялся. Теперь они оба в центре круга. Хоровод образует с одной стороны ворота, а «жених» и «невеста» должны проскочить их и попасть в «дом». Их не пускают, «ворота» закрывают. Задача у «жениха» и «невесты» - проскочить вместе, рука об руку.

Когда они попадают в «дом», начинается обряд испытания жениха и невесты:

1.     Кто быстрее и чище подметет пол в «доме».

2.     Кто лучше запеленает куклу.

3.     Кто лучше и быстрее испечет пирог из «тес­та» (пластилина).

4.    Кто точнее перепрыгнет палку, не расплескав блюдце с водой.

5.    Кто веселее станцует и исполнит песню, раз­гадает загадку, скажет скороговорку и т. д.

После испытаний ведущий поздравляет «моло­дых», и игра начинается снова, «женится» новая пара.

Ведущий каждый раз хвалит: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг дружке».

Хоровод-хор исполняет традиционные величаль­ные песни. Новый «жених» по словам песни дол­жен догадаться, кто его «невеста». В песнях указы­вается какая-либо деталь в ее одеянии, например:

  Уж ты ягодка моя, малинка, Ну где же ты росла?

  На пригорочке росла, Против солнышка, ручья, Да невестушка твоя,

В руке аленький цветок, С ленточкою сапожок!

Шуточная свадьба может завершиться «свадебным пиром», а ведущий в это время рассказывает о тра­дициях русской народной свадьбы, о свадебном по­рядке.

Театрализованное действие.

Точно зная свадебный обряд, можно силами де­тей театрализовать все свадебное действие:

1. Смотрины.

2. Сговор-сватовство («лады»).

3. Свадебный пир.

4. Испытания молодых.

5. «Вьюнишник».

Действующие лица:

1. Ведущий.

2. Невеста.

3. Жених.

4. Дружко - распорядитель свадьбы.

5. Тысяцкий - распорядитель пира.

6. "Ясельничий"- ведун, оберегающий молодых от колдовства, сглаза.

Бояре и боярыни, поезжане, сватьи и свахи.

Свадебный порядок, который в старину знали все, ныне практически утерян. Был он чрезвычайно гибок и разнообразен, позволял создавать неповторимые и запоминающиеся праздничные действия.

Надо сказать, что на Руси женились не когда вздумается, а знали точное время. Например, нельзя было жениться в субботу и перед праздничными днями, не венчали накануне среды и пятницы. И так по всему годовому кругу русского календаря.

Смотрины, или глядины. Парни невест себе выбирали на вечерках, в хороводах, на праздниках и игрищах: «Долго выбирать - женихом не бывать». Слово «невеста» происходит от «неизвестная», «неведомая», а слово «суженый» - от «присужденного», т. е. судьбой данного. В святочные вечера девушки нагадывали себе суженых, вот и наступала пора, соединиться в супружестве; иными словами, встать в одну упряжку. В языческие времена покровительницей свадеб была богиня Мокошь и ее помощники - Ладо, Тур, Леля. В православной Руси осенним свадьбам покровительствовала Параскева Пятница.

Свадебный чин начинался со сватовства и сговора. Сватам нередко приходилось делать по два-три захода, пока не откроются ворота невестиного дома и не состоится знакомство родственников жениха и невесты, их ближайших друзей - «почтенные лады». Отец жениха говорил о причине приезда, затем составлялся договор - «рядная запись» - об условиях свадьбы. После сговора хозяева потчевали гостей чаем или чем покрепче, а родители жениха дарили невесте что-нибудь к свадьбе. Этот обряд заменял современную подачу заявления в ЗАГС. На Руси было достаточно сговора в доме невесты. Молодых в этот день благословляли хлебом на шубе, вывернутой мехом наружу. Молодые считались с этого дня обрученными.

В день свадьбы жениха именовали князем, а невесту - княгиней. Составлялся свадебный поезд жениха:

дружка - вожак-говорун на свадьбе; 

тысяцкий - крестный родитель жениха, распорядитель свадебного пира; старшие и младшие дружки;

две свахи из замужних женщин, которые после обручения становились свидетелями на вен­чании;

бояре и боярыни, свадебные дети боярские (поезжане), сопровождающие жениха и невесту.

Особо выбирался ясельничий, который оберегал свадьбу от колдовства, а молодых от порчи. Сва­дьба была, по мнению наших предков, особенно удобным временем для разного лиха и сглаза. Свадьба считалась важнее венчания (ныне регист­рации), так как делала всех свидетелями рожде­ния новой супружеской пары. После свадебного пира молодых объявляли мужем и женой, а вен­чание могло осуществиться и осенью как акт по сути своей формальный. В свадебные сутки все и проходило как по пословице: «С вечера девка, с полуночи молодка, на заре хозяюшка».

Вот некоторые русские свадебные обряды:

вы­куп за невесту (продажа символической девичьей косы),

откуп жениха (место жениха в санях зани­мал мальчик, например, младший брат невесты); обряд первой чаши (молодые три раза отпивали из чаши, затем ее бросали и топтали со словами: «Пусть так под ногами нашими будут растоптаны те, которые станут посевать между намй раздор и нелюбовь», причем, кто из супругов первым насту­пит на чашу, тот и будет главою в доме);

величаль­ный обряд (нечто вроде свадебных колядок, песен с пожеланиями гостям поименно, исполняемые дру­зьями жениха и невесты);

обряд снимания венка (молодую расчесывали гребнем, омоченным в чаре с медовухой, и надевали платок - покров);

обряд обмена кольцами (отец и мать меняли кольца же­ниха и невесты, благословляли и кланялись друг другу. Отец легким ударом бумажной плетки сте­гал свою дочь и передавал плетку жениху);

обряд золотой чарки (молодые обходят всех гостей и каж­дому с поклоном подносят рюмку вина, а в ответ гости дарят супругам вещи или деньги, сопровож­дая подарок шутливыми наставлениями);

обряд испытания молодых (ряженые друзья начинают в шутку бить горшки, заставляя молодую убирать мусора или приносят дрова и пилу с топором, испы­тывая жениха и пр.).

На свадебном пиру молодые сидели на шубах, вы­вернутых мехом наружу, чтобы жилось в достатке, чтобы столько благ было, сколько шерстинок. Сва­хи осыпали их зерном, хмелем, семенами льна, коноп­ли и монетами. Зажигал и две брачных свечи, а как разгорались - слепляли их в одну. Спать новобрачных отправляли в пустую и холодную комнату. С собою им заворачивали в скатерть курицу, древний русский символ плодородия и обновления жизни.

Утром, после свадьбы, если молодая оказывалась не целомудренна («неисправна была»), молодой муж или дружка, взяв чарку с дыркой, зажимали дыру пальцем, наливали вина и давали матери невесты, та брала, вино вытекало.

 

Или еще: на другое утро, по традиции, жена должна была напечь блинов. Бели она оказалась нечестной, то молодой муж выедал середину и передавал дырявый блин теще. Все было понятно без слов. В первое воскресенье после Кузьминок - Вьюнишник.

Молодую семью посещали и величали, давали серьезные и шуточные наставления. Молодые долж­ны были приготовить для гостей пирушку. Полу­чалось, что от свадьбы до Вьюнишника молодые проходили испытательный срок, «школу супруже­ства». Им помогали в сотворении удачного начала семейной жизни. После Вьюнишника семья счита­лась зрелой и муж с женой уже не назывались «мо­лодыми».

На Руси считалось, что та свадьба удалась, кото­рую три дня хвалят и три года добром поминают.

ЧетвергС четверга страстной недели, называемого в народе «великий четверг», а в Малороссии — «чистый», «навий великдень» (пасха мертвых), православная церковь, посвящая церковные службы вос­поминанию земных страданий Спасителя.

Прощеный деньОсобенно умилительное зрелище, в полном христианском смысле, представляет последний день масленицы, канунный первого дня Великого Поста. Вечером,  в этот день, при совершении смиренного обряда «прощания», когда властный и старший просил об отпущении грехов и забвении старых зол у последнего и ничтожного, торжество во всех чертах прямо совпадает с священным заветом Христова учения, глубоко-внушительным и образно-поучительным.

постСеминедельный Пост перед Светлым Христовым Воскресеньем, Пасхой, — особый период православного и народного   календаря, требовал определенных воспитательных дел.

БлаговещениеРусский народ издревле особенно почитал этот праздник, на который по общему, доселе сохраняемому поверью и «ворон» злая птица не свивает себе гнезда. Понятно, что в этот великий день каждый благочестивый и честный человек считает за грех заниматься каким-нибудь делом, и даже девица красная не заплетает себе кос.

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС