Первая половина июля насыщена праздниками- играми, красочными состязаниями, которые проводились под открытым небом, в полях, около водоемов.
1 июля - Макушка лета, Ярилин день, издревле в русском народе считавшийся особым временем - «всем дням день», единственный и неповторимый. По народному поверью, в первый день июля выезжает из своего небесного дома Илья-пророк на трех конях: серебряном, золотом, бриллиантовом и начинает громыхать. Его власть распространяется на весь месяц, до самого начала августа, до Ильина дня. Загадка этого дня о Яриле-Солнце: «По заре зарянской катит шар вертлянский, никому его ни объехать, ни обойти». В этот день традиционно устраивались на Руси спортивные состязания, некогда являвшие собою одно из самых буйных и неистовых языческих игрищ, за что и подвергались они церковному осуждению.
На холмах, называемых Ярилиной плешью, на сельских площадях или городских окраинах сходились люди - взрослые, старики и дети - на ярмарки. Всем миром, всем собором избирали особого человека и нарекали его Ярилой. Одевали молодца в разноцветные одежды, украшали лентами и бубенцами-позвонками, садили на белого коня. С венком цветочным на голове, с пучком ржи в левой руке и палицей в правой, символизировал он охрану хлебов, защиту полей, становясь распорядителем всех игровых действий, водящим.
Ряженый Ярило-молодец руководил плясками, играми, кулачными поединками, гуляниями с песнями, продолжавшимися до глубокой ночи. Юноши старались в этот день высказать свою симпатию девушкам, показать свою удаль молодецкую, а девушки, в свою очередь, старались понравиться парням. В старину говорили: «Ярила любовь очень одобряет». Ярила и поныне звучит в имени Ярослав, а в Древней Руси было множество имен, включавших в себя Бога ярой любви, - Яромир, Яровид, Ярополк и др.
По древнему народному представлению, буйные Ярилины игрища способствовали плодородию земли, что так важно в июле.
2 июля - Пчелиный день: «Рой роится, Зосима - Савватий веселится». Как известно, русские святые Зосима и Савватий являлись покровителями пчел. В этот день по чистой росистой траве и стар и млад выходили в луга, наблюдали за работой пчел, шли на пасеки, слушали рассказы мудрых русских пасечников, знающих, как растет трава, как цветут цветы, как собирается по многим цветам сладкий мед в соты.
3 июля - Мефодий-перепелятник. Считалось, что увидеть белого перепела - к счастью, а пестрого - на переменчивые деньки. Примета дня: если на Ме- фодия дождь, то он с перерывами будет идти 40 дней. С этого дня начинается подготовка к самому значительному празднику июля - Ивана Купалы.
Самая яркая пора лета, его разгар, говоря церковным языком, «преполовение». Наступает после летнего Солнцеворота, в самой нижней точке года-ко- леса на рождество св. Иоанна Предтечи, известного в русской традиции как Иван Купала.
Имя Купалы Иван - христианское, но сам он двойник Яриле, древнему языческому богу, олицетворявшему огонь, огневолхование. «Купала» происходит не от слова «купаться», как часто думают, а от слова «кипеть», но не просто от жары, а всей страстью своей, от любви. Латинское слово «купидо», от которого произошло имя бога любви Купидона, и Купала - однокоренные. В честь древнеславянского бога страстной любви жгли в ночь на Ивана Купалу костры, совершали обряд очищения, прыгая через них. Прыгали, взявшись за руки, парами — юноша и девушка. Считалось, если при прыжке через огонь их руки не разомкнутся, то они поженятся, будут дружны весь год до нового лета, новых купальских игрищ.
6 июля - начало купальских игрищ, день Аграфены Купальницы. С самого утра избы украшали венками из цветов и трав, тем самым заслоняясь от нечистой силы. Чертополохом и крапивой устилали порог. Из колючих растений и крапивы складывали кучи и прыгали через них, чтобы освободиться от сглазу и недугов. Топили бани и парились вениками из полыни, ивана-да-марьи, мяты пахучей. Аграфена Купальница травами изгоняла хворь и телесную нечистоту. Потом начинались купания всем селом, обязательно с особыми купальскими песнями. Вечером плели венки из цветов, готовились к ночным игрищам, чудесам и гаданиям, складывали высокие костры, добывали «живой огонь» трением двух дощечек. В ночь на Купалу начинались дива дивные. Верили, что в Иванову ночь деревья движутся, переходят с места на место, ведут между собой разговоры. Все ведьмы, особенно зловредные, в эту ночь слетаются на Лысую гору (Ярилину плешь). Огненным цветом цветет волшебный цветок папоротника, охраняют его нечисть, ведьмы и болотницы. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, а вокруг огня устраивали пляски, пели песни. Делали в старину волховские колеса, которые поджигали и спускали по крутому берегу реки в воду. Колеса эти были символом солнца, самого Купалы, русского года лета.
Не случайно Купалу топили в воде: он теснейшим образом связан с водной стихией. В ночь на Ивана Купалу совершали обряд купания в росе, а под утро снова всем миром купались в реке.
7 июля - весь день обливались водой (в детских играх это дошло и до наших дней). Купальская роса и вода смывали, по народному поверью, тоску-кручину, освобождали от сглаза.
В Иванов день, как и в зимние Святки, девушки гадали о своем суженом. Из двенадцати трав сплетали венки, зажигали лучину или свечу, прикрепляли к венку и пускали его по течению реки. Чем дольше горит лучина, тем дольше и любовь будет длиться, чем свободнее и быстрее плывет венок, тем удачнее сложится семейная жизнь.
Самый колдовской цветок этого праздника — Иван-да-Марья, символизирующий единение воды и огня, мужчины и женщины. У него на одном стебле соединились желтое (Иван Купала, солнце) и синее (Марина, мара, богиня воды). С навечерия Купальницы вплетали девушки цветок в венки, пояса, банные веники. Считалось, что он помогает соединению с любимым.
С Ивана Купалы на Руси начинали сбор различных трав, набирающих к этому времени силу. Целебными считались цвет папоротника, Иван-да-Марья, разрыв-трава, купаленка, медвежье ушко, терлич, желтый зверобой, мята, полынь, ноготки, одолень-трава, сон-трава и другие травы и коренья. Каждый сплетал венок из своего набора трав, загадывал заветное желание.
Венки хранили всю зиму как обереги, к ним обращались за помощью в своих молитвах. В старину верили в особую силу цветов, собранных в день Рождества Иоанна Крестителя.
Купальские праздники поэтичны. В этот день и детям и взрослым полезно обратиться к поэтическому творчеству.
Купель Аграфены
Трава купается в соку, Коренья млеют в полной силе. Сквозь осоку к воде бегу — Воды и солнца изобилье!
Хохочет нечисть, то бишь черт, Под ночь Купалы он под боком. Куда нас вместе всех влечет? Не оступиться б ненароком!
Закат затлел и вот потух. На небо выкатились звезды, На стороже стоит петух И гребнем озаряет воздух.
Купала, спелый бог плодов, Текут горящие колеса, И разгорается любовь, И остужают ее росы.
Виктор Петров
9 июля - день Земляники, а по православному календарю - Тихвинской иконы божьей матери и Давида, прозванного Земляничником: «На Тихвинскую земляника-ягода поспевает, красных девок в лес зовет» - говорили в народе. Земляника - солнечная ягода, считалось, что в ней собирается дух земли и поэтому она целебна, особенно поздняя земляника, сохранившаяся к этому дню.
Ни свет ни заря шли на земляничную поляну, собирали земляничный лист, который заваривали в зимнее время как чай. Больше фантазии — и можно создать праздник чествования Земляники!
12 июля - Петров день, еще один русский праздник летнего Солнца. Солнце называли хозяином света и тени, оно олицетворяло связь золота, райского сада и плодов с Землею, с земным плодоношением.
В ночь на этот день искали цветущий Петров- крест, известное растение наших мест. Считалось, что корень его избавляет от напастей, открывает путь к счастью, к кладу. Утром встречали восход солнца, примечая: «На Петров день солнышко играет», т.е. то покажется, то спрячется, то поднимется вверх, то опустится вниз, а то и заблещет разными цветами - голубым, розовым и белым. Чтобы увидеть это радужное чудо, проводили всю ночь в поле, «карауля солнце». Проспать восход солнца считалось грехом. Хотя в это время в разгаре была сенокосная пора, но в народе было принято до позднего вечера петь песни и качаться на качелях. Так чествовали солнце, призывая его животворящую силу. Понятно, что сам праздник начинался уже после возвращения с покоса: «У мужика то и праздник, что Петров день» - говорит пословица.
Петровское солнце доводит до спелости хлеба, начинается страда: «С Петрова дня зорница хлеб зорит», «Петр с колосом, Илья с колобком», «Доставай косы и серпы к Петрову дню» и т.д.
Примета этого дня: если на Петра и Павла дождь, то жито уродится. Именно для того, чтобы помочь солнцу, и устраивались в древности веселые петровские гулянья с песнями, хороводами, качелями.
Июльские праздники издревле были соединены с напряженным трудом.
14 июля - летние Кузьминки, день православных бессребреников Космы и Демьяна. Христианские святые Кузьма и Демьян покровительствовали покосу. Считалось, что они являются божьими кузнецами, помогают людям отбивать и точить косы, осуществлять косьбу: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой». Прямо на лугах начинался праздник. На покос женщины приносили крупу, после работы они ссыпали ее в общий котел и варили кашу, чтобы всем собором поесть из единого горшка, а значит, поделиться силой и разделить страдание страдного дня. К вечеру праздник продолжался в семьях, в домашних условиях. Свежие овощи, только что с огорода, составляли основу праздничных кушаний. С присказкой «На дворе пусто, да на поле густо» выставляли хозяйки еду и звали святых: «Кузьма - Демьян, идите ести к нам!»
15 июля - чествовали древнюю славянскую богиню Берегиню. Это красивое имя произошло от слова «берега» (реки), которые она оберегала вместе с селом. Девушки в этот день ткали для своих суженых особые полотенца-обереги, расшивая их узорами. Этот оберег хранил молодых воинов от бед. С принятием христианства день Берегини совпал с почитанием образа Пресвятой Богородицы, как стали ее звать в народе - Петровая матка или Мать-Сырая-Богородица. Считалось, что полотенца, расшитые девушками, волшебным образом заключают в себе святой дух Богородицы. Вышивка была особой: знаки солнца, живительной воды и пр. Этим полотенцем отирали лица усталых косцов, считая, что божий свет проникает в них, снимая тяготу и восстанавливая для трудов праведных.
16 июля - Мокий, считался неблагоприятным днем.
18 июля - Афанасьев день, иначе - Наливы, наливался соком овес и по традиции всем миром сообща варили и ели овсяной кисель, а в ночь старики выводили детей смотреть, как наливается месяц, что, по древнему поверью, способствовало накоплению силы.
19 июля - Сысой-ходи по траве босой.
20 июля - день Фомы, требовалось поклониться «ржи-матушке».
25 июля - по народному календарю день Прокла, иначе - Великие Росы. В этот день следовало почитать росу, которая приобретала волшебные свойства.
Роса на Руси всегда считалась чем-то таинственным. С росой связаны различные обряды и гадания, но это в другие дни, а 25 июля, считали в народе, роса целебна, особенно для врачевания глазных болезней. Росой умывались, протирали глаза, очищали тело от трудового пота. Представлялась роса в образе сказочной полудевы-полуптицы, таящейся в траве-мураве. Этот сказочный мир ныне доступен, пожалуй, лишь поэзии.
На Прокла
Не спят цветы в целебных росах, Стоят хлеба, грустят луга, И Прокла страннический посох Рисует в воздухе стога.
В Полудева-Полуптица, Сама Подлунная Роса Пытается с цветами слиться, Забыть родные небеса.
Прижалась лепестковой грудью И вся как есть обнажена, А все ж забыться в душной груде И слезы слизывать должна.
Блеснули косы светляками, И сразу росы полегли, Ярило первыми лучами Коснулся Матери-земли.
С этого дня начинается Ильинская неделя, сенокосная пора, завершающаяся уже в начале августа.
Грядет Ильинская неделя, Цветущий мир приговорен, Уж наточил косу Емеля И досмотрел последний сон.
Архангел Гавриил на поле, На нивы хлебные вступил, И стебли в ожиданьи боли Застыли и лишились сил.
Емеля, то твоя неделя, Коси, коса, пока роса, Чтоб сладко пили, сытно ели. Росу нам сыпят небеса.
Виктор Петров