Пятница, марта 29, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

летние месяцы

Август

Начинается месяц с дня Мокриды. Считалось на Руси, что пришел конец купаниям: «Медведь в воду лапу окунул».

В древности Перун, а в христианстве Илья имели власть над дождями.

2 августа - большой древнейший праздник Перуний день, в христианстве Ильин день. «Как бы Илья не наделал гнилья», говорили на Руси, зная, что он хозяин небесных вод. Примечательно, что первая церковь в Киеве, поставленная на Подоле еще до крещения Владимира, была церковь Святого Ильи, а главный бог языческого пантеона князя Владимира, находящийся рядом, Перун.

Это последний истинно летний праздник, замыкаю­щий Солнцеворот. Русские люди пекли в этот день хлеб из новой ржи - колобки и пышки (новины) и приносили их для благословения в церковь, окропля­ли святой колодезной водой. Этот хлеб раздавали нищим. С полей приносили в дом первый сноп и ста­вили в «красный» угол, украшая цветами и лентами. Зимой этот сноп молил о божьей милости. Соблюда­ли старинный обряд - завязывали Илье бородку, т.е. оставляли клок ржи на будущий урожай. У этих не­сжатых колосьев сооружали своего рода алтарь, ук­ладывая на него хлеб и соль. После Ильина дня дож­ди считались вредоносными. Однако собранная и за­говоренная ворожеями ильинская дождевая вода яв­лялась и лекарством, снадобьем от всякой вражьей силы. Илье молились перед началом жатвы. Вот мо­литва, обращенная к ангелам и пророку Илье: «Спус­тите вы мне гром и молнию, отбивайте и отстреляйте от раба Божия уроки и призоры, потяготы и позево­ты...» В этот день всегда ждали знамений, знали, что работать в поле небезопасно. Это и понятно, посколь­ку нередки были удары молний, устраивающие пожа­ры, уничтожающие жилища крестьян.

 

Самые яркие августовские праздники - три Спа­са: Спас медовый, или Спас на воде, Спас яблочный, или Спас на горе, Спас ореховый, или Спас на по­лотне. Все Спасы народ связывал с завершением сель­ских трудов и имели общее название - Спасовки.

14 августа - первый Спас знаменовал собою наступ­ление праздника проводов лета. По народной приме­те, в этот день пчелы переставали носить медовую взят­ку с цветов, пасечники должны были нарезать соты и разносить мед по домам, где жили победнее.

19 августа - второй Спас в сознании русского народа связывался с созреванием плодов. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, кроме огур­цов, а в этот, освятив плоды в церкви, устраивали пиршество для всех: «На второй Спас и нищий яб­лочко съест», «Спас любит нас». По старинному правилу больным и бедным дарили плоды. Тот, кто не одарил ближнего своего яблочком, считался не­достойным: «А ней дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного». Устраивали в старину на сред­него Спаса народные гулянья, наблюдали закат, умоляя солнце продлить лето: «Солнышко, Солныш­ко, подожди!» Был и такой обычай: надкусив пер­вое яблоко, загадать о любви. Но в волшебную силу этого колдовского обряда верили лишь девушки.

29 августа - третий Спас в народе праздновался как начало молодого Бабьего лета (до 14 сентября). Хозяйки провожали мужей на поля сеять озимые, провожали с хлебом и солью, отсюда и старинное на­звание - хлебный день. Церковь празднует Перене­сение Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Царьград. По преданию в этот день Господь умыл Свое Лицо и утер полотенцем, чудес­но изобразив на нем свой Лик: Спас на полотне. В народе в день Тюетьего Спаса святили воду в колод­цах, чистили целебные источники, обходили посо­лонь колодцы, приманивая теплое время года.

 

28 августа - праздник Дожинки, совпадающий с православным Успением Пресвятой Богородицы, называемый в крестьянской среде Успенщиной, Оспожинками. В городах и селах начинались хорово­ды, продолжающиеся и осенью: «С Успенья солнце засыпает».

В этот день завершали посевные работы празднич­ным обрядом: вязали последний «именинный» сноп, украшали его лентами разноцветными и с песнями да плясками несли во двор, ставили на видное место и устраивали складчину, или - как в старину гово­рили, мирской пир, называя это - «пировать Успенщину».

Прощались с летом, по зернам «именинного» сно­па гадали о будущем лете, обливались водою, что­бы, как верили, обеспечить дожди на грядущее лето, пекли караваи нового хлеба, освещали его и клали под образа, чтобы в зимнее время крупицами его пользоваться как лекарством.

Так завершается русское лето — Спасами и Успе­ньем, так незаметно переходит оно в осень.

Понятна августа усталость, Он завершает дело лета, Ему немногие осталось Рассеять осени приметы.

Я вместе с ним встречаю утро: Песчаной отмелью Луна И солнце рядом с ней, как будто И впрямь терпимость им дана.

Все в августе полно покоя, И щедростью, и добротой, Природы сердце золотое Овладевает нынче мной.

Виктор Петров

Июль

Первая половина июля насыщена праздниками- играми, красочными состязаниями, которые прово­дились под открытым небом, в полях, около водо­емов.

1 июля - Макушка лета, Ярилин день, издревле в русском народе считавшийся особым временем - «всем дням день», единственный и неповторимый. По народному поверью, в первый день июля выез­жает из своего небесного дома Илья-пророк на трех конях: серебряном, золотом, бриллиантовом и начи­нает громыхать. Его власть распространяется на весь месяц, до самого начала августа, до Ильина дня. Загадка этого дня о Яриле-Солнце: «По заре зарянской катит шар вертлянский, никому его ни объ­ехать, ни обойти». В этот день традиционно устраи­вались на Руси спортивные состязания, некогда яв­лявшие собою одно из самых буйных и неистовых языческих игрищ, за что и подвергались они церков­ному осуждению.

На холмах, называемых Ярилиной плешью, на сельских площадях или городских окраинах сходи­лись люди - взрослые, старики и дети - на ярмар­ки. Всем миром, всем собором избирали особого че­ловека и нарекали его Ярилой. Одевали молодца в разноцветные одежды, украшали лентами и бубенцами-позвонками, садили на белого коня. С венком цветочным на голове, с пучком ржи в левой руке и палицей в правой, символизировал он охрану хле­бов, защиту полей, становясь распорядителем всех игровых действий, водящим.

Ряженый Ярило-молодец руководил плясками, иг­рами, кулачными поединками, гуляниями с песня­ми, продолжавшимися до глубокой ночи. Юноши старались в этот день высказать свою симпатию де­вушкам, показать свою удаль молодецкую, а девуш­ки, в свою очередь, старались понравиться парням. В старину говорили: «Ярила любовь очень одобря­ет». Ярила и поныне звучит в имени Ярослав, а в Древней Руси было множество имен, включавших в себя Бога ярой любви, - Яромир, Яровид, Ярополк и др.

По древнему народному представлению, буйные Ярилины игрища способствовали плодородию зем­ли, что так важно в июле.

2 июля - Пчелиный день: «Рой роится, Зосима - Савватий веселится». Как известно, русские святые Зосима и Савватий являлись покровителями пчел. В этот день по чистой росистой траве и стар и млад выходили в луга, наблюдали за работой пчел, шли на пасеки, слушали рассказы мудрых русских пасеч­ников, знающих, как растет трава, как цветут цве­ты, как собирается по многим цветам сладкий мед в соты.

3 июля - Мефодий-перепелятник. Считалось, что увидеть белого перепела - к счастью, а пестрого - на переменчивые деньки. Примета дня: если на Ме- фодия дождь, то он с перерывами будет идти 40 дней. С этого дня начинается подготовка к самому значи­тельному празднику июля - Ивана Купалы.

Самая яркая пора лета, его разгар, говоря церков­ным языком, «преполовение». Наступает после лет­него Солнцеворота, в самой нижней точке года-ко- леса на рождество св. Иоанна Предтечи, известного в русской традиции как Иван Купала.

Имя Купалы Иван - христианское, но сам он двойник Яриле, древнему языческому богу, олице­творявшему огонь, огневолхование. «Купала» про­исходит не от слова «купаться», как часто думают, а от слова «кипеть», но не просто от жары, а всей страстью своей, от любви. Латинское слово «купидо», от которого произошло имя бога любви Купи­дона, и Купала - однокоренные. В честь древнеславянского бога страстной любви жгли в ночь на Ива­на Купалу костры, совершали обряд очищения, прыгая через них. Прыгали, взявшись за руки, пара­ми — юноша и девушка. Считалось, если при прыжке через огонь их руки не разомкнутся, то они поженятся, будут дружны весь год до нового лета, новых купальских игрищ.

6 июля - начало купальских игрищ, день Аграфены Купальницы. С самого утра избы украша­ли венками из цветов и трав, тем самым заслоня­ясь от нечистой силы. Чертополохом и крапивой устилали порог. Из колючих растений и крапи­вы складывали кучи и прыгали через них, чтобы освободиться от сглазу и недугов. Топили бани и парились вениками из полыни, ивана-да-марьи, мяты пахучей. Аграфена Купальница травами из­гоняла хворь и телесную нечистоту. Потом начи­нались купания всем селом, обязательно с особы­ми купальскими песнями. Вечером плели венки из цветов, готовились к ночным игрищам, чуде­сам и гаданиям, складывали высокие костры, добывали «живой огонь» трением двух дощечек. В ночь на Купалу начинались дива дивные. Ве­рили, что в Иванову ночь деревья движутся, пере­ходят с места на место, ведут между собой разго­воры. Все ведьмы, особенно зловредные, в эту ночь слетаются на Лысую гору (Ярилину плешь). Ог­ненным цветом цветет волшебный цветок папорот­ника, охраняют его нечисть, ведьмы и болотницы. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, а вокруг огня устраивали пляски, пели песни. Делали в старину волховские колеса, которые поджигали и спускали по крутому берегу реки в воду. Колеса эти были символом солнца, самого Купалы, рус­ского года лета.

Не случайно Купалу топили в воде: он теснейшим образом связан с водной стихией. В ночь на Ивана Купалу совершали обряд купания в росе, а под утро снова всем миром купались в реке.

7 июля - весь день обливались водой (в детских играх это дошло и до наших дней). Купальская роса и вода смывали, по народному поверью, тоску-кручину, освобождали от сглаза.

В Иванов день, как и в зимние Святки, девушки гадали о своем суженом. Из двенадцати трав спле­тали венки, зажигали лучину или свечу, прикреп­ляли к венку и пускали его по течению реки. Чем дольше горит лучина, тем дольше и любовь будет длиться, чем свободнее и быстрее плывет венок, тем удачнее сложится семейная жизнь.

Самый колдовской цветок этого праздника — Иван-да-Марья, символизирующий единение воды и огня, мужчины и женщины. У него на одном стебле соединились желтое (Иван Купала, солнце) и синее (Марина, мара, богиня воды). С навечерия Купаль­ницы вплетали девушки цветок в венки, пояса, бан­ные веники. Считалось, что он помогает соединению с любимым.

С Ивана Купалы на Руси начинали сбор различ­ных трав, набирающих к этому времени силу. Це­лебными считались цвет папоротника, Иван-да-Марья, разрыв-трава, купаленка, медвежье ушко, терлич, желтый зверобой, мята, полынь, ноготки, одолень-трава, сон-трава и другие травы и коренья. Каждый сплетал венок из своего набора трав, зага­дывал заветное желание.

Венки хранили всю зиму как обереги, к ним об­ращались за помощью в своих молитвах. В старину верили в особую силу цветов, собранных в день Рож­дества Иоанна Крестителя.

Купальские праздники поэтичны. В этот день и детям и взрослым полезно обратиться к поэтическо­му творчеству.

Купель Аграфены

Трава купается в соку, Коренья млеют в полной силе. Сквозь осоку к воде бегу — Воды и солнца изобилье!

Хохочет нечисть, то бишь черт, Под ночь Купалы он под боком. Куда нас вместе всех влечет? Не оступиться б ненароком!

Закат затлел и вот потух. На небо выкатились звезды, На стороже стоит петух И гребнем озаряет воздух.

Купала, спелый бог плодов, Текут горящие колеса, И разгорается любовь, И остужают ее росы.

Виктор Петров

9 июля - день Земляники, а по православному календарю - Тихвинской иконы божьей матери и Давида, прозванного Земляничником: «На Тихвин­скую земляника-ягода поспевает, красных девок в лес зовет» - говорили в народе. Земляника - со­лнечная ягода, считалось, что в ней собирается дух земли и поэтому она целебна, особенно поздняя зем­ляника, сохранившаяся к этому дню.

Ни свет ни заря шли на земляничную поляну, со­бирали земляничный лист, который заваривали в зимнее время как чай. Больше фантазии — и мож­но создать праздник чествования Земляники!

12 июля - Петров день, еще один русский празд­ник летнего Солнца. Солнце называли хозяином све­та и тени, оно олицетворяло связь золота, райского сада и плодов с Землею, с земным плодоношением.

В ночь на этот день искали цветущий Петров- крест, известное растение наших мест. Считалось, что корень его избавляет от напастей, открывает путь к счастью, к кладу. Утром встречали восход солнца, примечая: «На Петров день солнышко играет», т.е. то покажется, то спрячется, то поднимется вверх, то опустится вниз, а то и заблещет разными цветами - голубым, розовым и белым. Чтобы увидеть это ра­дужное чудо, проводили всю ночь в поле, «карауля солнце». Проспать восход солнца считалось грехом. Хотя в это время в разгаре была сенокосная пора, но в народе было принято до позднего вечера петь пес­ни и качаться на качелях. Так чествовали солнце, призывая его животворящую силу. Понятно, что сам праздник начинался уже после возвращения с поко­са: «У мужика то и праздник, что Петров день» - говорит пословица.

Петровское солнце доводит до спелости хлеба, на­чинается страда: «С Петрова дня зорница хлеб зо­рит», «Петр с колосом, Илья с колобком», «Доста­вай косы и серпы к Петрову дню» и т.д.

Примета этого дня: если на Петра и Павла дождь, то жито уродится. Именно для того, чтобы помочь солнцу, и устраивались в древности веселые петров­ские гулянья с песнями, хороводами, качелями.

Июльские праздники издревле были соединены с напряженным трудом.

14 июля - летние Кузьминки, день православных бессребреников Космы и Демьяна. Христианские свя­тые Кузьма и Демьян покровительствовали покосу. Считалось, что они являются божьими кузнецами, по­могают людям отбивать и точить косы, осуществлять косьбу: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты до­мой». Прямо на лугах начинался праздник. На покос женщины приносили крупу, после работы они ссыпа­ли ее в общий котел и варили кашу, чтобы всем собо­ром поесть из единого горшка, а значит, поделиться силой и разделить страдание страдного дня. К вечеру праздник продолжался в семьях, в домашних услови­ях. Свежие овощи, только что с огорода, составляли основу праздничных кушаний. С присказкой «На дворе пусто, да на поле густо» выставляли хозяйки еду и звали святых: «Кузьма - Демьян, идите ести к нам!»

15 июля - чествовали древнюю славянскую бо­гиню Берегиню. Это красивое имя произошло от сло­ва «берега» (реки), которые она оберегала вместе с селом. Девушки в этот день ткали для своих суже­ных особые полотенца-обереги, расшивая их узора­ми. Этот оберег хранил молодых воинов от бед. С при­нятием христианства день Берегини совпал с почи­танием образа Пресвятой Богородицы, как стали ее звать в народе - Петровая матка или Мать-Сырая-Богородица. Считалось, что полотенца, расшитые де­вушками, волшебным образом заключают в себе свя­той дух Богородицы. Вышивка была особой: знаки солнца, живительной воды и пр. Этим полотенцем отирали лица усталых косцов, считая, что божий свет проникает в них, снимая тяготу и восстанавливая для трудов праведных.

16 июля - Мокий, считался неблагоприятным днем.

18 июля - Афанасьев день, иначе - Наливы, на­ливался соком овес и по традиции всем миром сообща варили и ели овсяной кисель, а в ночь старики выво­дили детей смотреть, как наливается месяц, что, по древнему поверью, способствовало накоплению силы.

19 июля - Сысой-ходи по траве босой.

20 июля - день Фомы, требовалось поклониться «ржи-матушке».

25 июля - по народному календарю день Прокла, иначе - Великие Росы. В этот день следовало почи­тать росу, которая приобретала волшебные свойства.

Роса на Руси всегда считалась чем-то таинствен­ным. С росой связаны различные обряды и гадания, но это в другие дни, а 25 июля, считали в народе, роса целебна, особенно для врачевания глазных бо­лезней. Росой умывались, протирали глаза, очища­ли тело от трудового пота. Представлялась роса в образе сказочной полудевы-полуптицы, таящейся в траве-мураве. Этот сказочный мир ныне доступен, пожалуй, лишь поэзии.

 

 

На Прокла

 

Не спят цветы в целебных росах, Стоят хлеба, грустят луга, И Прокла страннический посох Рисует в воздухе стога.

В Полудева-Полуптица, Сама Подлунная Роса Пытается с цветами слиться, Забыть родные небеса.

Прижалась лепестковой грудью И вся как есть обнажена, А все ж забыться в душной груде И слезы слизывать должна.

Блеснули косы светляками, И сразу росы полегли, Ярило первыми лучами Коснулся Матери-земли.

С этого дня начинается Ильинская неделя, сено­косная пора, завершающаяся уже в начале августа.

Грядет Ильинская неделя, Цветущий мир приговорен, Уж наточил косу Емеля И досмотрел последний сон.

Архангел Гавриил на поле, На нивы хлебные вступил, И стебли в ожиданьи боли Застыли и лишились сил.

Емеля, то твоя неделя, Коси, коса, пока роса, Чтоб сладко пили, сытно ели. Росу нам сыпят небеса.

Виктор Петров

Июнь

Русский народный календарь июня богат знаме­нательными днями. Зреет урожай, приближается время летнего солнцестояния. Взрослые и дети га­дали о будущем обилии, пытались своим творчест­вом и трудом воздействовать на природу, предотвра­тить самую страшную беду - голод. Поэтому-то и молили о самом главном: о влаге и тепле.

1 июня - по народному календарю - Крапивное заговенье. Последний раз варили обрядовую еду - щи из молодых побегов крапивы. В этот день кра­пивными вениками жгли-обжигали друг друга, веря, что это поспособствует росту зелени и детей. По со­временному календарю - это День защиты детей, но в древности это был праздник встречи лета, который на Руси называли «оберег нивы», ибо самое зна­чительное природно-земледельческое событие этой поры - колошение озимой ржи, которую и следова­ло всеми силами оберегать.

На 1 июня, по древней традиции, всю ночь, до самого рассвета молодежь водила хороводы у околи­цы, устраивала потешные игровые состязания, пела песни и плясала в лучах восходящего летнего солнца. Это был «румяный, широкий да веселый» праздник.

Однако веселье имело глубокий смысл, а целью праздничных действий являлся не отдых, а помощь природе в рождении урожая. Например, в первый летний день на Руси распространена была ворожба на ветра-суховея, чтобы не появились пустоцветы, не множились на полях пустые колосья.

Можно познакомить детей с образцами заклина­ний, известных в устной народной словесности, вы­брав наиболее яркие и убедительные.

Ветер, ветрило,

Из семи братьев - старший брат, Ты не дуй со гнилого угла, Ты не лей дождем со запада,

Ты подуй-ка теплым теплом, Сослужи службу роду нашему,

Пригони дожди добрые Пахарям - на радость, А тебе буйному - на славу!

 

При этом заклинании из веток ивы плели коле­со, а затем, соревнуясь друг с другом, катали его вокруг поля или огорода.

Полезно в нравственном отношении напомнить, что 1 июня по православному календарю - день памяти благоверного князя Дмитрия Донского, раз­громившего на Поле Куликовом золотоордынского правителя Мамая. Природные и исторические реа­лии в соединении умножают свою воспитательную силу и благотворно влияют на развитие подрастаю­щего поколения.

Первые дни июня посвящались огородно-земледельческим работам.

2 июня - день Фалалея Огуречника, сажали огур­цы, призывая «тепловей», влажный ветерок. Подме­чали, если на елях много шишечек, то урожай огур­цов будет богатым.

3 июня - день Олены Льняницы, сеяли лен; под­мечали: если в этот денек ненастно, то быть всей осе­ни дождливой. Песня-игра этого дня «А мы лен сея­ли» - хорошо известна в русском народе.

4 июня - Васильковый день, праздник полевых цветов: «день синитель - васильковый повелитель».

5 июня - конопляник и т.д.

В начале молодого лета в русских деревнях быто­вал такой обычай: парни подкарауливали девушек, несущих на коромыслах ведра с водой, и бросали им в ведра березовые веточки. После этого девушки ста­рались идти тихонечко, осторожно, чтобы не расплес­кать воду, в каждой уроненной капле — утраченное счастье. Воду эту переливали в кадки, сохраняя в ней березовую зелень, и вода становилась благоуханной.

6 июня - день Шиповника, северной розы. «Ши­повник цветет - румянец года ведет» - говорили в этот день.

Роза издревле является у всех индоевропейских народов символом июня, главным цветком этого месяца. В старину у цветущего куста шиповника со­вершали сокровеннейшие обряды, молились, чтобы избыть горечь и успокоить свою душу. На Руси су­ществовал обычай собирать детей, усаживать их воз­ле цветущего куста шиповника в кружок и расска­зывать им сказки, страшные байки. Считалось, что в этот день они не только не испугают, но далее ус­покоят, умиротворят, «усмирят переполохи». В на­роде запах шиповника считался целительным, успо­каивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. От разных болезней, осо­бенно если одолевает худоба, дышали ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника.

В этот день можно организовать замечательный детский праздник цветов, рассказать о цветах, их целебных свойствах, познакомить с русскими трав­никами, научить плетению цветочных венков. Так­же можно провести увлекательные конкурсы или викторины на знание цветов наших лесов, стихов и песенок о цветах и т.д.

 

Дни июня русского народного календаря прочно связаны с природными явлениями и хозяйственны­ми заботами.

7 июня - Иванов день, следует остерегаться росы, которая приобретает вредные свойства. Для тех, кто утомлен работой, в этот день полезно кататься по полю на спине с таким приговором: «Пашня, паш­ня, хлебца нам дай, силу нашу отдай».

10 июня - Никита Гусятник, чествовали гусей и все, что с ними связано.

11 июня - Феодосия Колосница.

12 июня - Исаакий Змеевик, день змеиных сва­деб, когда, по старинным сказочным преданиям, царь змей Василиск ведет змеиные свадьбы. Счи­талось, что в этот день необходимо с особой осто­рожностью ходить по траве, далеко в лес не заби­раться, чтобы не наступить на брачующихся змей. Детям рассказывали о змеях, о лекарствах из змеи­ного сала, учили правильно действовать, если до­ведется столкнуться со змеей. В русских народных сказках Василиск - волшебное существо, убиваю­щее своим взглядом или дыханием. Василиск опи­сывался как змей с петушиной головой. Считалось, что и рождается он из петушиного яйца, которое высидела жаба. Под взглядом Василиска все живое обращалось в камень. Спасение от него в зеркале, поскольку если он увидит себя сам, то также обра­тится в камень. Педагогически умело оформленные рассказы о сказочных персонажах - действенное средство воспитания детей.

 

 

18 июня - время самых коротких, как говори­ли, воробьиных ночей. Известна пословица, приуро­ченная к этому дню: «На Дорофея утро вечера муд­ренее».

19 июня - день Иллариона, покровителя огород­ных работ, особенно прополки: «Илларион - дурную траву вон».

21 июня - день Федота Колодезника, лучшее вре­мя для отыскания мест, где следует рыть колодцы. На Руси для этих целей расставляли сковороды и где сковорода оставалась влажной до полдня, там и ко­пали колодец.

25 июня - летний Солнцеворот - по русскому народному календарю день Петра-поворота. Говори­ли: «Солнце на зиму, а лето на жару». Главное дей­ствующее лицо этого дня - Солнце, которое издрев­ле почиталось русским человеком как источник по­рядка, тепла и света. Не случайно в языческие времена Солнце представляли в образе Бога, име­новали его - Дажьбог и Сварог (Сварог — олицетво­рял огненную ипостась солнца). Солнце в русских сказках представляется как совершенное и разум­ное существо, как правило, выполняющее Божью волю. Оно, по поверьям, смотрит с неба, видит все дела мирские и рассказывает об увиденном Богу. На Ивана Купалу солнце вместе с людьми купается в воде. Управлять солнцем могут лишь святые и де­ти. Когда дожди становятся вредными для посевов, именно детям поручалось произнести магическую заклкчку: «Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Твои детки плачут, на лавочке скачут». В этот день можно устроить конкурс или турнир за- гадочников и сказочников. В русских загадках и сказках солнце изображается в образе красной де­вицы: «Красная девица в зеркало глядится». Загад­ки о солнце трудны и требуют пояснений, напри­мер: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-ветреница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица». Образ дуба, как мы уже упоминали, олицетворение бога-громоверж­ца Перуна. Однако он еще и символ Вселенной, т.е. образ мирового дерева.

В древности на солнце молились, и даже в начале XX в. крестьяне крестились на солнце. Заклинания разного рода произносили при солнечном восходе. Вот характерный русский заговор: «Стану я на сыру землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба Божия (называется имя) о мне (таком-то)».

В день солнцеворота старались не становиться к Солнцу спиной, не делать ничего плохого, чтобы Со­лнышко этого не видело. После заката, по преданию, нельзя давать в долг, особенно огонь, в противном случае счастье и достаток покинут ваш дом; не раз­решалось выбрасывать мусор, начинать резать новую булку хлеба и т.д.

В этот день водили хороводы, особенно круговые, символизирующие как солнце, так и весь год; уст­раивали состязания, всевозможные игры, особенно горелки; качались на качелях, стараясь взлететь как можно выше в небо, ближе к солнцу. Вечером про­вожали закат и просили у солнышка вещих снов.

Последние дни июня таковы.

26 июня - Акулина-задери хвосты. Это экзоти­ческое название дня происходит от обилия оводов и мух. Примета дня: если мошкара толчется кругами, то это к хорошей погоде. Еще называли этот день Акулиной-Гречушницей, считая, что 26 июня день рождения прародительницы гречихи — сказочной героини Крупенички. Издревле существовал на Руси обряд угощать гречневой кашей всех бедных и без­домных. Детям уместно рассказывать сказку об из­вестной царевне Крупеничке, которая по вещему слову старухи-ведуньи была обращена в гречневое зернышко, а затем, попав в русскую землю, произ­вела настоящую гречиху.

27 июня - Елисей-по колено в овсе. Совершали в этот день обряд заклинания и подрезания крапивы. Из крапивы собирали веники и деви в игре симво­лически «обжигали» небо, тем самым вызывая, как верили в старину, дождь.

29 июня - праздник старого Ярилы, по свят­цам - день Тихона. Солнце с этого дня старится, идет тише и певчие птицы затихают. Дети в этот день произносили следующее заклинание:

Ласточки — касатки, Горихвостики — Краснохвостики,

Мухоловки — пеструшки,

Не держите солнце, Скатитесь с Красной горушки!

30 июня -последний день месяца, по святцам - день св. Мануила. Считалось, что в этот день солнце застаивается, медлит в зените и поэтому все на зем­ле, в полях и огородах идет в рост. На Мануила опас­но гулять в лесу, так как лешие начинают водить, пугать, заманивать, напускать морокит - туманы, которые на Руси называли молочными реками. В этот день детям рассказывали о леших, лесовиках или боровиках. В русских сказках лешие - волшеб­ные хозяева леса и зверей, враждебная человеку нечистая сила. Леший  может напугать ребенка сво­им смехом, увести его с пути. Против леших суще­ствовало заклинание: «Прими мою рубаху, леший, хозяин. Не стереги меня у коряги. Не посылай мо­роки».

 

Общие приметы последних дней июня таковы: час­тые зарницы, полыхающие над полями, — к хоро­шему урожаю. В июне, как советует старинная рус­ская книга «Колядник», для сердца полезно каждое утро пить колодезную воду. Магический камень июня - жемчуг, символизирующий воду. Этот ка­мень, как считается, своим внутренним светом оза­ряет семью и дарит супружеское счастье.

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether