Четверг, марта 28, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

В народе говорят и поныне: «Летний день - год кормит»,- добавляя: «Лето - припасиха, зима - подбериха». В этих пословицах обнажена основная ипостась летнего времени года, решающего, жизнедающего. 

Рассказ о времени года и о каждом текущем месяце - обязательный момент в организации воспитания. Вместо рассказа можно использовать, например, деловую игру или театрализованное представление.

В рассказах о конкретном месяце следует отразить исторически складывающиеся образы, народные обычаи, сведения о духовных явлениях, народных героях, святых и великих людей, рожденных в этом месяце, о природных и погодных условиях, приметах, суевериях и т.п.

Июнь

Все это может быть дано в «живых картинках», наглядно, увлекательно, в сопровождении песен, стихов, игровых действий. Содержание летних вос­питательных форм значительно обогатится, если обратиться к народным обычаям той местности, где ребенок живет или проводит летнее время. Традици­онные обряды, предания, заговоры, гадания и т.п. могут стать незаменимым материалом для всевоз­можных соревновательных дел: конкурс-ромашка, конкурс актерского мастерства, (например, сказать скороговорку, отгадать загадку, закончить сказку о лете, изобразить голоса сказочных и реальных зве­рей и животных, спеть народную песню и т.д.). Кон­курсные задания могут быть насыщенны элемента­ми истории, народного быта, например, как танце­вали на Руси в Зеленые святки, какие троицкие песни распевали, какие игры играли на Купалу. Путешествие в русское лето начинается с первого его месяца.

Название первого месяца лета «июнь» восходит к имени древнеримской богини Юноны, покровитель­ницы брака, замужества и деторождения. В русском народном календаре у этого месяца несколько назва­ний. Коренное русское название - изок. Это наше забытое древнее слово, а означает оно - кузнечик. Песни кузнечиков в июне заполняют все простран­ство лугов, опушек, лесов; их трезвон слышен с каж­дой тропки, дорожки, а стоит раскрыть окно - вры­вается в комнату. Вот и стали называть этот месяц по самому его яркому отличительному признаку. Слово «изок» очень поэтично. Для того чтобы оно вошло в активный словарь ребенка, можно ему про­читать стихи, где главный образ - изок, предложить самому попробовать свои силы в поэтическом твор­честве:

 

 

Песня июня

Звонкий песенник Изок, Чем я тише, тем ты ближе, Сбился с ног, весь изнемог,

Но зато как ясно вышел Месяц юности - изок. Кем ты назван так- «Изок»! 

Соловьиная причуда Или воздуха глоток? Иль не знаешь сам, откуда Ты возник, дружок изок?

Не июнь зову — Изо-оо-к, Изукрашенный кузнечик, Твое имя с ноготок, Ты и сам травинки легче Месяц, мой близнец, Изок.

Будто прыг да скок - Изок, Вот уж имя дали — чудо!

«Дунул пастушок в рожок, Из живого изумруда Народился я, Изок».

Засмеялся Лель: «Изок Будут звать тебя любезно, Ты, как я, зеленоок И в глазах такая ж бездна Страсти, нежности, Изок!»

Виктор Петров

Славянское, более древнее название этого меся­ца - кресец. Корневое слово «крес» означает - не­бесный огонь, жаркое летнее солнце. За яркий и цветущий вид июнь называли еще и «червень», т.е. червленый, красный, красивый.

Праздники июня с глубочайшей древности посвя­щались молениям о дожде, о тепле, о росте. «Июнь родит, а не поле, не земля хлеб родит, а небо». Из старорусских языческих богов особенно чествовали Перуна, повелителя небесных вод. «Два дня льет - час сохнет» - говорили об июньском дожде. Неког­да был общеславянский культ быта летней грозы - Перуна. Представлялся он воином с серебряной го­ловой и золотыми усами. В христианстве Перун по­лучил иное имя, преобразившись в Илью-пророка. Ныне Перун - сказочный, мифологический образ плодородного дождя. Купание и плескание в реках и озерах воспринимались в древности как магическое действие, способствующее тому, чтобы Перун ото­мкнул своим волшебным ключом небесные воды. Как правило, этот обряд доверяли детям, которые и за­кликали воду словами: 

Водица, водица, Студеная быстрица,

Обеги вокруг, Напои наш луг.

Июль

Второй месяц лета - июль, назван так по име­ни римского полководца и диктатора Юлия Цезаря более двенадцати веков тому назад. Цезарь, имя соб­ственное, превратилось в слово - царь. Действитель­но, июль - царственный месяц, корона лета! За свою красоту июль в русском народе получил названия червень, сенозарник, жарник, липец, отрадник, серпень. На ранних червленых и жарких июльских зо­рях, когда цвела липа, косили луга, ставили стога, шла страда. Но июль еще и по-царски грозен: «Июль- грозник, молнии мечет, дубы калечит». После теплых, звонких и певучих июньских дней этот месяц - перуний, Ярилиной силой ярится, яростные грозы и обильные ливни приносит.

На круге-колесе русского года июль прямо про­тивоположен декабрю. В народе эту обратную связь давно подметили: «В июле хоть разденься, в декаб­ре теплее оденься», «Если июль жаркий, то декабрь будет морозным» и т.п.

В древности на Руси в июле устраивали праздне­ства, посвященные верховому языческому славянско­му богу, - Перуньи игрища. После установления Христианства на Руси этот праздник трансформиро­вался в праздник Ивана Купалы и в знаменитые Петровки (день солнца, время активного, обрядово­го поклонения животворящему светилу).

Завершает дело лета август, по-русски - зарев, зорничник. Это природное имя ему дано от ярких, но уже прохладных зорь, блестящих в обильных росах «калинников-малинников». Наступает время сбора земных плодов.

 

 

 

 

 

Август

Название месяца римско-византийское, так зва­ли первого императора Октавиана Августа. Особо ав­густейший месяц! Для русского уха звучит - «гус­то»; действительно, всего в нем густо: и звезд на небе, и событий на земле. Но в переводе с латинского «ав­густ» означает- «возвеличенный богами». А вот предки наши, русичи, называли его - зарев, зорнич­ник. Холодные яркие зори и были «калинниками- малинниками», по сходству с известными ягодами. Знали в древности их колдовскую силу: калины от­ведаешь - изведешься любовью, малину попробу­ешь - хмельной любовный жар захлестнет. Обжи­гало, видно, любовью русские сердца в эти дни. Счи­талось, что в августе по полям бродили полудницы (особенно с 5 по 12), шептали властные слова, увле­кали, а вот любви не давали. Повалишься с нею на ясесткие колосья, исколешь душу до крови, а ветреницы-полудницы нет, как и не было.

Мы знаем, что были у месяцев имена, а были и прозвища. Август по разнообразию примет имел мно­го прозвищ: живень-жнивень, хлебосол, собериха-припасиха, густоед, густырь. Звали его и серпень, по­скольку убирали в августе хлеб. Жили по поговорке: «От зажинок до дожинок не до жинок». Жнецу при­ходилось отдавать всю свою силу жнивью, Матери-Сырой-Земле. Но приходил последний день уборки хлеба, дожинки, и катались наши прадеды по колю­чей стерне, по скошенному полю, причитая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силу в каждый суставец и в каждую жилку, на пест, на колотило, на кривое ве­ретено, на житье-бытье», веря, что возвратится утра­ченная на жатве сила. И сила возвращалась.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether