Четверг, марта 28, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Словом «лето» любили обозначать весь год. Русские хронографы называли летописями, а писцы-летописцы начинали свои исторические сказания фразой: «В такое-то лето от сотворения мира...». Слово «лето» происходит от «Ladd», что в пере­воде с ликийского языка означает - «жена», «мать». Для русского уха и без перевода ясен смысл этого древнего индоевропейского корня: лето - это Лада! Лада - имя самой Мать-Сырой-Земли, рождающей и оберегающей все живое.

В Древней Греции, Элладе, из этого же корня на­родилось слово, которым именовали богиню-мать Лето. Она, как свидетельствуют мифы, родила Ар­темиду, охранительницу лесов, всего животного мира, и Аполлона, покровителя искусств, певцов и поэтов. Родной сестрой Лето была Астерия, звездная богиня. Переплелись корнями древнегреческие и сла­вянские образы, восходя от праязыка единого народа-предка к Руси, к русской духовности.

До наших дней сохранились отголоски искони летнего культа матери, убеждение, что природа - живая, одушевленная, что Мать-Сыра-Земля дышит и чувствует. Сохранился у нас, например, строгий запрет тревожить землю до Благовещенья, плевать на нее, бить ее палкой. Землею клялись, горсть род­ной землицы брали с собою, отправляясь в дальние страны. И земля эта становилась оберегом для сво­их любящих, почтительных детей.

Растительным символом Матери-Сырой-Земли на Руси являлась береза, непременная участница всех праздников и обрядов начиная от Троицы. Камнем лета на Руси считался рубин, олицетворяющий со­лнце, очистительную силу огня, а камнем июня был жемчуг, изнутри сияющий белизной. Верили, что наш речной жемчуг дарит людям супружеское счас­тье, чистую влагу жизни. Огню, воде и деревьям поклонялись люди с древнейших времен в летние месяцы года.

В народе считают, что в березе воплощен образ Берегини-Лады. Особо почиталась береза сразу же после Вознесения, возвещающего на сороковой день после Пасхи приход лета: «С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланя­ется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит».

Береза считалась деревом счастья. Есть русское предание, что некогда саму Параскеву Пятницу прятала она от нечистой силы. Не потому ль и ныне в заповедных селах России в день Святой Троицы березовыми ветками изгоняют из домов всякую нечисть, очищая молодой зеленью свои ясилища.

Немыслимы троицкие обряды без березок. Девоч­ки, девушки и женщины украшают их лентами, за­вивают кольцами, плетут венки из гибких березовых веточек, водят вокруг принаряженной березки хоро­воды, устраивают девичники с совместным угощени­ем, гадают да поют троицкие песни:

Становились во кругу, поклонились Семику.

Ой-лю, ой-лю-лю, березоньку я завью!

Есть такое поверье: та девушка, что первой ся­дет в тень «завитой» березки, - обретет этим летом своего суженого. Ветки берез свивали в венки с тай­ным умыслом, нашептывая имя полюбившегося че­ловека. Ведь о чем думается в Троицу, когда берез­ку завиваешь, то и сбудется! Эти венки и просто ве­точки хранили и верили, что они - надежный оберег, спасающий от бед-напастей, дарующий счас­тье.

В Зеленые святки, что предшествуют летнему Со­лнцевороту, девушки заламывали березу. Не лома­ли! Заломить - это значит сплести древесную ма­кушку с травой-муравой. Из березовых веток спле­тали венок-окошечко, вставали друг против друга и обменивались либо крестиками, либо платочками, либо другими вещицами, затем менялись местами и клялись в дружбе и верности, что называлось «покумиться». Нерушимой была эта клятва в друж­бе и верности.

Считалось, что в троицкой зелени витают души умерших, таятся навьи силы. В Московской Руси, судя по описанию памятника XVI в. «Стоглава», «в троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробам умерших с великим воплем».

Под бесконечный звон цикад, кузнечиков обметали ранними цветами и травами могилки родных, как говорили, «глазки умершим прочищали», в помощь себе призывали. Верили, что ушедшие из жизни - рядом, что вместе с травой и цветами выходят они к живым и оберегают от напасти, подсказывают, как жить дальше. Однако от умерших злою смертью могут проистекать и беды. Начало лета - время русалок. Кто не знает о русальих проказах, о «де­вах воды» - купалках, лоскотухах, водяницах, ув­лекающих за собой в речные дворцы иного света? До самого Ивана Купалы, как верили в старину, можно было нежданно-негаданно встретить русал­ку. Ныне эти волшебные существа — образы, пло­ды народного воображения - населяют лишь сказ­ки для детей да стихи поэтов. Лето как раз и явля­ется благодатным временем для сказок о русалках. Конечно, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам (и девицам!) урок ». Урок ответственного, осторожного отношения к лесным прогулкам и купаниям в незнакомых водоемах.

Представлялись русалки в виде прелестных деву­шек с длинными распущенными зелеными волоса­ми. Они были берегинями рек, охранительницами речного ложа, русла. От слова «русло» и происходит слово «русалка».

Начиная со времени Зеленых святок русалки, по древнему поверью, выходят из воды, бегают по по­лям и лугам, качаются на ветвях деревьев. Встреч­ных они могут защекотать до смерти и увлечь на дно. Бывалые люди и теперь еще советуют, если услы­шишь, как русалка хлопает в ладоши и приговари­вает: «Бух, бух! Соломенный дух. Меня мать поро­дила, некрещену положила», - то следует произне­сти: «Крещаю тебя - Иван да Марья!» Наваждение тотчас и рассеется. Считалось, что особенно опасны русалки по четвергам. В русском народном кален­даре четверг посвящался богу грозы Перуну, небес­ному воину. В эти дни русалки якобы обретали ве­ликую силу, выбирали дубовую рощицу возле реки и таились в листве этих деревьев. Если береза оли­цетворяла земное, женское начало, то дуб — небес­ное, мужское, «перунье».

На Руси была древняя традиция назначать свида­ние у могучего дуба, называемого Заветным. Молодо­жены у старообрядцев еще в XIX в. заключали брач­ный союз, трижды объезжая вокруг дуба. Таинствен­ная, вселенская сила виделась в нем. Об этом говорит старинная русская загадка: «Стоит дуб-вертодуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретенница; никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица». Отгадка: мир, небеса и солнце. Не потому ли так лю­били обитать в дубравных рощицах русалки?

От чар русалок оберегались полынью, которую всегда имели при себе. Считалось, что русалки не­постижимо связаны с миром мертвых через воду и растительный мир. Вода представлялась некой гра­ницей между белым светом и загробным царством. Наши предки тысячелетиями поклонялись священ­ным источникам, озерам, рекам, колодцам. Но в то же время и опасались водной стихии: «Чёрт огня бо­ится, а в воде селится». Хозяином водной стихии счи­тался водяной, которого представляли в образе ста­рика с круглым животом, тоненькими ногами и длинной зеленой бородой. Как и русалки, он был жи­телем иного мира, «нежитью».

В русалках и водяном видели «души умерших», которые оберегают землю, реки и поля. Считалось, что русалки охраняют посевы, вызывают волшебною силою цветение, колошение, посылают летние ливне­вые дожди. Русский человек в прежние времена свято верил, что нельзя безнаказанно рвать цветы, купать­ся в неурочное время и т.д.

Наши предки считали, что летом особенно тон­кая граница между видимым и невидимым мира­ми, между миром живых и миром ушедших. Это - волшебное, сказочное время года. Гадания на воде с цветочными венками - характерное явление рус­ского лета. В день Святой Троицы, например, пос­ле обеда начинался молодежный праздник с гада­ниями о суженом, о женихе. В прежние времена та­лантливые женщины, хранительницы преданий, которых называли бабками-хороводницами, выхо­дили в центр села с обрядовым караваем на расши­той скатерти и песнями созывали молодых людей на игрища-гульбища:

Ай, дидо, ой, ладо!

А мы в лес пойдем,

И цветов нарвем,

И венков совьем,

Ай, дидо, ой, ладо!

Девушки и юноши украшали себя венками, ко­торые считались священными символами брачного обета. Любимая детская и молодежная игра лета, Ярилина игра - горелки. Играли в нее до самого Ивана Купалы. Взявшись за руки, наподобие «ру­чейка», вслед за водящей, которую именовали «Све­чой», произносили солнечное заклинание:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо - Птицы летят, Колокольчики звенят!

По слову «звенят» первая пара размыкалась и бе­жала в «хвост», а «Свеча» догоняла, и если была сно­ровиста, то образовывала новую пару. Играли в сал­ки, жмурки, перетягивание каната, палочки-выру­чалочки, уточки и пр.

Вечером все шли к реке, где молодежь бросала свои венки в воду. Поплыл венок быстро - счастье, закружился на одном месте - ссора, потонул - не­счастье, остановился - свадьбе-радости не бывать. Те венки, что вода соединила, указывали на друж­бу, а у тех, кто постарше, то и на брачную пару.

В понедельник после Троицы - Духов день: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет. В этот день, считалось, особенно много разно­го рода нечисти, потусторонней силы. Остерегались, например, полудниц, схожих с русалками, но вопло­щавших не силу воды, а силу солнечного удара; или полевиков, охранявших хлебные поля. В этот день, как верили в стародавние времена, Мать-Сыра-Земля открывает свои самые сокровенные тайны, в том числе и клады.

Народно-православные праздники начала лета - Вознесение, Троица, Духов день - подвижные, от­счет их ведется от дня Святого Воскресения, Пасхи.

Остановимся на ярком и характерном для русского лета игровом (об­рядовом) действии, получившем название «Креще­ние кукушки». В эту троицко-купальскую традици­онную игру дети и молодеть играли до Петрова дня (12 июля): «Не кукуется кукушка за Петров день» - говорили в народе.

В русских сказках кукушка - обращенная в пти­цу несчастная девушка или женщина, ставшая вдо­вой. Наиболее ярко в обрядах, связанных с образом кукушки, отражается народная драматургия лета, суть которой заключается в умирании и воскрешении, например умирании зерна и рождении колоса.

В русском народе кукушку считали хранительни­цей ключей от рая. Отсюда и распространенное га­дание о сроке смерти по кукушкиному кукованию. Также гадали о других важных событиях, например о том, сколько лет осталось до свадьбы и т.д. Траву «кукушкины слезки» приносили домой, считая, что она врачует от несчастной любви (делали снадобья). Корень у этой травы двойной: один корешок белова­тый (мужское начало), другой темный (женское на­чало). Мужчины пили снадобья из темной полови­ны корня, а женщины из светлой - и, верили в древ­ности этой магии, просыпалась возвращенная любовь.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether