Понедельник, Декабрь 11, 2017

 

Как известно, имя личное - олицетворение чело­века, принимаемое при рождении. Дни рождения но традиции празднуются в семье, а именины разумно организовывать в группе, творческом коллективе, а то и в масштабе всей школы. Дети заинтересованы в том, чтобы лучше узнать себя и своих друзей. По­знание это может осуществляться через имя, кото­рое ребенок носит от рождения.

Педагогическая ценность этой формы воснитательной работы в сочетании коллективного (поздравля­ют именинника совместно, соборно), группового (на протяжении месяца несколько именинников) и ин­дивидуального (речь идет о конкретном носителе конкретного имени) подходов. Данная линия воспи­тания позволит, как того требуют наука и просто здравый смысл, повернуться к индивидуальности ребенка, не вяадая в усугубление индивидуализма. Опора на русский народный календарь, на этимоло­гию русских имен, на жизнеописание народных свя­тых и героев, воинов и художников позволит приоб­щиться к национальной культуре, а международный характер практически большинства имен - к обще­человеческим ценностям.

Представленный ниже материал предназначен для организации воспитательной ра­боты в октябре-ноябре и является образцом для са­мостоятельной организации подобных воспитатель­ных мероприятий. Нам представляется, что празд­нование именинных дней может стать стержнем традиции и упорядочить воспитательный процесс детского учебно-воспитательного учреждения.

Организация праздника

Холл или зал, где проходит праздник, оформлен в русском стиле. Это могут быть красочные листы с изображением цветов, орнаментальных компози­ций, репродукций картин В. Васнецова, Н. Рери­ха. На лепестках цветов или отдельно приведены пословицы и поговорки, включающие имена тех, кого в этот день поздравляют. Хорошо подобрать музыку, а еще лучше - песни, посвященные тезкам именинников.

Ведущий (может быть в русской народной одеж­де, в роли коробейника) кратко рассказывает детям, кто такой Ангел-хранитель и соименный святой. По православной вере каждому христианину при крещении Бог посылает особого Ангела, который называется его Ангелом-хранителем. Уместно при­вести в данном случае и молитвенную формулу об­ращения к своему Ангелу: «Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя, просвети отли­чать доброе от злого... направь на дорогу, ведущую к спасению».

Помощник ведущего (или помощники) при необ­ходимости дает дополнительную информацию, опи­раясь на русский народный и церковный православ­ный календарь. Дети должны узнать, что каждый христианин носит имя какого-либо святого и почи­тает его как своего помощника на все доброе, как своего Ангела-хранителя.

Воспитательный смысл праздника в том, чтобы возбудить у ребят желание жить так, как их соимен­ные святые, т. е. свято.

Именинные дни позволяют обогатить содержание воспитательной работы, познакомить детей не толь­ко с христианами-подвижниками, но и с великими людьми языческих времен, поскольку многие, вне­сенные в Святцы, имена восходят к более древним временам, к дохристианским богам, героям, творцам культуры. Все это станет активным средством «за­селения» внутреннего мира детей, образцами для подражания.

Магия имени велика. С рождения, всю сознатель­ную жизнь звучит для нас наше имя, тесно срастаясь в нашем представлении с нами самими, с нашей индивидуальностью. Имя - часть нашей личности, камертон для ее настройки. Замечено, что люди, на­пример, с именем Анатолий (греч. - Восточный) по характеру мягкие, склонны к мечтательности, а с именем Дмитрий (от греч. - Диметра, богиня пло­дородия) — более энергичны, решительны. С педагогической точки зрения имя является серьез­ным средством формирования личности, и задача педагога - перевести этот процесс из стихийного в планомерное и осмысленное русло.

Знание истории, происхождения, этимологии и об­разного строя конкретных имей для ведущего име­нинного дня и его помощника необходимо. Перед самым праздником можно дать задания провести исследование (по литературе, посредством бесед с родителями, библиотекарем и т. п.) своего собствен­ного имени, своего отчества и фамилии, если она про­исходит от имени.

Для старшеклассников задание можно усложнить. Оно может быть следующим: составить свое родос­ловное Древо с указанием имен предков в трех по­колениях. Какие имена можно считать вашими ро­довыми? Почему? Задания могут быть и более слож­ного, творческого характера. В любом случае знание истории, этимологии, образного строя имени, кото­рое ребенок носит, благотворно влияет на формиро­вание его внутреннего мира, усиливает способность к самопознанию.

Ведущий, обращаясь к именинникам, просит их произнести мысленно свое имя, а затем построить о нем рассказ по следующей схеме:

-Каково происхождение имени? Какой народ его породил? Когда это имя вошло в русскоязычную сре­ду? Какое автохтонное (первоначальное) имя оно заменило?

-Что означает ваше имя в точном переводе (с греческого, с латыни, с еврейского и т.д.)?

-Когда вы отмечаете свои именины? (Здесь сле­дует еще раз объяснить, что речь идет не о»дне рож­дения, а именно об именинах, т. е. о рождении ваше­го (твоего) имени в исторической глубине, в конк­ретной личности, вошедшей в Святцы, благодаря чему имя стало прославленным в Боге, освященным, а все те, кто в дальнейшем им именуется, обретают и Ангела-хранителя.)

-Кому из великих и известных людей прошло­го принадлежало это имя? (Последний вопрос можно усложнить, учитывая уровень образованности детей, например, перечислить известных деятелей древне­го, средневекового или нового времени, правителей, полководцев, ученых, изобретателей и пр.)

Понятно, что для христианина главным является то имя, которое причислено Православной церковью к лику святых и занесено в Святцы. Именно эти свя­тые- наши личные небесные покровители и зас­тупники. Именинникам можно дать задание познако­миться по Святцам с житием своего святого: сде­лать рукописную книжечку, если житие представляет, развернутый рассказ об известном святом, нарисо­вать (изготовить) икону-талисман с изображением Ангела-хранителя и пр.

Ведущий должен разъяснить, что именины - личный праздник, но благодаря имени каждый из нас входит в Соборную Церковь, в единство верующих.

Для правильного проведения именинного дня необходимо прежде всего правильно вычислить именины детей и научить этому самих школьников. (Это можно осуществить в ходе коллективного планирования именинного дня с классом (группой), когда осуществляется определение именинников и группировка их по месяцам, поскольку разумнее организовывать эту форму воспитательной работы не чаще одного раза в четверть или месяц.)

В Святцах, которые имеются в каждой церкви, есть много одноименных Святых. В этом случае следует неукоснительно придерживаться правила: имя чествуемого Святцами святого, т. е. именины, должны быть ближайшими ко дню рождения и следовать за ним.
Например, вам необходимо определить именины Анастасии. Дни Ангелов Анастасий приходятся на 4 января, 23 марта, 11 и 12 ноября. Слово «Анастасия» - греческого происхождения и означает «воскресшая», «воскресение», а следовательно, ее день недели - воскресенье. В русском языке это имя часто произносится сокращенно: Настя, Тася, Анастасея и пр. Сопоставив с днем рождения конкретной Анастасии, вы определили, что ее день Ангела приходится, например, на 12 ноября. Это день памяти монахини Анастасии Солунской, причисленной церковью к лику святых мучениц, пострадавших за православную веру в века гонений на христиан римских императоров.
По народному календарю 12 ноября - Синичкин день, праздник прилета синиц: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает». С этим днем связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Зная особенности именинного дня по народному календарю, можно значительно украсить данное воспитательное дело, найти незабываемые подробности. К организации именинного дня можно подключить исторический календарь, сведения о великих личностях, соименных, именины которых отмечаются в группе, классе. В нашем случае можно подготовить рассказ, например, о супруге протопопа Аввакума Анастасии Марковне (у нее тот же Ангел-хранитель), великой русской женщине, поехавшей за опальным мужем в Сибирь, в далекую Даурию. Учащиеся стар­ших классов могут самостоятельно провести истори­ческие изыскания относительно своего имени.

Все собранные и рассказанные, представленные в разной форме сведения о том или ином имени могут послужить прекрасным материалом для составления поздравлений. В старших классах возможно вклю­чение астрологической информации (данные горос­копа, астрологического прогноза на этот период). Твор­чество по составлению поздравления, надписи на по­здравительных открытках (в стихах, рисунках и пр.) могут быть осуществлены в форме конкурса.

Не останавливаясь на традиционных формах, для ориентации и выбора перечислим некоторые совре­менные формы, в которые можно облечь именин­ные дни.

Сократовская беседа

Развернутый поисковый анализ вариантов тол­кования имен, коллективное раздумье над именами именинников (соответствует ли характеру, поведе­нию и пр.). Ведущий может задать вопросы:

- Чего требует от тебя твое имя, его смысл?

- Кому бы ты хотел подражать из людей, нося­щих твое имя? Тирану или тому, кого тиранят?

- Не лишает ли имя человека свободы, не огра­ничивает ли его индивидуальность?

- Похож ли ты на свое имя?

Сократовская беседа как форма именинного вечера может быть начата с полушутливого вопроса, на­пример: «Нужно ли человеку имя?», «А если бы-у тебя было другое имя, то ты был бы другим?», «Ка­кое бы имя ты выбрал сам себе?» Такие вопросы можно назвать разминочными, стартовыми, эмоцио­нальными выступлениями к содержательной части вечера. Когда сократовская беседа достигла эмоцио­нального накала, кульминации, следует перевести ее в более деловое русло, начать, например, конкурс на лучшее поздравление именинников этого дня. 

Сократовские беседы разумно использовать в ра­боте со старшеклассниками, достигшими определен­ного уровня духовной культуры.

Этический театр                                                  

Форма: День гения.  Дети перевоплощаются в героев, которые носят их имена, соответственно переодеваются и разыгрывают сцены из жизни своих соименников. Возможна импровизация на темы: «История моего имени», «Подвиг (имярек)», «Я и мой Ангел-хранитель» и др. Отбирать материал для подобных сценок следует с этических позиций. Далеко не все данные Святцев, мифологических и исторических  житий можно использовать для театрализации Дня гения. Если соименник - яркая личность, достигшая высочайшего уровня развития, то можно в именинный день сосредоточиться на одном ( герое, например Сергии Радонежском. По своей структуре этот день может быть разнообразным, например:

1. Рассказ «Пять минут со святым Сергием».

2.Театрализованная сценка из жизни отрока Варфоломея или старца Сергия Радонежского (благословение на битву князя Дмитрия и пр.).                                                      

3.Музыка православного богослужения и русские 
народные исторические песни (духовные стихи).

4.Мир иконы (разбор и чтение жития по древнерусской иконе «Сергий Радонежский с житием» и др.). 

Ко Дню гения необходимо с особой торжественностью оформить комнату, выпустить газету, подобрать изобразительный ряд, организовать выставку сочинений и других работ школьников.

Структурируя именинные дни, можно с успехом использовать и хорошо известные формы воспитательной работы/ Это могут быть, например:

конкурс «Ромашка» (на лепестках - имена и задание для поздравления);

конкурс актерского мастерства (отгадать имя героя по пантомиме, сценке и пр.);

устный журнал, где дается информация об именах;

турнир ораторов, соревнующихся в лучшем поздравлении именинников;

литературная гостиная и многие другие формы воспитания.

В любом случае следует начинать с беседы «Об именах и именинах».

В сентябре именинниками являются Андрей (1), Агафон (4), Наталья (8), Анна (10), Иван (11), Руфина (15), Михаил (19), Петр и Павел (23), Никита (28).

В октябре - Арина (2), Фекла (7), Сергей (8, 20), Трифон (21), Яков (22).

В ноябре именинники: Дмит­рий (8), Прасковья (10), Анастасия (11), Кузьма и Демьян (14), Федот (20), Михаил (21), Федор (24), Матвей (29).

Одна из современных форм школьного именин­ного дня - литературная гостиная, обогащенная те­атрализованным представлением и чаепитием. Ве­дущий должен красочно и увлекательно рассказать об именах и именинах для определенного осеннего месяца. Для именинников организуется представ­ление, где актеры рассказывают об истории имени, его знаменитых представителях и литературных носителях.

К примеру, на именинах Анны (10 сен­тября) представление может строиться по следую­щему плану: Анна - мать Девы Марии; пророчица Анна и Сретение Христа; Анна Византийская и Владимир Равноапостольный; Анна Ярославна (дочь Ярослава Мудрого) во Франции; Анна Иоанновна на Российском престоле; Анна Керн - вдохнови­тельница Пушкина; Анна Ахматова, ее стихи о жен­щине, о любви и т.д.

Для углубления русского православного понима­ния значения в жизни человека его имени важно познакомить детей с обрядом крещения (например, в форме беседы «Крещение и имя»).

В русских семьях издавна спешили крестить но­ворожденных и дать им имена, чтобы они сразу же оказались под защитой Бога. Этот день - крести­ны - праздновался особо в родительском доме. При­глашенные одаривали младенца, высказывали доб­рые пожелания. В этот же день у новорожденного появлялись его духовные родители, которые были призваны заботиться о своем крестнике. Именно в день крещения в старину справлялись именины, по­скольку это было уже не телесное, а именно духов­ное рождение, считавшееся на Руси значительнее простого появления на свет. Сам день рождения ос­тавался в тени этого духовного события и не праздновался. В день именин пекли, смотря по се­мейному достатку, желательно как можно более ве­сомый именинный пирог, начиненный кашей. Ког­да начинали именинничать, этот пирог ломали над головой виновника торжества. Считалось, что чем больше каши высыплется та голову именинника, тем счастливее он проживет до следующих именин. На­чинали шумный пир с пения «многолетия», благо­словения образами и одаривания подарками.

Следует еще раз напомнить, что именинный день для нас является ближайшим после дня рождения нашего Ангела-хранителя, т. е. святого, носящего то же, что и мы, имя.

Имя - многогранно, и взглянуть на него можно с десятка сторон. Можно включить связь имени и цве­та, поскольку звучание букв имеет определенную цве­товую окраску. Буквам алфавита присущи число­вые значения, которые расшифровываются нумеро­логическими операциями. Имя тесно связано с мифологией, историей, литературой, религией, гераль­дикой и т.д. Данная информация обогатит тексты поздравлений именинникам, поможет расширить кругозор, а главное, лучше понять именинникам самих себя.

 

 

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС