Дрема
Считалкой выбирается водящий — «дрема». Он садится на корточки в центре круга и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке и приговаривают:
Сидит дрема, сидит дрема, Сидит дрема со своею дремотой (2 раза).
«Дрема» должен исполнять все, что говорят играющие:
Встает дрема, встает дрема,
Встает дрема со своею дремотой (2 раза).
«Дрема» встает, потягиваясь и зевая, начинает идти навстречу общему движению, не открывая глаз:
Ходит дрема, ходит дрема, Ходит дрема со своею дремотой (2 раза). Ловит дрема, ловит дрема, Ловит дрема со своею дремотой (2 раза).
Как только произносится последнее слово, все игроки разбегаются по комнате, а «дрема» ловит их с закрытыми глазами. Пойманного игрока он должен назвать. Если пойманный игрок назван правильно, он становится «дремой», и игра продолжается.
Указания к проведению: эта старинная русская игра интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста. Минимальное число участников — 5 человек. «Дрема» не имеет права ловить ребят, пока не сказаны последние слова приговорки. Нельзя подглядывать, чтобы угадать пойманного игрока. Если «дрема» не узнал пойманного, игра продолжается с прежним водящим.
Я золото хороню
Считалкой выбираются водящий и «раскладывающий». Остальные играющие садятся на скамеечку в ряд. «Раскладывающий» берет какой-нибудь маленький предмет (пуговицу, монетку, колечко и пр.) и делает вид, что кладет его в сложенные лодочкой руки играющих. При этом он приговаривает:
Я золото хороню У батюшки в терему. Кому золото попало, Там метелкой распахало.
Водящий становится позади игроков и старается угадать, у кого спрятан предмет. Если угадывает, то садится на место игрока, которому этот предмет положили, а тот идет «раскладывать». Прежний раскладывающий становится водящим.
Указания к проведению: игру хорошо использовать на посиделках. В ней могут участвовать дети разного возраста. Число играющих — до 10—15 человек. Водящий должен быть очень внимательным. «Раскладывающий» стремится обмануть его, может отвлекать шутками, разговором.
В слепые Олены
Жеребьевкой выбирается водящий, которому завязывают глаза. Это — «слепая Олена». Водящий встает лицом к стене, спиной к играющим. Рядом встает один из участников, а остальные расходятся по комнате. Оставшийся около «слепой Олены» вызывает одного из играющих, называя его каким-нибудь придуманным именем. Тот подходит к «слепой Олене» и слегка хлопает ее по спине. Стоящий рядом спрашивает «слепую Олену», кто ударил. Если «слепая Олена» отгадывает, ударивший становится водящим.
Жгуты (вариант)
Водящий, выбранный с помощью считалки, отворачивается от играющих, одну руку закладывает за спину ладонью вверх. Каждый из играющих ударяет его слегка пальцами по ладони. Если водящий отгадывает, кто ударил его по ладони, то ударивший становится водящим.
Корчага (вариант)
Жеребьевкой выбираются корчага и водящий. Корчагу накрывают платком и сажают в центр круга, образуемого участниками игры. Водящий по секрету от корчаги дает всем играющим названия: «птичка», «цветок» и т. п. Затем он встает возле корчаги и вызывает по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого водящий снимает с корчаги платок и спрашивает, кто его ударил. Если тот отгадает, на его место садится ударивший, если нет, корчага остается в центре круга, и игра продолжается.
Нос (вариант)
Участники садятся в ряд один за другим, водящий — впереди. Сидящий за водящим закрывает ему глаза. Кто-нибудь выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти того, кто дергал его за нос. Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место и опять дергают, пока он не угадает. Когда водящий отгадает, на его место садится другой участник, выбранный считалкой.
Слепая курица (вариант)
Из играющих с помощью жребия выбираются двое: «слепая курица» и «чулок». Остальные изображают «краски» и шепотом сообщают названия красок «чулку». Краски становятся в ряд, а «чулок» и «слепая курица» — перед ними. Затем «чулок» закрывает руками глаза «слепой курице», вызывает какую-нибудь «краску». Вызванная «краска» слегка щелкает «слепую курицу» по лбу и становится на место. «Чулок», повернув «слепую курицу» к себе лицом, открывает ей глаза и спрашивает, кто ее щелкнул. Если «слепая курица» узнает, то щелкнувший заменяет ее. Участники меняют названия красок, игра продолжается. Если «слепая курица» ошибается, она продолжает водить.
Указания к проведению: игры с отгадыванием интересны и для малого (4 человека), и для большого состава участников. Ударяет (дергает за нос, щелкает по носу) один играющий, при этом нельзя допускать грубость. В «Корчаге» платок с водящего снимается только после хлопка в ладоши. Хорошо, если все участники игры побывают в роли водящего.
Сокровищница
Водящий заготавливает различные предметы и вносит их в комнату в закрытой корзиночке — «сокровищнице». Он предлагает всем участникам игры на ощупь, не глядя, угадать предметы. Корзиночка передается всем играющим, и каждый пытается определить, что в ней. Кто не угадывает, тот платит фант.
Указания к проведению: количество предметов подбирается по числу участников игры. Предметы угадываются только на ощупь. Среди них можно приготовить такие, которые вызывают самые неожиданные ощущения: мокрую перчатку, щетку и т.п. После угадывания разыгрываются фанты.
Узнай — кто
Водящий, выбранный считалкой, отходит в сторону и отворачивается от остальных. Один из играющих подкрадывается к нему сзади и закрывает глаза. Водящий должен на ощупь узнать, кто закрыл ему глаза, и назвать по имени.
Указания к проведению: водящий находится в этой роли, пока не узнает кого-нибудь из играющих. Тот, кого узнали, становится водящим. Играющие могут создавать забавные ситуации: меняться деталями одежды, нарочно не узнавать участников. Игра интересна и дошкольникам, и школьникам.
В шепоток
Жеребьевкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К водящему подходит один из играющих и шепчет что-нибудь на ухо. Водящий должен отгадать, кто это.
Указания к проведению: минимальное число участников игры — 3—4 человека. Играющие могут шептать смешные слова, чтобы отвлечь водящего, рассмешить его. Если водящий не узнал участника, ему шепчут на ухо по очереди все остальные. Водящим становится тот, чей голос был угадан.
Угадай-КА
Один из играющих, выбранный жеребьевкой, загадывает слово, обозначающее любой известный всем предмет. Другие должны его угадать, задав несколько вопросов водящему, на которые тот отвечает только «да» или «нет».
Указания к проведению: в игре участвует небольшое число игроков. Можно оговорить количество вопросов, задаваемых водящему. Водящий не может отвечать «не знаю». Новым водящим становится тот, кто первым угадал задуманное слово. Игра интересна старшим дошкольникам и младшим школьникам. Дошкольникам лучше загадывать предметы, находящиеся в комнате.
Молчаливое собрание
Играющие усаживаются в круг. Каждый говорит соседу что-либо на ухо (например: «кошка» или «стирать белье»). Затем играющий встает и изображает мимикой и жестами сказанное ему соседом. Остальные должны угадывать. Засмеявшийея при этом платит фант.
Задуманное действие (вариант)
Один из играющих, выбранный жребием, уходит из комнаты. В его отсутствие остальные задумывают, что он должен исполнить по возвращении. Например: «поглядеться в зеркало», «почистить зубы», «подмести комнату» и т.п.
Водящего вызывают и предлагают ему подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие. Если водящий близок к догадке, колокольчик или игра на фортепьяно предупреждают его об этом более сильным звуком.
Указания к проведению: в этих играх участники учатся передавать выразительными движениями различные жизненные ситуации. Необходимо загадывать действия, которые они знают и могут легко изобразить. Водящий до тех пор изображает заданное ему слово или действие, пока все не догадаются («Молчаливое собрание») или пока он сам не догадается («Задуманное действие»).
Игра заканчивается, когда все участники побывают в роли водящего и загадывающих. «Молчаливое собрание» завершается разыгрыванием фантов.
Летает — не летает
Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, водящий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и различные предметы. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Если назван нелетающий предмет, пальцы поднимать не следует. Кто ошибается, платит фант.
Можно играть и так: участники становятся в круг, и при назывании летающего предмета все подпрыгивают. Если назван нелетающий предмет, стоят на месте.
Указания к проведению: от водящего зависит, насколько интересной будет игра. Он должен чередовать в своих «заданиях» летающие и нелетающие предметы, стараясь запутать участников (например: голубь, ракета, Карлсон, утюг, обезьяна и т.п.). Водящий должен поднимать пальцы, когда назван летающий и нелетающий предмет. Эта игра развивает у детей внимание, воспитывает выдержку.
В короли
Один из играющих по желанию или по жребию избирается королем или паном. Остальные участники — работники. Они сговариваются, на какую работу будут наниматься. Сговорившись, подходят к водящему и говорят:
«Здравствуй, король!» — «Здравствуйте». — «Нужны вам работники?» — «Нужны». — «Какие?»
Играющие знаками показывают какую-либо профессию. Король должен угадать, кого изображают работники. Если король правильно назвал профессию, работники убегают, а он должен их догонять. Если профессия названа неправильно, показывают второй, третий раз, пока король не догадается.
Указания к проведению: в игре участвует до 10 человек. Важно подобрать профессию, которую можно изобразить с помощью жестов. Необходимо договориться, на какой площади можно ловить убегающих работников. Если король не догнал работников или не угадал все показанные работы, он остается королем и на следующую игру.
Жмурки на местах
Жмурку, выбранного жеребьевкой, ставят в центре игровой площадки и завязывают глаза, а он повертывается несколько раз. Затем следует диалог:
«Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас».
Участники игры расходятся по комнате, жмурка идет их искать. Пока жмурка ищет, никто не сходит со своего места, но все могут приседать, вставать на колени, обмениваться деталями одежды, чтобы перехитрить жмурку. Участник, названный по имени, становится жмуркой.
Двое слепых (вариант)
Двое играющих с завязанными глазами изображают слепых. Остальные, взявшись за руки, становятся вокруг них. Один слепой ловит другого, причем тот, который ловит, спрашивает все время партнера о чем-либо, а партнер, откликнувшись или ответив на вопрос, быстро меняет место. Игра продолжается, пока первый слепой не поймает второго. Затем слепые выбирают на свое место других. Каждый слепой дотрагивается до одного из участников и, задав какой-нибудь вопрос, старается по голосу узнать его. Если отгадывает, тот становится на его место, если нет, то слепой подходит к другому участнику и снова пытается отгадать.
Указания к проведению: игра не требует большого пространства, поэтому может использоваться в небольшом помещении. В игре могут участвовать дети разного возраста. Чем больше игроков, тем интереснее.
«Зрячие» жмурки
В этой игре глаза у водящего не завязывают, напротив, он должен быть очень внимателен. На стене растягивают белую скатерть или простыню или вешают экран. Водящего, выбранного жеребьевкой, сажают на маленькую скамейку лицом к этой стене. На расстоянии нескольких шагов позади него на небольшом возвышении устанавливают фонарик или свечку так, чтобы тени всех проходящих между фонариком и водящим правильно отпечатывались на стене. Все играющие становятся в ряд и проходят один за другим перед фонариком. По силуэту водящий должен отвадать, кто проходит, и назвать его по имени. За каждую ошибку водящий платит фант.
Указания к проведению:в игре участвует до 15 человек. Играющие для маскировки могут использовать любые детали одежды (шапки, косынки и пр.) и любые движения (хромать, горбиться, ходить пятясь и т.д.). В конце игры разыгрываются фанты.