Понедельник, Декабрь 11, 2017
Впрочем, большинства считалок — веселые смешные стишки. Ну кто не рассмеется во время такого счета:
Ани-бани, трукатани,
Едет баба на баране.
Тпру-ну, не скачи,
Продаются калачи.
Калачи горячие,
Три копейки сдачи.
Знакомая всем с детства картина — ребята становятся в кружок, кто-нибудь один начинает произносить считалку, с каждым словом касаясь груди товарища, не забывая и себя. Обычно малопонятные, часто вовсе бессмысленные слова, но почти всегда сложенные в рифму, сразу задают веселый тон игре. Тот, на кого выпало последнее слово или фраза в прибаутке, считается освобожденным от вождения. Иногда наоборот, становится водящим, это в случае, если ребятам очень уж не терпится начинать игру.
 
Часто первые слова считалки, вроде бы совершенно бессмысленные, на самом деле означают порядок счета. В южных уездах Вятской губернии была в ходу такая считалка:
Перя — меря,
Шуда-луда,
Пята — сота,
Ива — дуп,
Клен — крес.
Пере — от чувашского пер — один, пята — пять. Многие вятские считалки начинались со слов первинчики-другинчики или созвучных им, они означают — первый, второй.
Например:
Первинчики—другинчики,
Летали голубинчики.
На божьей росе
На поповой полосе.
Тута в чашке орешки,
Медок и ледок
Поди вон королек.
Или похожий вариант:
Первички—дружички,
На колу бе, на волу бе
На божьей росе,
На поповой полосе.
 
Прело,горело
Осиново полено.
Пишет дьячок
Черным углем
Марья Быкова
Стеклышко — хруп.
Еще из той же группы:
Перводан-другодан,
На колоде шалобан.
Пятьсот судья,
Катерина судья.
Елка-щелка,
Тетерка,сокол,
Сенек,соколок,
Поди вон, королек.
Есть считалки, в которых ни одного слова не поддается объяснению. С детства запомнилось:
Экете, пекете, чу кете, ме,
Абль, фабль, домене,
Экс, пеке, пуля пук — Наур
Впрочем, тут хоть сочетание «пуля пук» можно понять, скажем, как выстрел. А здесь полная бессмыслица, только ритм: Ам, дам, дез. Дизо, маю.прес. Ам,дам, дез. Дизо, маю, Бумбарес.
 
Многие считалки отличаются довольно сложным сюжетом, в них происходи различные события, причем люди, предметы почти всегда движутся, мчатся:
ехала торба с высокого горба, из-под горки катится голубое платьице, шла машина темным лесом, аты- баты — шли солдаты...
Или:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Говори поскорей,
Не за-ду-мы-вай-ся
А конца этой считалки вряд ли дожидались нетерпеливые игроки:
Раз, два — кружева,
Три, четыре — прицепили,
Пять, шесть — кашу есть,
Семь, восемь —деньги просим,
Девять, десять — белый месяц,
Одиннадцать, двенадцать — На улице бранятся,
Девки делят сарафан.
Кому клин, кому стан,
Кому целый сарафан,
Кому пуговки литые,
Кому серьги золотые.
Царь-царица на лугу,
Потерял мужик дугу,
Плакал, плакал, не нашел,
К государыне пошел:
Ты, барыня-сударыня,
Роди мне сына
В четыре аршина.
Младенец не велик — во всю лавочку лежит;
Он стал надыбок,
Достал потолок.
Иногда считальные слова первой строки повторяются на протяжении всего текста:
 
Цынцы-брынцы, бабалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы,в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы,молоток.
 
За свою долгую жизнь считалки изменялись, вместо непонятных слов дети вставляли знакомые. Например, в заключительной части вместо обычного («поди вон, королек» звучит: «...прочь, прочь, ты капитанская дочь».
 
Возникали и новые считалки. Кто их сочинял — неизвестно. В календаре школьника за один богом забытый год напечатан такой забавный стишок:
У гражданки Соколовой Бегемот сидит в столовой,
Скатерть новую жует, Чешет вилкою живот.
Он не может выйти в дверь. Ты не веришь — так проверь.
 
Я привел лишь несколько примеров. Любой ребенок, да и взрослый может дополнить их своими, ведь счетных стихов существует огромное количество, никто, простите за каламбур, всех считалок не пересчитает. Но это не единственный способ определить в игре водящего.
Малыши, собираясь играть в успрятушки, лепки или другую незатейливую игру, соединяли концы большого и указательного пальцев, получалось кольцо. В это кольцо нужно было, не поднося его близко к губам, пустить слюну так, чтобы пальцы оставались сухими. У кого слюна попала на кольцо — тот и водит.
 
Иногда плевали на щепку и подбрасывали с вопросом: сухого, или мокрого? «дождь или вёдро?». Если игрок выбрал «дождь», и щепка упала мокрым кверху, значит ему повезло — водить будет другой. Кстати, подобная жеребьевка существовала еще у древних греков — они подкидывали черепок, одна сторона которого замазывалась смолой.
 
У ребят постарше игры начинались по-другому. Когда водящего нужно было выбрать из двух-трех человек, по очереди брались рукой за палку, начиная с нижнего конца. Чья рука захватит верхний конец, на того и выпал жребий. Иногда при этом возникали возражения и споры, дескать, не всей ладонью захвачен конец. Спорящих мирило такое условие: тот, кто захватил верхний конец, должен затем удержать палку и даже обвести ею вокруг головы или перевести в горизонтальное положение. Этот способ называется конание, видимо, от слова кон — чей верх, тот и идет первым бить с кона.
 
При игре с палками, обычно, с их же помощью и определяли водящего. Кстати, у нас на Вятке его называли еще водильщик, воженщик, вожа и даже баба. Существовало, по крайней мере, несколько способов.
 
Вот один из них. Все становятся в одну линию, каждый ставит палку одним концом на носок правой ноги, поддерживая рукой другой конец. Затем метают с носка палки вперед, стараясь забросить как можно дальше. Чья палка легла ближе, тому и водить.
 

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС